Напоминание

"Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребенка "


Автор: Королева Оксана Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №90
Населённый пункт: г.Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: 10.03.2020г. Презентация
Тема: "Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребенка "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребенка

МАДОУ «Детский сад №90»

составила : учитель-логопед Королева Оксана Александровна

Понятие предметно – развивающая среда-

определяется как система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально

моделирующая содержание его духовного и

физического развития. Обогащенная среда - это

единство социальных и предметных средств

обеспечения разнообразной деятельности

ребенка.

(С.Л. Новоселова)

Роль предметно – развивающей среды

в коммуникативном развитии ребенка

Одним

из

условий

для

полноценного

речевого

развития

детей

является

обеспечение

развивающей

предметно–пространственной среды в ДОУ.

Творческое

развитие

ребенка

дошкольного

возраста

успешно

формируется

в

условиях

предметно

развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную

деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

В

дошкольной

педагогике

под

развивающей

средой

понимается

естественная

обстановка,

рационально

организованная,

насыщенная

разнообразными

сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В

этой

среде

возможно

включение

в

активную

познавательно– творческую деятельность детей группы.

Важнейшими задачами речевого

развития являются:

Развитие мыслительной деятельности (овладение

мыслительными операциями, познавательными

процессами и способностями);

Формирование целостной картины мира в процессе

решения задач по осмыслению своего опыта;

Сенсорное развитие;

Формирование способности к активной умственной

деятельности;

Знакомство с родным языком;

Становление речи;

Требования ФГОСТ к предметно-

развивающей речевой среде:

Насыщенность среды соответственно возрастным

особенностям;

Трансформируемость пространства;

Полифункциональность материалов;

Вариативность среды;

Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий,

обеспечивающих все основные виды деятельности);

Безопасность

Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС

строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее

эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с

учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Требования ФГОСТ к предметно-

развивающей речевой среде:

предметно-развивающая среда обеспечивает

максимальную реализацию образовательного

потенциала.

доступность среды, что предполагает: доступность

для воспитанников всех помещений организации,

где осуществляется образовательный процесс.

свободный доступ воспитанников к играм,

игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающих все основные виды деятельности.

В качестве основных составляющих речевой

развивающей среды дошкольного

образовательного учреждении можно

выделить следующие:

1. Речь педагога.

2. Методы и приемы, направленные на

развитие речи детей.

3. Специальное оборудование для каждой

возрастной группы.

«В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в

свое

время

Е.

И.

Тихеева.

Насыщая

групповое

пространство, надо учитывать в первую очередь то,

чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные

жизненные

потребности

в

познании,

и

общении.

Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся

в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли

удовлетворить свои важные жизненные потребности в

движении,

познании,

общении

со

взрослыми

и

сверстниками.

Группы

должны

быть

оснащены

современным

игровым

и

дидактическим

оборудованием,

которое

включает

наглядный,

раздаточный

материал,

обеспечивающий

более

высокий

уровень

познавательно–речевого

развития

детей.

Рекомендуемое наполнение в

уголках по развитию речи

На развитие речевого дыхания: султанчики,

вертушки, игрушки на поддувание, снежинки,

листики, легкие мячики из ваты и т.д.

На формирование фонетического восприятия и слуха:

шумовые инструменты, детские музыкальные

инструменты, картинки для определения звучащих

инструментов и т.д.

Дидактические игры для активизации словаря;

Пособия для развития связной речи: серии сюжетных

картинок, разные виды театра, литературные уголки;

На развитие мелкой моторики: массажные валики,

мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды

застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.

Рекомендуемое наполнение в

уголках по развитию речи

Наполнение речевой

развивающей среды

определяется

приоритетной линией

речевого развития детей

каждого возраста.

Речевая развивающая среда

первой младшей группы

грамотная, педагогически целесообразная речь

педагога;

методы и приёмы, направленные на развитие

речи как средства общения (поручения, подсказ,

образец, сопряжённая речь и др.);

методы и приёмы, направленные на

формирование умения слушать и слышать

(рассказы, чтение);

самостоятельное рассматривание картинок,

игрушек, книжек и др. (на развитие

инициативной речи).

Речевая развивающая среда

второй младшей группы

грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;

методы и приёмы, направленные на развитие речи как

средства общения (поручения, подсказ, образец обращения,

образец взаимодействия посредством речи в разных видах

деятельности);

методы и приёмы, направленные на формирование умения

слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение);

организация деятельности детей с целью стимулирования

самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек,

предметов для развития инициативной речи, обобщения и

уточнения представлений детей об окружающем.

Речевая развивающая среда

средней группы

— грамотная речь педагога;

— методы и приемы, направленные на развитие речи как

средства общения: удовлетворение потребности в

получении и обсуждении информации, формирование

навыков общения со сверстниками, знакомство с

формулами речевого этикета;

— методы и приемы, направленные на формирование

умения слушать и слышать: выслушивание детей,

уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с

акцентом на стимулирование познавательного интереса;

— активное использование приемов формирования

навыков общения со сверстниками;

— организация деятельности по рассматриванию,

изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др.

для развития объяснительной речи.

Речевая развивающая среда

старшей и подготовительной групп

методы

и

приёмы,

направленные

на

развитие

речи

как

средства

общения

(знакомство

с

формулами

речевого

этикета,

целенаправленное

формирование

всех

групп

диалогических

умений;

умений

грамотного

отстаивания

своей точки зрения);

методы и приёмы, направленные на формирование навыков

самостоятельного

рассказывания

(поощрение

рассказов

детей;

трансформация

высказываний

в

связные

рассказы;

побуждать

к

пересказу,

запись

и

повторение

рассказов;

уточнения, обобщения);

организация восприятия с последующим обсуждением).

создание

условий

для

каждого

ребенка

с

целью

стимулирования

детского

словотворчества

и

повышения

качества детских речевых высказываний.

Спасибо

за внимание!



В раздел образования