Автор: Алина Фердаусовна Привалова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: г. Надым, Ямало - Ненецкий АО
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Доклад по теме: «Роль педагога в формировании и развитии
личности ребенка дошкольника»
Введение
Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с
давних времен. Цель данной работы состоит в следующем. Роль педагога в
развитии
ребенка
-
это
повседневная
работа
с
детьми,
знание
их
способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих
открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива
окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества,
определить
способности
ребенка.
Педагогу
нужно
уметь
постоянно
находиться в мире детства, фантазии и сказки.
1. Роль педагога в формировании личности ребенка. Концепция по
дошкольному воспитанию о роли педагога
Взаимодействие педагогов и детей, собственно, и проходит развитие
личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для малыша,
и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно,
определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах
дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.
В
группе
детского
сада
воспитатель-самый
главный
человек
для
дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его
непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: умом,
красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда
можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда
вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку
воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на
него
ложится
огромная
ответственность
за
создания
условий
для
личностного развития.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на те или иные
действия
ребенка
или
события.
Искренне
радуюсь
успеха
малыша,
сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и
неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается
маленький человек.
Концепция дошкольного воспитания - это стремление одолеть грамотные
берега детства характерная черта недавнего прошлого. Она неизжитая и
сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет
«вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь под одну
гребенку», «прекратить муштру», наступление на детство приобретало
необходимый характер.
В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное
понимание детства и заботу о нем.
«Детство - этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет
свое отношение к детству исключительно как к времени «подготовки», то
отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком. Между тем
условие
непрерывности
образовательного
процесса,
связывающее
дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее
лишь с позиции будущего. Только отношение «к детству как самоценному
времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками,
рождает также долго действующее качества личности, которые дают
возможность шагнуть за пределы детства».
«Взрослый - для того чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того, чтобы
учиться слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме:
охрана здоровья + воспитания + обучение детей. Все, что не входит в круг
этих слагаемых (например, проявление «личных чувств» и т.п.), становится
избыточным.
2. Современными требования к личности педагога
Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе
с тем за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть
педагогом. Современные ученные доминантные качества личности педагога,
отсутствие которых влечет за собой невозможность
эффективной
и
результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить
следующие: честность, справедливость, любовь к детям, находить радость в
общении с ними, верить в то, что каждый ребенок может стать хорошим
человеком, уметь дружить с детьми, принимать близко к сердцу детские
радости и горести, знать душу ребенка, никогда не забывать, что и сам он
был ребенком.
а) Личностные качества педагога;
Педагог в том числе и молодой специалист, только - только окончивший
колледж , вуз, выступает как ценностная личность с особым складом ума,
индивидуальными особенностями темперамента,
определенным стилем
поведения.
Но
само
содержание
педагогической
деятельности
предъявляющей
развивать
определенные
личностные
качества
как
профессионально значимые и обязательные. Эти качества реализуясь в
деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают
специфическую
профессиональную
окраску.
С
одной
стороны,
они
необходимы для реализации функций педагога, а с другой - реализация
функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.
В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость
особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее
отсутствие, а следовательно, должен вести себя по- матерински, не скупясь
на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность
прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т.е действенное
проявление любви. Психологи это качество называют эмпатией (растяжение
эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания,
сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости
на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности , заботливости,
верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с
детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие
изменения в поведении малыша, который еще не сможет высказывать
словами свои желания, чувства. Есть еще способности которыми должен
обладать педагог:
Педагогический такт означает чувство меры, проявляющей в умении держать
себя подобающим образом, соблюдения правил приличия.
Педагогическая зоркость - проявляется в способности педагога фиксировать
существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в
становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.
Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силе,
возможности каждого ребенка, и результативность работы.
Педагогический рефлекс - это самооценка проделанных шагов, оценка
полученных результатов , соотнесение их с собственной целью.
б) Педагогические умения.
Как отмечало выше, деятельность педагога дошкольного учреждения
многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение
педагогом и разнообразными профессиональными умениями. Условно эти
умения
делятся
на
гностические,
конструктивные,
коммуникативные,
организаторские и специальные (Е.А. Панько.)
Гностические умения (от греч. гносис- знание) - это умение, с помощью
которых
педагог
изучает
ребенка
(его
возрастные,
индивидуальные
особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками,
взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом
( этапы становления «актив» группы, зачатки понимания его внутреннего
мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения,
увидеть пути совершенствования воспитания, обучения. Объектом изучения
должна
быть
и
семья.
Педагогу
необходимо
знать
воспитательные
возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка, меру участия обоих
родителей, других членов семьи; особенности семейного микроклимата и др.
Конструктивные
умения
необходимы
педагогу
для
проектирования
педагогического
процесса,
воспитания
детей
с
учетом
перспектив
образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и
задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому
воспитаннику с учетом особенностей его развития. Педагог замечает
«ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим
организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными
умениями (освоили один вариант настольно-печатной игры) педагог вносит в
их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры).
Он
проектирует
материальное
оснащение
образовательного
процесса
(использование
игрушек,
поделка
оборудования
для
занятий,
труда;
выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок
художественного творчества детей и их родителей и др.). Конструктивные
умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов
занятий, сценариев праздников и т. п. личность дошкольник педагог
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную
деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Его
рабочий день - 6 часов, но как много надо успеть сделать за этот небольшой
отрезок времени: выполнить то, что запланировано на сегодня, сделать
«задел» на завтра (подготовить глину для занятия лепкой, воду для утреннего
полива комнатных растений и т. п.). При этом важно решить, что будет
делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь
родителей. Организаторские умения, даже хорошо сформированные, не
дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых,
заразить их своей энергией.
Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно
рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить
игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный
театр и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем
интереснее и содержательнее жизнь детей в дошкольном учреждении.
Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников.
Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться.
В
ряду
специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие
(например, оригами), в котором в наибольшей степени проявляются
творчество, увлеченность.