Автор: Елена Петровна Олейник
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: г. Надым, Ямало - Ненецкий АО
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОУ.
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее
время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является
глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение
продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в
процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое
применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннеговозраста,
поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой
самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на
протяжении жизни.
Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитанияочень важна.
Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание
о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда
происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка
связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.
Исследования некоторых ученых подтверждают важность инеобходимость
формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и
экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в
различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь
более организованно, разумно, интересно.
Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольноговозраста, когда
детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами,
рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других
финансово-экономических
отношениях,
овладевая,
таким
образом,
экономической
информацией на
житейском уровне.
К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой
грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и
опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается
использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с
помощью игры, для дошкольника естественно. В работе с детьми, я широко использую
дидактические, настольно-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. Дети
знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное
отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа;
«Помоги Буратино найти монету» - дети знакомятся с составом монет, их хранениями,
правильным использованием. Настольно-печатная игра «Миллионер» раскрывает для
детей смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком.
Играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы
взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?»,
«Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).
В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать
сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым
современным профессиям. Сюжетно-ролевая игра помогает делать экономику понятной
через моделирование реальных жизненных ситуаций.
Немаловажную роль в формировании элементарных экономических представлений
у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий»
мною были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода
профессий в детском саду, для того, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за
выполнение какой работы работники получают заработную плату.
Чтобы
заинтересовать
дошкольника,
задача
должна
быть
актуальной
и
представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных
эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является
проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку
захотелось найти на него ответ.
В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде
проблемных
ситуации,
решение
которых
развивает
логику,
самостоятельность,
нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Любая сказка:
народная, авторская обучает и воспитывает. Т.е. несет в себе большой образовательный и
воспитательный потенциал. По средствам обыкновенной сказки, переложив ее на
современный лад мы формируем экономическое образование детей. И в народных, и в
авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде
проблемных ситуации,
решение которых развивает логику,
самостоятельность и
нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Сказки, отражающие труд людей:
«Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка
о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И.
Чуковский «Федорино горе».
Сказки о потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза
избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский
«Телефон»
Сказки о бартере:
Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».
Сказки о деньгах:
К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная
монета».
Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро
«Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».
И в заключении хочется сказать, экономическое воспитание - это актуальное
направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с
раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача
педагога – на доступном уровне рассказать ребенку о сложных понятиях, проявить
творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и
эффективные
формы занятий,
включающие
игровой компонент и разные виды
деятельности!