Автор: Мелехова Ольга Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Ц.Р.Р.-д/с №142"
Населённый пункт: города Магнитогорска
Наименование материала: Коррекционно-развивающая программа
Тема: "Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №142»
города Магнитогорска
Коррекционно-развивающая программа:
«Развитие коммуникативных способностей
у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила: Мелехова О.А.
педагог-психолог I кв. категории
Магнитогорск, 2017
1.
Пояснительная записка
Актуальность:
В
настоящее
время
коммуникативное
развитие
детей
вызывает
серьезную
тревогу.
Дети
стали
меньше
общаться
не
только
с
взрослыми,
но
и
друг
с
другом.
А
ведь
живое
человеческое
общение
существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу
их ощущений. В современном мире живое общение уходит на второй план по
причине появления разнообразных новомодных гаджетов.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или
из-за
неумения
организовать
общение,
быть
интересным
окружающим,
чувствует
себя
уязвленным
и
отвергнутым,
что
может
привести
к
эмоциональному
неблагополучию:
снижению
самооценки,
замкнутости,
формированию
тревожности,
или,
наоборот,
к
чрезмерной
агрессивности
поведения.
Коммуникация
–
это
процесс
взаимного
обмена
информацией
между
партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей,
мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с
помощью которой не только передается информация, но и осуществляется
воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Процесс
формирования
коммуникативных
способностей
дошкольников
будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий, в
данном случае на игровых занятиях:
-
создание
благоприятного
психологического
климата
в
детском
коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого
игрока;
-
включение
дошкольников
в
систему
коммуникативных
ситуаций
взаимодействия со сверстниками через разные игры;
-
приобретение
дошкольников
знаний
по
проблеме
общения
и
взаимодействия с людьми в целом.
Только последовательная реализация всех этих условий может привести к
формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных
знаний,
умений
и
навыков,
а,
следовательно,
и
коммуникативной
компетентности детей дошкольного возраста.
Цель
программы:
Создание
необходимых
условий
для
развития
коммуникативной
сферы
дошкольников;
популяризация
коммуникативных
игр в качестве познавательного и увлекательного досуга.
Задачи программы:
1.
Развитие
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
интереса
к
совместным со сверстниками играм.
2.
Развитие
через
игру
умения
вступать
в
разговор,
обмениваться
чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать
свои мысли, используя мимику и жесты.
3.
Совершенствование коммуникативных навыков и умений разрешать
конфликты в разных игровых ситуациях.
4.
Воспитание культуры общения между сверстниками.
Принципы программы:
1.
Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его
ценность, значимость, уникальность.
2.
Отношение к детям, к их потребностям - уважительное,
доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их
настроением, самочувствием.
3.
Недопустимы упреки за неуспех.
4.
Формирование чувства безопасности в системе отношений.
5.
У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Объект программы: дети старшего дошкольного возраста.
Форма и методы программы: занятия проводятся в форме группового
игрового
тренинга
один
раз
в
неделю.
Время
одного
учебного
занятия
составляет 40 минут.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 2 месяца.
Основное направление программы: социально-коммуникативное.
Планируемые результаты:
желание
устанавливать
контакт
с
окружающими,
умение
организовать
общение
(владение
навыками
и
правилами общения).
Ход программы:
1 занятие
Упражнение «Знакомство»
Детям предлагается представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Все
участники могут задавать вопросы и уточнять. Например: Твоя любимая
игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная еда на
свете? О чем мечтаешь? и т. д.
Упражнение «Рассказ по кругу»
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в
партнёрах и ситуациях общения.
Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой
подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений
детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в
партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Дети садятся в круг. Педагог начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...”
его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
Упражнение «Зеркала»
Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.
Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети
обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения,
играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает.
Победивший ребенок становится ведущим.
Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего,
т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.
2 занятие
Упражнение «Дотронься»
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки.
Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и
т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей
коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут
развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении
бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с
включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий
язык.
Упражнение «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми
словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя
вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый
день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности
(спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините,
простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной
ночи).
Упражнение «Подарки»
Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление,
определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.
Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного
из своих товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки,
воспитатель говорит ребятам, что каждый из них может подарить
имениннику то, что могло бы его по-настоящему обрадовать и, так или иначе,
охарактеризовать автора подарка. Выбирается “именинник”, ему даётся
задание угадать автора подарка.
Затем “именинник” выходит за дверь. Остальные ребята говорят воспитателю
о том, какой “подарок” каждый из них “подарит” имениннику на день
рождения. Воспитатель составляет список “подарков”. Входит “именинник”.
Воспитатель называет первый из списка подарков и спрашивает
“именинника”, кто его может подарить. Далее называются по очереди все
подарки.
3 занятие
«Игры-ситуации»
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами,
переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли,
используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей
группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения,
помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они
ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у
библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли.
Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища
помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату
и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или
бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик.
Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя
схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как
нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
Упражнение «На балу у короля»
Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить
соотносить средства вербального и невербального общения.
Дети “приезжают” в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они
должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные
гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.
4 занятие
Упражнение «Колдун»
Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.
“Колдун” заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить.
На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он
старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным
пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов,
используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и
своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он
показывает.
Упражнение «Изобрази пословицу»
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо
пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Упражнение «Управляем роботом»
Цель:
развить
умение
подбирать
соответствующие
вербальные
средства
(этические формулы) к различным ситуациям общения.
Вызывается ребёнок – “робот”. Дети по очереди дают ему задания. “Робот”
выполняет инструкцию. Например: “Робот, попроси разрешения поиграть”,
“Робот,
извинись
перед
другом”,
“Робот,
узнай,
как
найти
дорогу”.
Предлагаются
различные
ситуации:
обещание,
совет,
извинения,
предложение, согласие, просьба, благодарность, уступка.
5 занятие
Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого
человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг
друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками,
постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова
вытяните
руки
вперёд,
найдите
руки
соседа,
ваши
руки
ссорятся,
опустите руки;
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся,
они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Упражнение «Астрологи»
Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать
особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.
Игровое правило: называть товарища только после соответствующей
характеристики.
Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая
внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.
Упражнение «Оживи маску»
Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать
и предвидеть то или иное настроение.
Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать,
что
вызвало
то
или
иное
настроение.
Поощряются
реальные
и
фантастические сюжеты.
Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы
противоположное настроение.
6 занятие
Упражнение «Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему
больше
нравится,
как
называют
дома
или
как
он
хотел
бы,
чтобы
его
называли в группе.
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную
палочку”).
При
этом
называют
друг
друга
ласковым
именем
(например,
Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) Педагог обращает внимание детей на
ласковую интонацию.
Упражнение «Добрые эльфы»
П ед а го г
с а д и т с я
н а
ко в ё р ,
р а с с а ж и ва я
д е т е й
во к ру г
с е б я .
Педагог: Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены
были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над
ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и,
нежно
поглаживая
их,
ласково
убаюкивать
добрыми
словами.
И
люди
засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.
Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто
сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по
левую,
-
эльфов.
Потом
мы
поменяемся
ролями.
Итак,
наступила
ночь.
Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы
прилетают и убаюкивают их…
7 занятие
Упражнение «Поварята»
Цель:
Формировать
чувство
сплочённости,
умение
чувствовать
других,
сопереживать.
Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч.
Педагог обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот!
(на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая кастрюля. Сейчас
сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает,
чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.) .
А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в
кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается
пока
все
компоненты
не
окажутся
в
«кастрюле»)
Вот
какой
получился
компот!
Упражнение «Салют»
Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько листов цветной
бумаги, затем в течение 5 минут, дети мелко нарезают ёе. Подготовив, таким
образом, материал для салюта. После этого каждый ребёнок подбрасывает
вверх свои кусочки – изображая салют, а другие ему хлопают. Обсуждается,
какой салют оказался самым красивым и почему. Потом ведущий переводит
обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.
Упражнение «Волшебные конфеты»
Цель: развитие чувства эмпатии.
Показать
коробочку,
закрытую
крышкой.
Потрясти
ее,
дети
должны
определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые.
Как
только
вы
их
съедите,
вы
превратитесь
в
волшебников
и
сможете
пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными.
Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на
земле…
Примеры высказывания детей:
• пусть они избавятся от болезней
• пусть никогда не умирают
• пусть все долго живут
• пусть у всех будет дом
• пусть у всех будет обед
• пусть все хорошо живут
• пусть все дружно живут
• пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
8 занятие
Упражнение «Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты.
Содержание. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое
упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое
стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать
(например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а
другой группе отгадывать то, что они увидели.
Упражнение «Пресс-конференция»
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и
корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Содержание. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую
тему
(например:
“Твой
выходной
день”,
“Экскурсия
в
зоопарк”,
“День
рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции
“гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на
любые вопросы детей.
Упражнение «Без маски»
Цель:
развить
умения
делиться
своими
чувствами,
переживаниями,
настроением с товарищами.
Содержание. Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как
важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим
близким, товарищам.
Все
участники
садятся
в
круг.
Дети
без
подготовки
продолжают
высказывание,
начатое
воспитателем.
Вот
примерное
содержание
незаконченных предложений:
«Чего мне по-настоящему хочется, так это…»;
«Особенно мне не нравится, когда…»;
«Однажды меня очень напугало то, что…»;
«Помню случай, когда мне стало стыдно. Я…»