Автор: Столярова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОБУ СОШ "Сертоловский ЦО№2" (дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Сертолово Всеволожский район Ленинградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Готовимся к обучению в школе, играя"
Раздел: дошкольное образование
«Обучаемся - играя »
Разработала воспитатель: Столярова С.А
2023- 2024 учебный год
Содержание
1.
Пояснительная записка.
2.
Список детей.
3.
Сетка занятий и режим работы.
4.Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.
Пояснительная записка
Дополнительная программа «Обучаемся - играя» разработана на основе
примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой, М.А. Васи
льевой. « От рождения до школы»; учебно-методических пособий:
«Математика в детском саду» В. П. Новиковой, З.А. Михайловой
«Математика – это интересно» и направлена на развитие познавательной
активности, логического мышления детей имеющих математические
способности.
ФГОС выделяют познавательное развитие в отдельную образовательную
область.
Целью программы по элементарной математике является формирование
приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на
основе привлечения внимания детей к количественным отношениям
предметов и явлений окружающего мира.
Формирование количественных и пространственных представлений является
важным условием полноценного развития на всех этапах дошкольного
детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения
знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и
математических понятий в школе.
Цель программы – Создание условий для всестороннего развития детей,
развития интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти,
восприятия.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка - (умение сравнивать,
доказывать, анализировать, обобщать), конструктивного мышления - (на
геометрическом материале).
Развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение
представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять
задачи.
Воспитательные:
Воспитание у детей 5-6 лет интереса к занимательной математике,
формирование умения работы в подгруппе.
Список детей
№
п/п
Фамилия, имя ребенка
1
Бабоед Максим
2
Крючков Федор
3
Михайленко Яна
4
Паршукова Ксения
5
6
Новикова Александра
Серебряников Федор
Сетка занятий и режим работы
Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.
Длительность занятий: 25минут.
Категория обучаемых: 5-6 лет.
Режим работы: с 16.00 – 16.25ч.
Сетка занятий: вторник, среда. (чередование)
Методы, используемые на занятиях:
- игры-эксперименты,
- модели, схемы.
- развивающие игры.
- логические задачи.
- здоровье сберегающие задачи.(пальчиковые игры,физкультминутки).
- ИКТ
Методическое обеспечение:
Обучающие настольно-печатные игры по математике.
Геометрические мозаики и головоломки.
Занимательные сказки по математике.
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
Простой карандаш; набор цветных карандашей.
Линейка для первоклассника и конверт с геометрическими фигурами.
Счетный материал, счетные палочки.
Набор цифр.
Пособия ( «Сложи узор», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Чудо -
крестики», «Соты», «Геоконт», палочки Кюизинера, блоки Дьенеша.)
Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», задачи в стихах)
Ожидаемые результаты:
В результате обучения дети:
-Должны повысить уровень умения обобщать, сравнивать, выявлять и
устанавливать закономерности, связи и отношения детей.
- Повысить уровень развития логического мышления.
- Развить интеллектуальные способности, познавательную активность,
интерес детей к математике и желание творчески применять полученные
знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного
материала.
Перспективное планирование работы в старшей группе
ОКТЯБРЬ
Число и цифра
6.
Познакомить с образованием числа пять и с
цифрой шесть; учить называть числительные по
порядку, правильно соотносить числительные с
предметами; учить словами определить положение
предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении
предметы четырёхугольной формы.
- «Цифры заблудились». Цель: Расставить цифры
по порядку. Учить называть цифры по порядку.
- Мимио «Учим цифры».
-Д\и «Сбоку – рядом».
- «Уравняй по разному».
Составление
предмета из
треугольников
Учить составлять конструкцию из четырёх
равнобедренных треугольников, ориентироваться
на листе бумаги, словами называть направление:
«слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в
счёте в пределах шести; развивать воображение.
-«Сосчитай яблоки»(прямой, обратный, порядковый
счёт в пределах 6).
-«Сложи узор».
-«Укрась коврик».
-«Сложи из треугольников»( по схемам).
-
логическая игра «Какого фрагмента не хватает
на картинке
».
Трапеция, ромб Учить классифицировать фигуры по разным
признакам; познакомить с трапецией и ромбом;
упражнять в счёте в пределах шести; учить на глаз
определять длину предмета.(полоски).
-Д\ игра «Давай посчитаем грибы».
- логическая игра «Учим фигуры».
-«Длиннее, короче».
- Д\и «На какую фигуру похоже?»
Число и цифра
7
Познакомить с образованием числа семь и цифрой
семь; учить считать в пределах семи, соотносить
цифру с числом; упражнять в ориентировке на
ограниченной плоскости: «слева», «справа».
- Мимио«Учим цифры»
-«Продолжи счёт».(набор цифр).
-
«Счетная мозаика» Цель: познакомить с
цифрами; учить устанавливать соответствие
количества с цифрой.
НОЯБРЬ
Измерение
Учить измерять длину предмета с помощью
условной мерки; упражнять в счёте в пределах
семи; учить видоизменять фигуру путём
добавления счётных палочек.
- Д\ и «Прямой счёт».(посчитаем обувь)
- логическая игра «Сравни »
-«Измерь длину».
- Д\и «Измени фигуру»
Далеко -
близко
Учить делить квадрат на четыре части путём его
складывания по диагонали; составлять предмет из
четырёх частей; измерять протяжённость с
помощью условной мерки; развивать
представление о расстоянии: «далеко», «близко».
- логическая игра «Какого фрагмента не хватает на
картинке».
-«Раздели на части», «Далеко – близко»
Число и цифра
8
Познакомить с образованием числа и цифрой
восемь; учить соотносить цифру с числом; считать
в пределах восьми; закреплять временные
представления: «утро-вечер», «день-ночь».
-
«Цифры заблудились». Цель:Расставить цифры
по порядку. Учить называть цифры по порядку.
- логическая игра «Части суток».
-«Что изменилось»
Цель
: Упражнять в
порядковом счёте.
Измерение
Учить измерять сыпучие вещества с помощью
условной мерки; упражнять в счёте в пределах 8;
развивать мышление.
- логическая игра «Логические задачки»
-«Измерь, сколько мерок».
- Д\и «Весёлый счёт».
ДЕКАБРЬ
Четырехугол.
Учить составлять четырёхугольник из счётных
палочек; упражнять в счёте в пределах 8 и в счёте
на слух; развивать логическое мышление.
-«Составь из палочек».
-«Продолжи счёт».
Календарь
Познакомить с календарём; рассказать о разных
видах календарей; вызвать у детей стремление
планировать свою жизнь по календарю; упражнять
в счёте в пределах восьми; продолжать учить
различать и называть геометрические фигуры.
- Д\и «12 месяцев»
- -«Сосчитай, не ошибись»
- «Не смотри»Цель: Упражнять детей в счёте
предметов на ощупь.
Неделя
Познакомить детей с названиями дней недели;
учить ориентироваться в пространстве на
ограниченной плоскости, используя слова: «слева»,
«справа», «между», «вверху»; составлять фигуру из
геометрических фигур; развивать воображение.
- Заучивание стихотворения «Дни недели»
-«Танграм»(составь по схеме).
-«Составь узор».
Число и цифра
9
Познакомить с образованием числа девять и с
цифрой девять; учить считать в пределах девяти;
называть дни недели по порядку; формировать
представление о том, что число не зависит от
расположения предметов.
- Мимио «Учим цифры»
-
«Что изменилось»Цель: Упражнять в
порядковом счёте.
-«Сосчитай, не ошибись»
ЯНВАРЬ
Число и
цифра 0
Познакомить с нулём; упражнять в счёте в
пределах пяти; учить различать количественный и
порядковый счёт в пределах пяти; учить составлять
группу из отдельных предметов.
-Д\и «Который по счету»
-Разрезные картинки.
-«Чудо – крестики» (схемы).
Число 10
Познакомить с образованием числа десять; учить
считать в пределах десяти, соотносить цифры с
числом; упражнять в обратном счёте; упражнять в
умении составлять геометрическую фигуру из
счётных палочек; развивать воображение детей;
закрепить названия дней недели.
- Д\и«Прямой и обратный счёт»
- логическая игра «Найди лишнее»
-«Составь фигуру из палочек»
Заучивание стих- я «Неделя»
Месяц
Познакомить с понятием «месяц» ( состоит из
четырёх недель, один месяц следует за другим);
упражнять в классификации геометрических фигур
по разным признакам, закрепить названия дней
недели.
-«Живая неделя»
- Д\ и«Свойства фигур»
- логическая игра «Времена года».
Измерение
. Учить с помощью условной мерки определять
объём жидкости; продолжать упражнять в
различении и назывании геометрических фигур; в
увеличении и уменьшении числа на единицу.
- логическая игра «Малыш и Карлсон»
-«Измеряем объём»
-«Увеличь-уменьши на 1»
ФЕВРАЛЬ
Ориентировка
в пространстве
Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить
задавать вопросы, используя слова: «сколько»,
«наверху», «внизу», «слева», «под», «между»;
складывать силуэт без образца; развивать
воображение детей; продолжать учить различать и
называть цифры в пределах десяти.
- Д\и «Учим цифры»
- логическая игра «Математический
планшет»(геоконт, схемы)
-«Назови адрес»
-«Сложи также»
Четырёхугольн
ики
Упражнять в измерении протяжённости с помощью
условной мерки; в увеличении и уменьшении числа
на одну единицу; продолжать учить
конструировать фигуру из счётных палочек.
- Д\и «Числовой ряд»
-«Увеличь-уменьши на 1»
-«Выложи фигуру из палочек»
Ориентировка
Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить
- Д\и «Дни недели»
во времени
задавать вопросы, используя слова: «сколько»,
«слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в
счёте в пределах десяти; в названии
последовательности дней недели.
-«Составь узор»
-«Назови адрес».
МАРТ
Квадрат
Учить составлять квадрат из счётных палочек;
упражнять в счёте в пределах пяти; учить
соотносить число с цифрой и карточкой с
кружками; учить ориентироваться на листе бумаги,
обозначать направление движения словами:
«слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п
-«Составь квадрат»
-«Весёлый счёт»
-«Подбери пару»
- логическая игра «Что перепутал художник?»
Сравнение
предметов по
длине
. Учить сравнивать предметы по длине путём
складывания пополам и с помощью условной
мерки; упражнять в счёте в пределах пяти; учить
увеличивать число на одну единицу; формировать
представление о том, что число не зависит от
величины и цвета предмета.
-«Сравни по длине»
-«Продолжи счёт»
-«Увеличь на один»
- логическая игра «Назови одним словом»»
Геометрически
е фигуры
Продолжать учить составлять фигуры из счётных
палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в
классификации предметов по разным признакам.
- «На что похоже».
- логическая игра «Числовой ряд»
-«Составь фигуру из палочек»
АПРЕЛЬ
Ориентировка
в пространстве
Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить
задавать вопросы, используя слова: «слева»,
«справа», «между», «под», и т.д.; упражнять в счёте
в пределах десяти; учить называть «соседей» чисел.
- «Числовой ряд»
- Д\и «Прямой и обратный счёт»
- «Назови соседей числа»
Измерение
Упражнять в сравнении объёмов жидкостей с
помощью измерения; в увеличении и уменьшении
числа; закрепить название частей суток;
продолжать учить различать и называть
геометрические фигуры.
- Д\и «Части суток»
- логическая игра «Гришкин счёт»
- «Сравни по объёму»
-Соты (схемы)
Ориентировка
в пространстве
Упражнять в делении квадрата на четыре равные
части, путём складывания по диагонали; учить
показывать одну четвёртую; составлять предмет из
четырёх равнобедренных треугольников;
ориентироваться в пространстве.
- «Мышки, сыр и дроби»
-«Раздели на части»
-«Составь фигуру»
-Танграмм (схемы)
МАЙ
Повторение
Упражнять в счете до 10, вспомнить геом.фигуры.
Упражнять в измерении длины с помощью
условной мерки; учить находить сходство
предметов;упражнять в ориентировке на листе
буиаги, вспомнить названия месяцев и дней недели.
- «Прямой и обратный счет» (посчитаем цветы)
- «Числовой ряд»
-«Сравни по обьему».
- Д\м «Дни недели»
- «Палочки Кюизенера» (схемы).