Авторы: Елисеева Светлана Григорьевна, Шаталова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАОУ детский сад №210 «Ладушки»
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблема оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Проблема оптимизации двигательной активности детей
дошкольного возраста
Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям
социальной политики в области образования. В рамках реализации программы
«Образование и здоровье» особую значимость приобретает внедрение наиболее
эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и
умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.
Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том,
чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического
развития дошкольника. С возрастом в распорядке дня ребенка физические
упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором,
способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к
холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию
центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения,
нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию
возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. На
современном этапе отмечается, что дети в большинстве своем испытывают
«двигательный дефицит», а интенсивность физического развития, здоровье зависит от
двигательной активности. Для повышения мышечной активности необходимы
физические упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков,
осанки, предупреждения развития плоскостопия. Состояние здоровья ребенка, его
сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма,
уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношеиб к
неблагоприятным внешним влияниям.
И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм
особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная
активность приводит к развитию целого ряда заболеваний
В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной
указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим
воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности
жизненно важных систем и улучшению показателей физической нагрузки в мышцах
отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными
изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за
ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей,
которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание
опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация
позвоночника, грудной клетки, таза и т.д., которые влекут целый ряд нарушений
здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной
активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень
уязвимой является СССР.
Двигательный режим
Напомню, что двигательный режим (ДР) суммарно отражает двигательную
деятельность детей в свободных и организованных формах. Двигательный режим
создается совокупностью всех форм организации физического воспитания.
Чрезвычайно важно построить ДР соответственно возможностям детей. Безусловно,
наши дети разные. Они отличаются по темпераменту, природным задаткам,
особенностям биоритмологического портрета, уровню здоровья, физической
подготовленности, интересам, привычкам.
Задача педагога - создать условия для реализации потребности каждого.
Двигательный режим характеризуется тремя показателями:
1.
Продолжительностью двигательной активности (ДА), определяемою по
времени, в течение которого ребенок находится в движении (в минутах или
часах).
2.
Объем ДА (количество движений, выполняемых за определенный временный
отрезок).
3.
Интенсивностью нагрузки, определяемой частотой сердечных сокращений.
Имея научно обоснованные возрастные нормы по всем трем показателям, у нас
составлен двигательный режим для каждой возрастной группы детей с учетом
специфики дошкольного учреждения (материальной базы, например, бассейна,
имеющихся специалистов, контингента детей, природного окружения и пр.)
Итак, предлагаю эти нормы.
1.
Продолжительность двигательной активности.
Очень сложно определить и проконтролировать продолжительность всей ДА в
течение дневного времени пребывания ребенка в детском саду. Поэтому
учитывается длительность организованной педагогом двигательной
деятельности в течение дня.
Это время складывается из продолжительности утренней гигиенической
гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после сна. А в дни отсутствия -
динамических часов на прогулке, организованной двигательной деятельностью
(подвижных игр и упражнений) на дневной и вечерних прогулках.
2.
Объем двигательной активности определяется с помощью шагомера,
закрепленного на поясе ребенка.
3.
Интенсивность двигательной активности. Для обеспечения желаемого
оздоровительного эффекта проводимых с детьми физкультурных мероприятий
необходимо чередовать различные по характеру и интенсивности нагрузки. В
работе с детьми должны присутствовать нагрузки малой, средней и высокой
интенсивности.
Приемы повышения двигательной активности
1.
Предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение
оборудования и пособий, санитарно-гигиенические требования, следить за
наличием соответствующей обуви и одежды.
2.
Продумать задачи деятельности.
3.
Продумать музыкальное сопровождение, которое должно сочетаться с
движениями и создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
4.
Использовать разные способы организации детей.
5.
Стремиться осуществлять дифференцированный подход в играх и игровых
упражнениях.
6.
Предлагать детям самостоятельно воспроизводить игры и игровые упражнения
с соблюдением правил, с применением считалок, зазывалок.
7.
Обращать внимание на создание высокой вариативности педагогических
условий, что способствует более эффективной реализации активной
двигательной деятельности (за счет новизны упражнений, внесения новых
пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных задач).
8.
Активизировать мыслительную деятельность каждого ребенка в двигательной
деятельности. Для этого использовать пространственную терминологию,
предоставлять ребенку самостоятельный выбор способа выполнения действий,
создавать поисковые ситуации и т.д.
9.
Создавать специальные ситуации для проявления волевых качеств ребенка,
решительности, смелости, находчивости.
10. Учитывать сезонные изменения.
11. Стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей
к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению
активности, творческой инициативы.
Двигательная активность детей на прогулке
Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут
достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко
проявляются особенности двигательной активности детей.
Возрастные индивидуальные особенности двигательной активности детей в
значительной мере определяются условиями организации, характером и содержанием
их деятельности. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной
активностью детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что к этому
времени дети приобретают уже достаточно большой двигательный опыт. овладевают
сложными видами движений. Однако без правильного педагогического руководства
они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои возможности.
Как в организованных, так и в самостоятельных играх важно своевременное
переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по
степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на
прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его
зрения.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных
игр и физических упражнений на прогулке являются:
-
дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его
навыками, более сложными движениями;
-
совершенствование, имеющихся у детей, навыков в основных движениях путем
применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
-
развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
-
воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений
со сверстниками.
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного физического
развития, происходит становление двигательныз способностей, формируются интерес
к физической культуре и спорту, личностные, морально-волевые и поведенческие
качества.
В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и
информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к
нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних
органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение
нарушений осанки, стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной
систем - необходимые условия для нормального роста и развития детского организма.
Совершенствование двигательной сферы ребенка предполагается расширение запаса
двигательных умений и навыков, являющихся базовыми в двигательном развитии
(ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание). Упражнения для развития физических качеств
формируют основные физические способности, отражающие качественную сторону
двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности,
гибкость, выносливость).
Особое внимание уделяется развитию общих координационных способностей
(дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др). В этом случае
двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно-двигательное.
Играть для детей - это прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр
у детей совершенствуются движения, развиваются такое качества, как инициатива и
самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать
свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Следовательно, что при планировании содержания физического воспитания
дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, физкультминутки,
ритмическая и утренняя гимнастика. прогулки на свежем воздухе, спортивные
праздники, оздоровительные мероприятия, оказывающие разностороннее воздействие
на организм и имеющие выраженный тренирующий эффект, поскольку физические
нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не
обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного
оздоровительного воздействия.
Организация двигательной активности детей в группе
Создать предметную среду на полу с помощью рисунков, которые легко выполнить из
цветной изоленты, пленки или скотча. Этот материал экономичен, хорошо
обрабатывается, легко восстанавливается при повреждении и привлекателен для
детей. Рисунки на полу не требуют большого пространства для организации
двигательной активности детей. Однако, создавая предметную среду на полу, педагог
должен помнить о её безопасности.
Игры на полу помогают организовывать самостоятельную деятельность детей и
индивидуальную работу с ними по развитию и совершенствованию их двигательного
опыта, а также планировать зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом его
интереса, особенностей здоровья и физической подготовленности.
С помощью игр на полу можно развивать и совершенствовать навыки дошкольников в
ходьбе и беге, ползании и перешагивании, упражнения с мячом, равновесии, прыжках;
развивать глазомер, ловкость, координационные способности; укреплять крупную и
мелкую мускулатуру; способствовать формированию правильной осанки.
Важно, что рисунки на полу способствуют разностороннему развитию дошкольников,
так как в процессе двигательной активности совершенствуется умственная
деятельность детей (двигаясь, дошкольники быстрее запоминают счет, цифры, цвет.
форму предметов). Выполняя упражнения различной степени сложности, дети
приобретают опыт творческой деятельности. Физические и эмоциональные нагрузки
способствуют формированию волевых черт характера, а в коллективных играх
формируется нравственное поведение дошкольников.
Гармоничность сочетания разнообразных форм рисунков и их цветовой гаммы
вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают интерес к
выполнению упражнений. Предлагаю сделать следующие двигательные зоны
«Квадраты», «Дорожки», «Квадратики», «Звезда».
Самостоятельная двигательная активность детей в условиях
ограниченного пространства
Одна из важнейших задач в этой работе - удовлетворение естественной потребности
детей в движении.
Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.)
ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей
ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной
пассивности и снижению работоспособности организма.
Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для
проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше
ограничивается созданными условиями:
●
замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;
●
ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых
площадок, большое количество транспорта);
●
требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и
т.п.);
●
увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием
статических поз;
●
преобладанием статического времяпровождения (просмотр телепрограмм,
компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия
изобразительной деятельностью и т.д.);
●
генетической наследственностью (по последним статическим данным только
10% детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема - несмотря на большую работу по физическому
воспитанию, дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную
деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей,
мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же
самое и в квартире, где места зачастую еще меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной
двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.)
Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои
желания с возможностями группы или квартиры. Традиционные подвижные игры
трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких
игр часто требуется участие нескольких игроков.
Определение индивидуальных предпочтений детей
Сначала необходимо определить индивидуальные предпочтения дошкольников:
любимые игры, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной
деятельности и т.д. определив круг интересов детей, можно подобрать именно те
подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут ограничено вливаться в
их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную
активность в условиях ограниченного помещения. Можно использовать листы
наблюдений, для выявления индивидуальных интересов детей.
Наблюдения показываю то, что дошкольники предпочитаб творческие игры.
Кроме того, дети любят делать постройки из крупного и мелкого конструктора. Из
настольных игр они выбирают разнообразное лото, много рисуют и раскрашивают.
Очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка т
подвижным играм, где самостоятельная двигательная активность носит в основном
спонтанный, хаотичный характер.
Разработка игр и введение их в самостоятельную деятельность
детей
На основе научных данных, в результате тщательного изучения программы
физического развития детей дошкольного возраста, разработана серия игр,
учитывающих индивидуальные потребности дошкольников (игровые интересы,
необходимость тренировки отдельных групп мышц, задачи развития данного возраста)
и позволяющих им активно двигаться в условиях группы. Игры вводятся в
самостоятельную деятельность воспитанников постепенно.
Далее на занятиях по физкультуре дошкольники будут обучаться подвижным играм из
этой серии.
После обучения новые атрибуты и игры будут использованы в физкультурных
минутках. Простота игр, разнообразные варианты применения привычных предметов,
возможность дозировать физическую нагрузку, стимулировать детей и взрослых к
придумыванию новых вариантов.
В самостоятельной двигательной активности используется введение или
использование новых атрибутов. Атрибуты используются как по назначению, так и как
игры заменители.
Другая форма игры - создание проблемных ситуаций. Например. в процессе игры
мальчиков в военных необходимо изобразить сложные условия похода. Для этого
ребята использовали разноцветные коврики. раскинув их по ковру. Прыгать по ним как
по кочкам, шли друг за другом, имитируя разведчиков, а в конце пути устроили тоннель
из обручей, через который должен был проползти весь отряд.
Введение новой игры опосредственно, через рассказы воспитателя и родителей. При
изготовлении новых атрибутов и пособий значительно возрастет интерес
воспитанников к подвижным играм. Дети больше будут отдавать предпочтение
активному времяпровождению, возрастает продолжительность и интенсивность
движений, разнообразнее станут сами движения.
Следует отметить, что наряду со значительным ростом интенсивности
самостоятельной двигательной активности существенно снизится количество
нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуация, возникающих во
время самостоятельной деятельности.
Растущий организм нуждается в движении. Поэтому перед педагогами детского сада и
родителями стоит задача - позаботиться об организации, разнообразии, а также
выполнении основных задач и требований к содержанию двигательной активности.
Для этого необходимо иметь разнообразное и правильно подобранное оборудование.
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться,
участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для
изготовления оборудования разнообразны и малозатратны.
Дошкольная педагогика №7 2009
Физическая культура дошкольника в ДОУ, Бочарова Н.И.
Центр педагогического образования М.2007
Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» №3/2009
Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» №2/2009
Двигательная активность ребенка в детском саду М. 2000, М.А.Рунова