Автор: Распопин Иннокентий Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина»
Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Освоение техники игры на саксофоне
Раздел: дополнительное образование
Освоение техники игры на саксофоне
Распопин Иннокентий Владимирович
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу саксофон
Для достижения мастерства в игре на саксофоне важно уделить должное внимание
освоению фундаментальных приемов. Как и в любом другом музыкальном инструменте,
правильная техника игры на саксофоне является ключевым элементом, который
обеспечивает высокое качество исполнения и позволяет развивать свои навыки.
Современный саксофон – это инструмент, который ярко выделяется среди других
духовых инструментов своим красивым, гибким и певучим звучанием, а также броской
элегантной формой. Именно красочная звуковая палитра,
разнообразие приемов
звукоизвлечения будят фантазию композиторов, притягивают к себе исполнителей и
слушателей, способствуют его активному применению в различных сферах современного
музыкального искусства.
Чтобы
успешно
овладеть
техникой
игры
на
саксофоне,
особенно
на
первоначальном этапе занятий, будущему музыканту в первую очередь необходимо
хорошо уяснить основные правила постановки с последующим выполнением их в
процессе индивидуальной работы.
Под понятием «постановка» подразумевается совокупность правил рационального
положения и взаимодействия всех компонентов исполнительского аппарата музыканта
(дыхания, губ, пальцев, рук и т.п.). Рациональная постановка помогает саксофонисту при
наименьших затратах сил и времени добиться качественных результатов игры, избежать
излишних, дополнительных мышечных напряжений.
Один из важных аспектов техники игры на саксофоне – это правильное держание
инструмента. Убедитесь, что ваша осанка прямая и расслабленная, а плечи и руки
свободно расположены. Правильное положение пальцев на клавишах также является
важным фактором. Постепенно научитесь контролировать силу нажатия пальцами, чтобы
достигать нужной высоты звука и избегать нежелательных шумов.
Важным аспектом техники игры на саксофоне является также правильное дыхание.
Глубокое дыхание из диафрагмы позволяет вам получать более насыщенный и сильный
звук. Кроме того, важно научиться правильно устанавливать губы на мундштуке. Это
позволит контролировать интонацию и артикуляцию во время игры. Постепенно
развивайте гибкость и силу губ, тренируясь на различных диапазонах и динамике.
Помимо освоения фундаментальных приемов игры на саксофоне, существуют и
другие методы, которые могут помочь вам развивать свои навыки. Разнообразие
технических упражнений может помочь вам улучшить скорость и точность игры. Также
рекомендуется изучать различные стили и жанры музыки, чтобы расширить свой
музыкальный опыт и выразительность.
Для успешного освоения техники игры на саксофоне рекомендуется заниматься
регулярно и систематически. Создайте расписание занятий, которое будет соответствовать
вашим возможностям и целям. Начните с умеренного количества занятий в неделю и
постепенно увеличивайте их количество по мере вашего прогресса.
Освоение техники игры на саксофоне – это постоянный процесс. Практика и
постоянное
развитие
своих
навыков
позволят
вам
стать
более
уверенным
и
выразительным музыкантом. Со временем вы сможете исполнять более сложные
композиции и наслаждаться музицированием на этом прекрасном инструменте.
Успешное
приобретение
индивидуальных
технических
качеств
как
целого
комплекса разнообразных навыков во многом зависит от любви к занятиям на
инструменте, от желания постоянно совершенствовать свою игру, от удовлетворенности
юного музыканта - ученика ее результатами. Стержнем занятий должна явиться
правильная и целенаправленная их организация.
В процессе непрерывного развития индивидуальной исполнительской техники
ребёнку необходимо хорошо усвоить музыкально-теоретические знания, навыки чтения с
листа, игры наизусть, чистоты интонирования, ощущение красивого саксофонного звука.
Большое значение будет иметь также накопление опыта игры в оркестре или ансамбле,
изучение сольного репертуара.
Список литературы:
1. В.Д. Иванов «Школа академической игры на саксофоне»
2. В. Иванов «Саксофон» Москва Музыка 1990
3. Семинары «Школа Молодого Специалиста» Зайцева М.В.
4. В. Иванов «Основы индивидуальной техники саксофониста»