Напоминание

"Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника"


Автор: Алина Фердаусовна Привалова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Медвежонок"
Населённый пункт: г. Надым, Ямало - Ненецкий АО
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад по теме: «Роль педагога в формировании и развитии

личности ребенка дошкольника»

Введение

Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с

давних времен. Цель данной работы состоит в следующем. Роль педагога в

развитии

ребенка

-

это

повседневная

работа

с

детьми,

знание

их

способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих

открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива

окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества,

определить

способности

ребенка.

Педагогу

нужно

уметь

постоянно

находиться в мире детства, фантазии и сказки.

1. Роль педагога в формировании личности ребенка. Концепция по

дошкольному воспитанию о роли педагога

Взаимодействие педагогов и детей, собственно, и проходит развитие

личности ребенка. Да, семья - это первый социальный институт для малыша,

и роль родителей в том, каким вырастит их ребенок, несомненно,

определяющая. Но и от педагога, безусловно, зависит многое, ведь в стенах

дошкольного учреждения ребята проводят значительную часть своей жизни.

В

группе

детского

сада

воспитатель-самый

главный

человек

для

дошкольника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его

непререкаемым авторитетом и всеми мыслями достоинствами: умом,

красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда

можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда

вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Поскольку

воспитатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на

него

ложится

огромная

ответственность

за

создания

условий

для

личностного развития.

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на те или иные

действия

ребенка

или

события.

Искренне

радуюсь

успеха

малыша,

сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и

неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается

маленький человек.

Концепция дошкольного воспитания - это стремление одолеть грамотные

берега детства характерная черта недавнего прошлого. Она неизжитая и

сегодня. Вопреки решительным призывам выдающихся педагогов тех лет

«вернуть детям детство», избавиться от манеры «всех стричь под одну

гребенку», «прекратить муштру», наступление на детство приобретало

необходимый характер.

В общественном сознании сложились стереотипы, подменившие подлинное

понимание детства и заботу о нем.

«Детство - этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет

свое отношение к детству исключительно как к времени «подготовки», то

отрицается самоценность “проживания” эпохи детства ребенком. Между тем

условие

непрерывности

образовательного

процесса,

связывающее

дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее

лишь с позиции будущего. Только отношение «к детству как самоценному

времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками,

рождает также долго действующее качества личности, которые дают

возможность шагнуть за пределы детства».

«Взрослый - для того чтобы учить и воспитывать; ребенок - для того, чтобы

учиться слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме:

охрана здоровья + воспитания + обучение детей. Все, что не входит в круг

этих слагаемых (например, проявление «личных чувств» и т.п.), становится

избыточным.

2. Современными требования к личности педагога

Каждый педагог берет на себя ответственность за молодое поколение, вместе

с тем за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть

педагогом. Современные ученные доминантные качества личности педагога,

отсутствие которых влечет за собой невозможность

эффективной

и

результативной педагогической деятельности. Среди них можно выделить

следующие: честность, справедливость, любовь к детям, находить радость в

общении с ними, верить в то, что каждый ребенок может стать хорошим

человеком, уметь дружить с детьми, принимать близко к сердцу детские

радости и горести, знать душу ребенка, никогда не забывать, что и сам он

был ребенком.

а) Личностные качества педагога;

Педагог в том числе и молодой специалист, только - только окончивший

колледж , вуз, выступает как ценностная личность с особым складом ума,

индивидуальными особенностями темперамента,

определенным стилем

поведения.

Но

само

содержание

педагогической

деятельности

предъявляющей

развивать

определенные

личностные

качества

как

профессионально значимые и обязательные. Эти качества реализуясь в

деятельности воспитателя и обеспечивая ее успешность, приобретают

специфическую

профессиональную

окраску.

С

одной

стороны,

они

необходимы для реализации функций педагога, а с другой - реализация

функций тренирует и развивает профессионально необходимые качества.

В работе с детьми раннего и дошкольного возраста любовь, чуткость

особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее

отсутствие, а следовательно, должен вести себя по- матерински, не скупясь

на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность, на готовность

прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку, т.е действенное

проявление любви. Психологи это качество называют эмпатией (растяжение

эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания,

сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости

на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности , заботливости,

верности своим обещаниям, тактичности. Воспитателю, работающему с

детьми раннего возраста, особенно важно чутко реагировать на малейшие

изменения в поведении малыша, который еще не сможет высказывать

словами свои желания, чувства. Есть еще способности которыми должен

обладать педагог:

Педагогический такт означает чувство меры, проявляющей в умении держать

себя подобающим образом, соблюдения правил приличия.

Педагогическая зоркость - проявляется в способности педагога фиксировать

существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в

становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом.

Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силе,

возможности каждого ребенка, и результативность работы.

Педагогический рефлекс - это самооценка проделанных шагов, оценка

полученных результатов , соотнесение их с собственной целью.

б) Педагогические умения.

Как отмечало выше, деятельность педагога дошкольного учреждения

многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение

педагогом и разнообразными профессиональными умениями. Условно эти

умения

делятся

на

гностические,

конструктивные,

коммуникативные,

организаторские и специальные (Е.А. Панько.)

Гностические умения (от греч. гносис- знание) - это умение, с помощью

которых

педагог

изучает

ребенка

(его

возрастные,

индивидуальные

особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками,

взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом

( этапы становления «актив» группы, зачатки понимания его внутреннего

мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения,

увидеть пути совершенствования воспитания, обучения. Объектом изучения

должна

быть

и

семья.

Педагогу

необходимо

знать

воспитательные

возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка, меру участия обоих

родителей, других членов семьи; особенности семейного микроклимата и др.

Конструктивные

умения

необходимы

педагогу

для

проектирования

педагогического

процесса,

воспитания

детей

с

учетом

перспектив

образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и

задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому

воспитаннику с учетом особенностей его развития. Педагог замечает

«ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим

организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными

умениями (освоили один вариант настольно-печатной игры) педагог вносит в

их деятельность изменения и усложнения (предлагает новый вариант игры).

Он

проектирует

материальное

оснащение

образовательного

процесса

(использование

игрушек,

поделка

оборудования

для

занятий,

труда;

выращивание рассады, пересадка комнатных растений; организация выставок

художественного творчества детей и их родителей и др.). Конструктивные

умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов

занятий, сценариев праздников и т. п. личность дошкольник педагог

Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную

деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Его

рабочий день - 6 часов, но как много надо успеть сделать за этот небольшой

отрезок времени: выполнить то, что запланировано на сегодня, сделать

«задел» на завтра (подготовить глину для занятия лепкой, воду для утреннего

полива комнатных растений и т. п.). При этом важно решить, что будет

делать он сам, что можно поручить детям, а к чему целесообразно привлечь

родителей. Организаторские умения, даже хорошо сформированные, не

дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых,

заразить их своей энергией.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно

рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить

игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный

театр и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем

интереснее и содержательнее жизнь детей в дошкольном учреждении.

Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников.

Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться.

В

ряду

специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие

(например, оригами), в котором в наибольшей степени проявляются

творчество, увлеченность.



В раздел образования