Автор: Сидорова Суфия Ряшитовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУСОШ с.Хворостянка,СП детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Самарская область, с.Хворостянка
Наименование материала: Статья
Тема: Организация коррекционной помощи детям с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Организация коррекционной помощи детям с ОВЗ
На современном этапе развития дошкольного образования
проблеме познавательного развития дошкольников с ОВЗ уделяется большое
внимание. Познавательное развитие - является одной из образовательных
областей, согласно ФГОС ДОУ. Данная образовательная область развивает
любознательность; формирование познавательных действий, становление
сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира.
Идея включения детей с особенностями развития в воспитательно-
образовательный процесс отражает потребности общества в справедливом
отношении к таким ребятам.
В настоящее время, когда система инклюзивного интегрированного
образования еще только внедряется, можно говорить лишь о тенденциях
развития совместного обучения сверстников без учета состояния их
психофизического и соматического здоровья. Некоторые формы показывают
эффективность. Существующая форма дошкольной организации “начальная
школа – детский сад” также достаточно удобная вариативная форма для
обучения и воспитания детей с нарушениями развития дошкольного
возраста.
Стратегия развития с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, базируется на создании предметно-развивающей среды
(пространства), на тесном взаимодействии всех взрослых участников
образовательного процесса, на профессиональной психолого-педагогической
поддержке педагогов. Конечно, подразумевается наличие специальной
подготовки у воспитателей, т.к. они должны знать поведенческие и
когнитивные особенности дошкольников с различными видами нарушенного
развития. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность детей в группе, а
также, чтобы определить индивидуальный маршрут социального и
педагогического развития «особенного» ребенка.
Первоначально нужно выяснить, каковы особенности проявлений
конкретных нарушений, с которыми придется иметь дело. Могут быть дети с
тяжелыми нарушениями речи, с гиперактивным вариантом задержки
психофизического развития и осложненный вариант синдрома Дауна. Нужно
проанализировать функционал группового пространства и выделить место
для релаксации, а также создать речевой уголок.
Реализуя принципы инклюзивного образования, и учитывая уровень
подготовки нормативно развивающихся детей можно провести несколько
вариантов организованной образовательной деятельности (ООД) под общим
условным названием «Мы такие разные…». На этих ООД вместе с детьми
можно найти отличия у детей по росту, цвету волос, кожи и глаз. А ещё все
дети любят своих родителей, умеют дружить и помогать друг другу.
Обратить внимание детей на то, что многие иногда болеют.Обычно люди
болеют какое-то время, но есть дети, которые болеют всегда. Конечно,
обратить внимание, что болезни вызывают микробы и вирусы, но и не
только. Порой нарушения вызывают травмы, воздух, которым мы дышим
или болезни других людей. Можно обыграть ситуации: предложить детям на
время стать невидящими, незрячими, передвигаться в инвалидной коляске.
Можно дать прочувствовать значимость сенсорных систем, а также
неудобства, связанные с ограничениями в передвижении. Предложить игру в
групповой комнате и на участке детского сада. Эта игра позволит выявить
наиболее толерантную группу детей, сочувствующих и сопереживающих.
Выявится и противоположная группа. Если сначала детям нравится
перспектива «покататься» в инвалидном кресле-каталке, то через некоторое
время ребята оказываются в ситуации невозможности преодолеть бордюр,
выполнить какие-либо действия (поднять игрушку с земли или пола) или
сменить вид деятельности, активности. В следующий раз, когда снова
предложим детям снова обыграть эти ситуации, дети могут отказаться. Дети
начинают размышлять и рассуждать. И у детей начинает проявляться
уважение к таким детям, сопереживание.