Напоминание

"Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОУ"


Автор: Елена Петровна Олейник
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: г. Надым, Ямало - Ненецкий АО
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях ДОУ.

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее

время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является

глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение

продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в

процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое

применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннеговозраста,

поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой

самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на

протяжении жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитанияочень важна.

Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знание

о деньгах и воспитание правильного отношения к ним. Правильно – это когда

происхождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознание ребенка

связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги.

Исследования некоторых ученых подтверждают важность инеобходимость

формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке сложных социальных и

экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в

различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь

более организованно, разумно, интересно.

Основы финансовой грамотности начинать именно с дошкольноговозраста, когда

детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами,

рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других

финансово-экономических

отношениях,

овладевая,

таким

образом,

экономической

информацией на

житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой

грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и

опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается

использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с

помощью игры, для дошкольника естественно. В работе с детьми, я широко использую

дидактические, настольно-печатные игры, в которых закрепляем полученные знания. Дети

знакомятся с составом монет. Игра «Денежное домино» формирует у детей бережное

отношение к монетам, умению их правильно использовать, закрепляет состав числа;

«Помоги Буратино найти монету» - дети знакомятся с составом монет, их хранениями,

правильным использованием. Настольно-печатная игра «Миллионер» раскрывает для

детей смысл вложения денег на хранение и использование их сберегательным банком.

Играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы

взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?»,

«Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать

сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым

современным профессиям. Сюжетно-ролевая игра помогает делать экономику понятной

через моделирование реальных жизненных ситуаций.

Немаловажную роль в формировании элементарных экономических представлений

у детей имеют игры-путешествия. Например, в игре «Путешествие в мир профессий»

мною были организованы в игровой форме наблюдения за трудом людей разного рода

профессий в детском саду, для того, чтобы дети самостоятельно смогли убедиться, за

выполнение какой работы работники получают заработную плату.

Чтобы

заинтересовать

дошкольника,

задача

должна

быть

актуальной

и

представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных

эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является

проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку

захотелось найти на него ответ.

В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде

проблемных

ситуации,

решение

которых

развивает

логику,

самостоятельность,

нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Любая сказка:

народная, авторская обучает и воспитывает. Т.е. несет в себе большой образовательный и

воспитательный потенциал. По средствам обыкновенной сказки, переложив ее на

современный лад мы формируем экономическое образование детей. И в народных, и в

авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде

проблемных ситуации,

решение которых развивает логику,

самостоятельность и

нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

Сказки, отражающие труд людей:

«Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка

о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И.

Чуковский «Федорино горе».

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза

избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский

«Телефон»

Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Сказки о деньгах:

К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная

монета».

Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро

«Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».

И в заключении хочется сказать, экономическое воспитание - это актуальное

направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с

раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача

педагога – на доступном уровне рассказать ребенку о сложных понятиях, проявить

творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и

эффективные

формы занятий,

включающие

игровой компонент и разные виды

деятельности!



В раздел образования