Автор: Королева Оксана Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №90
Населённый пункт: г.Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: 10.03.2020г. Презентация
Тема: "Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребенка "
Раздел: дошкольное образование
Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребенка
МАДОУ «Детский сад №90»
составила : учитель-логопед Королева Оксана Александровна
Понятие предметно – развивающая среда-
определяется как система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и
физического развития. Обогащенная среда - это
единство социальных и предметных средств
обеспечения разнообразной деятельности
ребенка.
(С.Л. Новоселова)
Роль предметно – развивающей среды
в коммуникативном развитии ребенка
Одним
из
условий
для
полноценного
речевого
развития
детей
является
обеспечение
развивающей
предметно–пространственной среды в ДОУ.
Творческое
развитие
ребенка
дошкольного
возраста
успешно
формируется
в
условиях
предметно
–
развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную
деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
В
дошкольной
педагогике
под
развивающей
средой
понимается
естественная
обстановка,
рационально
организованная,
насыщенная
разнообразными
сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В
этой
среде
возможно
включение
в
активную
познавательно– творческую деятельность детей группы.
Важнейшими задачами речевого
развития являются:
•
Развитие мыслительной деятельности (овладение
мыслительными операциями, познавательными
процессами и способностями);
•
Формирование целостной картины мира в процессе
решения задач по осмыслению своего опыта;
•
Сенсорное развитие;
•
Формирование способности к активной умственной
деятельности;
•
Знакомство с родным языком;
•
Становление речи;
Требования ФГОСТ к предметно-
развивающей речевой среде:
Насыщенность среды соответственно возрастным
особенностям;
Трансформируемость пространства;
Полифункциональность материалов;
Вариативность среды;
Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий,
обеспечивающих все основные виды деятельности);
Безопасность
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС
строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с
учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Требования ФГОСТ к предметно-
развивающей речевой среде:
предметно-развивающая среда обеспечивает
максимальную реализацию образовательного
потенциала.
доступность среды, что предполагает: доступность
для воспитанников всех помещений организации,
где осуществляется образовательный процесс.
свободный доступ воспитанников к играм,
игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающих все основные виды деятельности.
В качестве основных составляющих речевой
развивающей среды дошкольного
образовательного учреждении можно
выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы, направленные на
развитие речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой
возрастной группы.
«В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в
свое
время
Е.
И.
Тихеева.
Насыщая
групповое
пространство, надо учитывать в первую очередь то,
чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные
жизненные
потребности
в
познании,
и
общении.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся
в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли
удовлетворить свои важные жизненные потребности в
движении,
познании,
общении
со
взрослыми
и
сверстниками.
Группы
должны
быть
оснащены
современным
игровым
и
дидактическим
оборудованием,
которое
включает
наглядный,
раздаточный
материал,
обеспечивающий
более
высокий
уровень
познавательно–речевого
развития
детей.
Рекомендуемое наполнение в
уголках по развитию речи
На развитие речевого дыхания: султанчики,
вертушки, игрушки на поддувание, снежинки,
листики, легкие мячики из ваты и т.д.
На формирование фонетического восприятия и слуха:
шумовые инструменты, детские музыкальные
инструменты, картинки для определения звучащих
инструментов и т.д.
Дидактические игры для активизации словаря;
Пособия для развития связной речи: серии сюжетных
картинок, разные виды театра, литературные уголки;
На развитие мелкой моторики: массажные валики,
мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды
застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.
Рекомендуемое наполнение в
уголках по развитию речи
Наполнение речевой
развивающей среды
определяется
приоритетной линией
речевого развития детей
каждого возраста.
Речевая развивающая среда
первой младшей группы
грамотная, педагогически целесообразная речь
педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие
речи как средства общения (поручения, подсказ,
образец, сопряжённая речь и др.);
методы и приёмы, направленные на
формирование умения слушать и слышать
(рассказы, чтение);
самостоятельное рассматривание картинок,
игрушек, книжек и др. (на развитие
инициативной речи).
Речевая развивающая среда
второй младшей группы
грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
методы и приёмы, направленные на развитие речи как
средства общения (поручения, подсказ, образец обращения,
образец взаимодействия посредством речи в разных видах
деятельности);
методы и приёмы, направленные на формирование умения
слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение);
организация деятельности детей с целью стимулирования
самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек,
предметов для развития инициативной речи, обобщения и
уточнения представлений детей об окружающем.
Речевая развивающая среда
средней группы
— грамотная речь педагога;
— методы и приемы, направленные на развитие речи как
средства общения: удовлетворение потребности в
получении и обсуждении информации, формирование
навыков общения со сверстниками, знакомство с
формулами речевого этикета;
— методы и приемы, направленные на формирование
умения слушать и слышать: выслушивание детей,
уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с
акцентом на стимулирование познавательного интереса;
— активное использование приемов формирования
навыков общения со сверстниками;
— организация деятельности по рассматриванию,
изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др.
для развития объяснительной речи.
Речевая развивающая среда
старшей и подготовительной групп
методы
и
приёмы,
направленные
на
развитие
речи
как
средства
общения
(знакомство
с
формулами
речевого
этикета,
целенаправленное
формирование
всех
групп
диалогических
умений;
умений
грамотного
отстаивания
своей точки зрения);
методы и приёмы, направленные на формирование навыков
самостоятельного
рассказывания
(поощрение
рассказов
детей;
трансформация
высказываний
в
связные
рассказы;
побуждать
к
пересказу,
запись
и
повторение
рассказов;
уточнения, обобщения);
организация восприятия с последующим обсуждением).
создание
условий
для
каждого
ребенка
с
целью
стимулирования
детского
словотворчества
и
повышения
качества детских речевых высказываний.
Спасибо
за внимание!