Напоминание

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно- исследовательской деятельности»


Автор: Скатова Марина Николаевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №65 "Лесная полянка"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: мастер- класс для родителей
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно- исследовательской деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для родителей

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе

познавательно- исследовательской деятельности»

Цель: Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах

речевого развития детей.

Воспитатель: Уважаемые родители! «Не только интеллектуальное развитие

ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом

находится в непосредственной зависимости от речи» (Выготский Л. С.)

И это действительно так. Речь как ведущее средство общения сопровождает

все виды детской деятельности. В процессе познавательно-

исследовательской деятельности у ребёнка возникает вопрос, необходим

поиск ответа. Найдя ответ, ребёнок делится своим открытием с родителями,

другими детьми. Чем совершеннее речь ребёнка, тем более точно, логически

грамотно она оформлена.

Как использовать пытливость детского ума для развития речи? Ребёнку

дошкольнику свойственно исследовательское поведение. Детей не надо

учить любопытству, детей можно отучить от него. Одно безусловное

правило, если ребёнок проявляет интерес к какому либо объекту, поддержите

его интерес. Следите за тем, как он говорит, задавайте вопросы, ищите

вместе с ребёнком ответы в окружающем мире. И вы увидите, насколько

богаче станет внутренний мир ребёнка, а значит и его речь.

Воспитатель: На простых примерах мы попробуем вместе уточнить, как

развивается речь в процессе познания. Я приглашаю вас к поиску.

•Мини-эксперимент «Что это, зачем это?»

Воспитатель: «Посмотрите, что находится в тарелочках?»

Родители: (Соль, сахар)

Воспитатель: «Как попадают эти продукты к нам на стол?»

Родители: (Покупаем в магазине.)

Воспитатель: «Рассмотрите, из чего состоят эти продукты?»

Родители: (Песчинок, крупинок, кристалликов)

Воспитатель: «Что у них общего?»

Родители: (Цвет, отсутствие запаха, сыпучесть)

Воспитатель: «Чем соль отличается от сахара?»

Родители: (Вкусом, кристаллики крупнее, цвет немного разный)

Воспитатель: «Зачем нужны соль, сахар?»

Родители: (Для приготовления пищи, консервации и пр.)

Воспитатель: «Что будет, если эти продукты поместить в воду?»

Родители: (Растворятся, исчезнут, станут невидимыми)

Воспитатель: «Прошу вас, продемонстрируйте, как это произойдёт?»

Воспитатель: «Что стало с водой, в которую добавили соль? Сахар?»

Родители: (Вода стала солёной (сладкой), у неё появился вкус)

Воспитатель: «Изменится ли цвет у воды?»

Родители: (Нет, соль (сахар) не меняют цвета воды)

Воспитатель: «Вы заметили, знакомые продукты, а сколько вопросов,

сколько ответов, сколько новых слов?

Например – кристалл. Вот вам новая тема для исследования: «Что имеет

кристаллическую форму?»

Собственные исследовательские действия ребенка, сделанные при этом

выводы, развивают в ребенке чувство уверенности в себе, наблюдательность,

умение сравнивать, логическое мышление, способность к анализу,

прогностические навыки. И при этом активно развивается речь ребёнка».

•«Узнай на ощупь»

Воспитатель: «Мы с детьми приготовили для вас мешочки с сюрпризами. Что

узнаете, опишете, то и получите».

Родители пытаются определить, что находится в мешочке. Описывают свои

ощущения, делают предположения, выводы.

Воспитатель: «Как вы оцените свою деятельность? Вам было сложно?

Не забывайте, тактильные ощущения детей менее развиты, особенно если

этому не уделялось раньше достаточного внимания.

Такую игру можно использовать при возвращении домой из магазина. На

вопрос ребёнка: «Что ты купила?», предложите ему определить самому, не

заглядывая в сумку. Вы и сами не будете знать, что в руке у ребёнка,

предложите ему рассказывать о своих ощущениях, о том, что он взял. Эта

игра позволяет активизировать в речи детей качественные прилагательные».

•«Что на что похоже?»

Воспитатель: «Приглашаю вас встать в круг.

Всё на свете на что-то похоже, вы замечали, что глядя на облака, всегда

ищешь, на что они похожи. Это внешнее сходство, но бывают сходства и по

другим характеристикам. Передавая друг другу флажок, ответьте,

пожалуйста, что бывает тёплым?»

Родители: (Одеяло, радиатор отопления, солнце, одежда, печка и пр.)

Воспитатель: «А теперь другой вопрос: На что похоже солнце?»

Родители: (Цветок, круг, лампа, подсолнух и пр.)

Воспитатель: «Я повторю свой вопрос: На что похоже солнце? А вы

вспомните свои ответы на первый вопрос и повторите их».

Родители: (Одеяло, радиатор отопления, солнце, одежда, печка и пр.)

Воспитатель: Вы заметили, отвечая на вопрос, мы определяем только одну

характеристику объекта. В первом случае – комфорт, во втором случае –

внешнее сходство. Я ещё раз предлагаю вам поиграть в эту игру и ответить

на вопрос, что бывает тёплым?

Родители: (Слова, отношения, руки, прикосновения).

Воспитатель: Солнце может быть и добрым и злым, но это не потому, что

оно нас любит и не любит. А почему?

Родители: (Солнце даёт жизнь на земле. Мы должны соблюдать безопасность

в летнюю жару)

Воспитатель: Детям понятна такая логика. Не пугайтесь таких вопросов.

Ищите ответы вместе, и вы их обязательно найдёте. Не каждый объект

наблюдения можно потрогать руками, но, если это безопасно, позвольте

ребёнку обследовать его всеми анализаторами. Обязательно обсудите, всё,

что узнали.

Определяя с ребёнком в процессе наблюдения сходные качества и свойства

предметов, речь ребёнка обогащается новыми словами, он активней

использует знакомые, речь становится грамотно оформленной. Кроме того, в

процессе общения развивается диалогическая форма речи, ребёнок учится

слушать собеседника, отвечать на вопросы, уточнять, дополнять

высказывания.

Предложенные мной игры не требуют специальной подготовки, появившиеся

как бы вдруг, из ничего, позволяют создать атмосферу взаимного доверия

между родителями и ребёнком, активизируют познавательно

исследовательскую деятельность детей, развивают коммуникативные навыки

и умения, способствуют полноценному овладению речью.

Воспитатель: Спасибо за активное участие.



В раздел образования