Напоминание

"Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ совместно с родителями"


Автор: Тестоедова Ольга Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: круглый стол для воспитателей
Тема: "Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ совместно с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Круглый стол для воспитателей

«Воспитательно-образовательный процесс

в ДОУ совместно с родителями»

Подготовила

Тестоедова О.Р.

Цель круглого стола - ознакомление педагогов с методами работы по

вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада.

Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с

родителями – ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами

воспитания в детском саду, вовлечение родителей в образовательный процесс

детского сада.

Взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному.

Важно избегать формализма. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в

интересах развития личности ребёнка, семья для воспитателей не должна

выступать лишь как объект воздействия. Воспитатели должны понимать сами и

объяснять родителям, что семья для дошкольника - жизненно необходимая

среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно,

вовлечение

родителей

в

орбиту

педагогической

деятельности,

их

заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно

не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для

развития их собственного ребёнка.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать

отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с

анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания

ребёнка в детском саду. Были проведены анкетирование, личные беседы на эту

тему они помогают правильно выстроить работу с родителями, подобрать

интересные формы взаимодействия с семьёй.

Чтобы

определить

приоритетные

направления

своей

работы

с

родителями, была проведена и проанализирована работа с семьёй. Методы

сбора

информации

были

весьма

разнообразными:

опросы,

беседы

с

родителями, наблюдения за детьми, педагогическая диагностика.

Большинство детей (около 80%) воспитываются в полных семьях — это в

основном семьи с одним ребёнком (60%) или двумя детьми (40%). Около 80%

родителей имеют высшее образование. Неработающих мам 20%, работающие

мамы

возвращаются

домой

обычно

в

18-19часов,

большинство

пап

задерживается на работе. У половины детей группы есть бабушки и дедушки, с

которыми они часто общаются. Ещё одна немаловажная статистика: многих

детей привозят в детский сад на общественном или личном транспорте, т.е.

дорога в среднем занимает около получаса.

Наши опросы подтвердили, что просмотр телевизионных передач по

вечерам и в выходные дни собирает вместе большинство семей. Все дети без

исключения (100%) любят смотреть мультфильмы, но родители не всегда

контролируют их качество, художественную ценность. Значительно меньшее

число (16%) смотрят телепередачи, за исключением традиционной «Спокойной

ночи, малыши!» (около 80%). Вместе с родителями дети смотрят фильмы и

спортивные

программы;

популярностью

при

совместном

просмотре

пользуются передачи о животных (87%) семей.

Во многих семьях есть библиотека, но лишь 40 % семей назвали чтение

книг общим с детьми интересом. На вопрос: «Почему не читаете книги

ребёнку?» - можно было услышать: «Бабушек, дедушек нет, некому читать!»,

«Много работаем», «Нет времени» и т.п.

В качестве любимого занятия в семье выступает компьютер. Об интересе

к современным играм с детьми говорит примерно одна треть родителей.

Интерес к традиционным детским занятиям, например, рисованию, проявляет в

среднем 31% родителей, к совместным прогулкам 37%. Родители не вовлекают

детей в посильную совместную деятельность по дому; предпочитая всё делать

сами так, участвуют в наведении порядка дома около 27% детей.

Проведённый анализ показал, что взаимодействие детского сада с семьёй

- это долгий, кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного

следования выбранной цели.

Традиционные просветительские формы взаимодействия детского сада и

семьи:

собрания, лекции, консультации - не всегда привлекают

родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их

собственный интерес, творческий потенциал, культурные и информационные

возможности, обеспечивающие взрослым побудительные мотивы к участию в

совместной с детьми деятельности.

Чтобы заинтересовать родителей жизнью детей в ДОУ, вопросами их

развития мною был предложен и введён проект по созданию развивающих игр

- самоделок. На начальном этапе, самой приходилось придумывать и делать

игры на глазах у детей, а также в совместной деятельности с ними.

Оригинальные творческие идеи совместно с детьми, создаваемые

интересные, востребованные игры, это всё имело уникальный, развивающий

эффект. В группе появились такие игры как «Танграм», «Сложи узор»,

«Лабиринты», «Поиск девятого», «Собери бусы» и т.д.

В группе появилась действующая выставка игр, их можно было брать

домой. После этого пригласили семьи принять участие в создании собственных

игр.

Совместными

усилиями

с

родителями

был

пополнен

уголок

занимательной

игротеки.

Обновление

игротеки

происходит

благодаря

установленной традиции - «Игра в гости к нам». Каждый четверг, в день,

когда проводится игротека, кто-то из детей приносит из дома свою любимую

настольную игру и помещает её в игротеку, знакомит с ней товарищей. Целую

неделю, игра гостит в группе, и все желающие могут в свободное время

поиграть в неё, после чего возвращается владельцу. Каждому воспитаннику

предоставляется возможность «презентации» своей любимой игры, что

вызывает

эмоционально

значимые

переживания

у

дошкольников,

а

в

результате дети группы в течение учебного года им возможность значительно

расширять свой игровой опыт. Сменяемость игр разнообразит игротеку,

постоянно поддерживается интерес к ней. Один раз в неделю в вечернее время

проводится «день открытых дверей в игротеке», на который приглашается два -

три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли

равноправного партнёра, познакомиться с достижениями детей, увидеть

особенности учебно-игрового общения с дошкольниками.

Игротека

могла

выходить

и

за

пределы

детского

сада.

Этому

способствовала ещё одна традиция - «Игра напрокат» Дети в пятницу брали

из детского сада домой по одной игре из игротеки, а в понедельник возвращали

её. В выходные дни у ребёнка появлялась возможность показать родителям

свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой материал.

Перенесение игры из детского сада домой стимулирует ребёнка поиграть с

родными в семье. Ребёнок, во время объяснения им правила игры, не только

совершенствует объяснительную речь, но и лучше начинает осознавать,

например, математические понятия. Фактически во время игры с «домашним

партнёром»

закрепляются

знания

и

умения

ребёнка,

налаживается

непринуждённое общение с родителями или другими близкими.

Многие родители отмечали: проект дал понять - надо играть чаще с

детьми, делать что-то совместно. Это познавательно, интересно и помогает

раскрыть в ребёнке его лучшие качества, развивает фантазию, творчество,

интеллект, помогает содержательно проводить свободное время.

Для того чтобы привлечь родителей к совместному с детьми чтению книг

пошли проверенным путём. Совместно с родителями создали библиотеку в

группе, обновляя книжный фонд группы ежемесячно для совместного чтения с

детьми в группе. Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» научила детей не

только выдавать книги домой, но и воспитывала у них любовь и бережное

отношение к книге.

Великий

русский

педагог

К.Д.

Ушинский

считал,

что

кроме

развивающего значения собственного чтения, даже совместное рассматривание

картинок, иллюстраций является лучшим средством для сближения с детьми.

Он писал: «Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую

взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки». Некоторые родители

открыли для себя художественную литературу, равно интересную и взрослым,

и детям, например, лирические миниатюры с яркими событиями, которые

происходят с людьми малыми и старыми, со зверями и птицами, с разными

обитателями малых уголков земли, где и сосредоточен образ Родины в

рассказах Ю.Коваля.

Таким образом, в результате взаимодействия с родителями расширило

возможности образовательного процесса в ДОУ.



В раздел образования