Автор: Тестоедова Ольга Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: круглый стол для воспитателей
Тема: "Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ совместно с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Круглый стол для воспитателей
«Воспитательно-образовательный процесс
в ДОУ совместно с родителями»
Подготовила
Тестоедова О.Р.
Цель круглого стола - ознакомление педагогов с методами работы по
вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада.
Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с
родителями – ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами
воспитания в детском саду, вовлечение родителей в образовательный процесс
детского сада.
Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному.
Важно избегать формализма. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в
интересах развития личности ребёнка, семья для воспитателей не должна
выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и
объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая
среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно,
вовлечение
родителей
в
орбиту
педагогической
деятельности,
их
заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно
не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для
развития их собственного ребёнка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать
отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с
анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания
ребёнка в детском саду. Были проведены анкетирование, личные беседы на эту
тему они помогают правильно выстроить работу с родителями, подобрать
интересные формы взаимодействия с семьёй.
Чтобы
определить
приоритетные
направления
своей
работы
с
родителями, была проведена и проанализирована работа с семьёй. Методы
сбора
информации
были
весьма
разнообразными:
опросы,
беседы
с
родителями, наблюдения за детьми, педагогическая диагностика.
Большинство детей (около 80%) воспитываются в полных семьях — это в
основном семьи с одним ребёнком (60%) или двумя детьми (40%). Около 80%
родителей имеют высшее образование. Неработающих мам 20%, работающие
мамы
возвращаются
домой
обычно
в
18-19часов,
большинство
пап
задерживается на работе. У половины детей группы есть бабушки и дедушки, с
которыми они часто общаются. Ещё одна немаловажная статистика: многих
детей привозят в детский сад на общественном или личном транспорте, т.е.
дорога в среднем занимает около получаса.
Наши опросы подтвердили, что просмотр телевизионных передач по
вечерам и в выходные дни собирает вместе большинство семей. Все дети без
исключения (100%) любят смотреть мультфильмы, но родители не всегда
контролируют их качество, художественную ценность. Значительно меньшее
число (16%) смотрят телепередачи, за исключением традиционной «Спокойной
ночи, малыши!» (около 80%). Вместе с родителями дети смотрят фильмы и
спортивные
программы;
популярностью
при
совместном
просмотре
пользуются передачи о животных (87%) семей.
Во многих семьях есть библиотека, но лишь 40 % семей назвали чтение
книг общим с детьми интересом. На вопрос: «Почему не читаете книги
ребёнку?» - можно было услышать: «Бабушек, дедушек нет, некому читать!»,
«Много работаем», «Нет времени» и т.п.
В качестве любимого занятия в семье выступает компьютер. Об интересе
к современным играм с детьми говорит примерно одна треть родителей.
Интерес к традиционным детским занятиям, например, рисованию, проявляет в
среднем 31% родителей, к совместным прогулкам 37%. Родители не вовлекают
детей в посильную совместную деятельность по дому; предпочитая всё делать
сами так, участвуют в наведении порядка дома около 27% детей.
Проведённый анализ показал, что взаимодействие детского сада с семьёй
- это долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного
следования выбранной цели.
Традиционные просветительские формы взаимодействия детского сада и
семьи:
собрания, лекции, консультации - не всегда привлекают
родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их
собственный интерес, творческий потенциал, культурные и информационные
возможности, обеспечивающие взрослым побудительные мотивы к участию в
совместной с детьми деятельности.
Чтобы заинтересовать родителей жизнью детей в ДОУ, вопросами их
развития мною был предложен и введён проект по созданию развивающих игр
- самоделок. На начальном этапе, самой приходилось придумывать и делать
игры на глазах у детей, а также в совместной деятельности с ними.
Оригинальные творческие идеи совместно с детьми, создаваемые
интересные, востребованные игры, это всё имело уникальный, развивающий
эффект. В группе появились такие игры как «Танграм», «Сложи узор»,
«Лабиринты», «Поиск девятого», «Собери бусы» и т.д.
В группе появилась действующая выставка игр, их можно было брать
домой. После этого пригласили семьи принять участие в создании собственных
игр.
Совместными
усилиями
с
родителями
был
пополнен
уголок
занимательной
игротеки.
Обновление
игротеки
происходит
благодаря
установленной традиции - «Игра в гости к нам». Каждый четверг, в день,
когда проводится игротека, кто-то из детей приносит из дома свою любимую
настольную игру и помещает её в игротеку, знакомит с ней товарищей. Целую
неделю, игра гостит в группе, и все желающие могут в свободное время
поиграть в неё, после чего возвращается владельцу. Каждому воспитаннику
предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что
вызывает
эмоционально
значимые
переживания
у
дошкольников,
а
в
результате дети группы в течение учебного года им возможность значительно
расширять свой игровой опыт. Сменяемость игр разнообразит игротеку,
постоянно поддерживается интерес к ней. Один раз в неделю в вечернее время
проводится «день открытых дверей в игротеке», на который приглашается два -
три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли
равноправного партнёра, познакомиться с достижениями детей, увидеть
особенности учебно-игрового общения с дошкольниками.
Игротека
могла
выходить
и
за
пределы
детского
сада.
Этому
способствовала ещё одна традиция - «Игра напрокат» Дети в пятницу брали
из детского сада домой по одной игре из игротеки, а в понедельник возвращали
её. В выходные дни у ребёнка появлялась возможность показать родителям
свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой материал.
Перенесение игры из детского сада домой стимулирует ребёнка поиграть с
родными в семье. Ребёнок, во время объяснения им правила игры, не только
совершенствует объяснительную речь, но и лучше начинает осознавать,
например, математические понятия. Фактически во время игры с «домашним
партнёром»
закрепляются
знания
и
умения
ребёнка,
налаживается
непринуждённое общение с родителями или другими близкими.
Многие родители отмечали: проект дал понять - надо играть чаще с
детьми, делать что-то совместно. Это познавательно, интересно и помогает
раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развивает фантазию, творчество,
интеллект, помогает содержательно проводить свободное время.
Для того чтобы привлечь родителей к совместному с детьми чтению книг
пошли проверенным путём. Совместно с родителями создали библиотеку в
группе, обновляя книжный фонд группы ежемесячно для совместного чтения с
детьми в группе. Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» научила детей не
только выдавать книги домой, но и воспитывала у них любовь и бережное
отношение к книге.
Великий
русский
педагог
К.Д.
Ушинский
считал,
что
кроме
развивающего значения собственного чтения, даже совместное рассматривание
картинок, иллюстраций является лучшим средством для сближения с детьми.
Он писал: «Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую
взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки». Некоторые родители
открыли для себя художественную литературу, равно интересную и взрослым,
и детям, например, лирические миниатюры с яркими событиями, которые
происходят с людьми малыми и старыми, со зверями и птицами, с разными
обитателями малых уголков земли, где и сосредоточен образ Родины в
рассказах Ю.Коваля.
Таким образом, в результате взаимодействия с родителями расширило
возможности образовательного процесса в ДОУ.