Автор: Шайдуллина Лилиана Римовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Звёздочка"
Населённый пункт: Губкинский
Наименование материала: Статья
Тема: Кинезиология как средство стимулирования познавательной деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
© Фокина Лидия Петровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Звёздочка»
Подготовила :
воспитатель
Шайдуллина Лилиана Римовна
Кинезиология как средство стимулирования
познавательной деятельности дошкольников
© Фокина Лидия Петровна
КИНЕЗИОЛОГИЯ-
наука о развитии головного мозга через
движение, о развитии умственных
способностей и физического здоровья
через определенные двигательные
упражнения. Она существует уже
двести лет и используется во всем
мире.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный
.
Мишель де
Монтень
© Фокина Лидия Петровна
Основная цель кинезиологии:
• развитие межполушарного взаимодействия,
способствующее активизации мыслительной
деятельности.
•Развитие межполушарной специализации.
•Синхронизация работы полушарий.
•Развитие общей и мелкой моторики.
•Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
•Развитие речи.
•Формирование произвольности.
•Снятие эмоциональной напряженности.
•Создание положительного эмоционального настроя
© Фокина Лидия Петровна
Кинезиологические упражнения –
комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное
взаимодействие, при котором
полушария обмениваются
информацией, происходит
синхронизация их работы.
© Фокина Лидия Петровна
Комплексы кинезиологических
упражнений включают в себя:
•Упражнения для развития мелкой
моторики
•Телесные упражнения
•Дыхательные упражнения
•Глазодвигательные упражнения
•Массаж
© Фокина Лидия Петровна
Требования к проведению
упражнений
•
Указания должны быть спокойными,
доброжелательными, четкими;
•
Все упражнения выполняются вместе с детьми, с
постепенным увеличением времени и сложности;
•
Обучение проводится в игровой форме, при
необходимости – индивидуально;
•
Объем заданий постепенно увеличивается, темп
наращивается, комплекс усложняется по мере
овладения упражнениями;
•
Необходимость в освоении родителями данного
комплекса.
© Фокина Лидия Петровна
Правила проведения упражнений;
•
Продолжительность занятий – 10-15 мин;
•
Периодичность – ежедневно;
•
Время занятий – утро, день;
•
Отработка каждого комплекса -4 недели.
© Фокина Лидия Петровна
Упражнения для развития
мелкой моторики
1.«Колечко» .
Ожерелье мы составим,
Маме мы его подарим
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и
т.д.. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале
каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
2.«Молоток и полочка»
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком,
Получилась полка.
Во время чтения стихотворения (на каждую строчку) дети меняют
положение рук. Правая рука – «молоток»: ладонь повернуть к себе,
пальцы крепко сжать в кулак; предплечье опустить вниз
перпендикулярно полу.
Левая рука – «полочка»: руку согнуть в локте и поднять на уровне груди,
предплечье параллельно полу. На каждую строчку смена положений рук.
© Фокина Лидия Петровна
3.
"Ухо-нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, правой -
за противоположное ухо, затем
одновременно опустить руки и поменять
их положение.
4. “Лезгинка”
Любим ручками играть И лезгинку
танцевать. Левая рука сложена в кулак,
большой палец отставлен в сторону,
кулак развернут пальцами к себе. Правая
рука прямой ладонью в горизонтальном
положении прикасается к мизинцу левой.
После этого одновременно происходит
смена правой и левой рук в течении 6-8
раз .
© Фокина Лидия Петровна
5.Кулак - ребро - ладонь
Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяя друг друга. Ладонь на
плоскости, сжатая в кулак ладонь,
распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, потом -
левой, затем двумя руками вместе. Количество
повторений - по 8-10 раз. При усвоении
программы или при затруднениях в выполнении
помогайте себе командами ( ,,кулак - ребро -
ладонь,,), произнося их вслух или про себя.
6. "Симметричные рисунки"
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально
симметричные рисунки (начинать лучше с
круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное,
чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на
свою руку).
7.«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги.
Начните рисовать одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы.
© Фокина Лидия Петровна
Дыхательные упражнения
1.
“Дышим носом”
Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем
правой руки, левой делать тихий,
продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю
делать тихий продолжительный выдох с
максимальным освобождением от воздуха легких и
подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
2. “Дыхание”
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка
начнет расширяться — прекратить вдох и
сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
© Фокина Лидия Петровна
Глазодвигательные упражнения
“Глазки”
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды. (6 раз)
Зорче глазки чтоб глядели,
разотрем их поскорее.
Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.)
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения,
вращая их по кругу (из стороны в сторону).
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко
соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
© Фокина Лидия Петровна
Самомассаж рук
•
самомассаж тыльной стороны
кистей рук;
•
самомассаж ладоней;
•
самомассаж пальцев рук.
© Фокина Лидия Петровна
Польза кинезиологических упражнений.
1.Активизация межполушарного взаимодействия,
синхронизация работы полушарий.
2 Положительное влияние на развитие интеллекта.
3.Улучшают состояние физического здоровья и
социальной адаптации детей.
4. Снижают утомляемость, повышают способность к
произвольному контролю.
5. Веселят детей, доставляя им удовольствие.