Автор: Кремина Виктория Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: АУ Югорский колледж-интернат олимпийского резерва
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: Рабочая тетрадь по русскому языку на тему: "Обособление членов предложений". Учебное пособие для учащихся 8 класса колледжей олимпийского резерва.
Тема: Обособление определений и обстоятельств
Раздел: среднее образование
Г. Ханты-Мансийск, 2023
Кремина В.Н.
1
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 класс
Тема: «Обособление членов предложения»
Содержание:
1.
Обособление определений
……………………………3
2.
Обособление
обстоятельств…………………………
……………15
2
Обособлен
ие
определени
й
3
Седой старик
Колючий кустарник
Серая краска
Золотое кольцо
Мармеладные конфеты
Седое утро
Колючий взгляд
Серые будни
Золотой характер (руки, слова)
Мармеладное настроение
Урок 1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЭПИТЕТЫ.
Цель: научиться видеть определения в тексте, находить их, отличать от других членов
предложения, познакомиться с таким понятием как «эпитет».
1)
Среди данных слов найдите определения, обведите их в кружок:
Улыбающийся, решая, бежать, вторая, книгу, зеленый, первое, шкаф, под столом, мой, взглянув,
золотое, круглая, вместе, наш, внезапно, узнав, они, прочитанное, смело, вымытые, серьезный,
понятый, выученные.
2)
По каким признакам вы узнали, что это определения?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3)
Какими частями речи являются выбранные вами определения? Распределите их по
колонкам.
Часть речи
Прилагательное
Пример
Основные
признаки, по
которым вы
определили
часть речи
1)Отвечает на
вопрос «Какой?»,
4)
В данных предложениях найдите и подчеркните определения. Помните, как они
подчеркиваются на письме?
Ночь была свежая и неподвижно-светлая.
Мой край, задумчивый и нежный, как
далеко ты от меня.
Полночь сошла, наступила непроглядная
темень.
Шаркающей кавалерийской походкой он
подошел к окну.
5)
Сравните данные определения. Чем они отличаются?
4
Слова в первой колонке являются простыми описательными определениями, значения
которых свойственны каждому объекту.
А слова во второй колонке – это эпитеты (образные определения, данные в переносном
значении для придания фразе красочности и эмоциональной характеристики чего-либо)
6)
Придумайте к данным существительным как можно больше ярких эпитетов.
Закат ________________________________________________________________________________
Тишина ______________________________________________________________________________
Метель ______________________________________________________________________________
7)
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
эпитет.
1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.
2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?
3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.
4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день,
блики на воде, стремительное скольжение вперёд.
5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз
домой.
8)
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
эпитет.
1) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.
2) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами,
словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё
не научившийся лаять.
3) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.
4) Она запустила руку в его грязную нечёсаную шерсть.
5) Урс, конечно, не понимал, о чём говорит Кэт: собака, с которой никто никогда не
разговаривал, не понимает слов.
9)
Давайте подведем итог.
Что нового вы сегодня узнали?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Представьте, что вам необходимо объяснить своими словами суть сегодняшнего урока своему
младшему товарищу (брату/сестре). Изложите свое объяснение ниже так, как вы это
понимаете:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5
То же самое с настроением, оно мармеладное не потому, что сделано из мармелада, а потому, что
(подобно мармеладу и прочим сладостям) приносит радость, следовательно, мармеладное настроение
– веселое, игривое, радостное.
То есть, почему утро названо седым? Разве у него седые волосы? Нет, потому что утром обычно туман
покрывает землю, а ведь он бело-серого цвета, как и седина на волосах.
То есть, почему кустарник назван колючим? Потому что он колется. Почему кольцо названо золотым?
Потому что оно сделано из золота.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
6
Урок 2. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.
Цель: научиться обособлять определения на письме.
1)
Что такое определение?
_____________________________________________________________________________________
2)
Что такое причастие? Расскажи своими словами. (Или нарисуй)
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3)
Найдите причастия, возьмите их в кружок:
Оранжевый, купленный, веселый, деревянный, увенчавший, мечтающий, третий, сидящий, новое,
съеденный, белые, разбитая, солнечный, тревожный, видимый, торжественный, обиженный.
4)
По каким признакам вы определили, что это причастия?
_____________________________________________________________________________________
5)
А что такое причастный оборот? Можешь объяснить на примере?
_____________________________________________________________________________________
6)
Найдите в предложениях причастный оборот и подчеркните его. Помните, как он
подчеркивается? В каждом ли предложении есть причастный оборот?
Выпавший снег слепил глаза своей белизной.
Еще не проснувшийся город был тих и безлюден.
Мама, уставшая после работы, присела отдохнуть.
Кружащаяся листва медленно падала на землю.
Сделанная тщательно работа была оценена самым высоким баллом.
7)
А теперь давай вспомним, когда причастный оборот мы выделяем запятыми, а когда
нет?
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8)
Тогда усложняем задачу. Нужно найти причастный оборот, подчеркнуть его, и, где
необходимо, расставить запятые. Поехали! Не забудь главное слово взять в квадрат.
Дувший с севера ветер напоминал о приближении зимы.
Листья пролетающие за окном негромко шелестели.
Звезды видимые отовсюду освещали путь.
Дорога была вся усыпана так быстро пожелтевшей листвой.
9)
Что ж, ты большой молодец! Но, оказывается, не только причастный оборот выделяется
на письме запятыми, но и другие определения (даже самые обыкновенные
прилагательные). Слушай сказку!
Жило-было Определение и дружило оно с Личным Местоимением, не у каждой части речи была
такая привилегия, и оттого загордилось Определение пуще прежнего и стало оно сторониться
других членов предложения, то есть обособляться. Приставило оно к себе двух стражников-
телохранителей – запятых, и куда бы оно не пошло, всегда запятые были с ним рядом.
7
…
,
…
,
,
Личное местоимение
Личное местоимение
10) Ну ты понял: если увидел личное местоимение, к которому относится определение
(даже одно-единственное), и неважно, где оно стоит, нужно сразу же вооружаться
запятыми?
Вот так: Радостные
,
они вбежали в класс. Мы
,
победившие на соревнованиях
,
вернулись
домой счастливые и довольные.
Тогда расставляем запятые:
Я сделавший все уроки пошел гулять.
Прилетевшая сегодня вечером она сразу же позвонила родителям.
Раздраженный и расстроенный ты не должен срывать свое недовольство на родных.
Теперь придумай сам предложения с местоимениями мы, он и они. Не забудь про запятые!
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
11) Когда еще обособляется определение? Если стоит после главного слова!
Листья
,
кружащиеся в воздухе
,
напоминали о приближении осени.
Расставляем, где необходимо, запятые. Где запятая не нужна?
Мужчина черноволосый и высокий подошел к микрофону.
Зима не желавшая отступать сыпала напоследок морозами.
Желтые и красные листья кружились повсюду.
Солнце теплое, ласковое появилось над городом.
Придумай теперь сам предложение, в котором определение будет стоять после главного слова.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
12) Ну и, наконец, самое сложное! Определения очень коварны! Представляешь, иногда
они обособляются даже если стоят ПЕРЕД главным словом, а именно:
Если обозначают причину: Уставший
,
юноша не мог двигаться дальше (Почему он не
мог двигаться дальше? Потому что устал)
Если обозначают уступку (можно подставить хотя/несмотря на…): Обыкновенно
веселый и жизнерадостный
,
брат сегодня был понурым и недовольным. (Брат
сегодня был недовольным, хотя обычно он веселый)
Определения обособляются, если они «оторваны» от главного слова (то есть
стоят от него далеко): Юноша не мог двигаться дальше
,
уставший и вымотанный.
Расставляем запятые:
Получившая пятерку Маша вприпрыжку побежала домой.
Забивший решающий гол Иванов помог команде победить сильного соперника.
8
…
,
,
Главное слово
Всегда внимательный и сосредоточенный Николай сегодня был необыкновенно
рассеянным.
Метель кружилась в воздухе белая холодная.
Сможешь придумать самостоятельно подобное предложение?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
13) Давай подведем итог.
Что ты сегодня узнал на уроке?
_____________________________________________________________________________________
Итак, когда же обособляются определения? Объясни правило так, чтобы это смог понять даже
семиклассник! Нарисуй схемы, приведи примеры. Подойди к этому заданию творчески!!!
9
Урок 3. СОГЛАСОВАННЫЕ И НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ОБОСОБЛЕНИЕ
НЕСОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.
Цель: научиться различать согласованные и несогласованные определения, закрепить правило
обособления определений на письме.
1)
Помнишь, когда мы обособляем согласованные определения?
1.
______________________________________________________________________________
2.
______________________________________________________________________________
3.
______________________________________________________________________________
4.
______________________________________________________________________________
5.
______________________________________________________________________________
2)
Номера словосочетаний с согласованными определениями запиши в первую колонку, а
с несогласованными – во вторую.
1.
Деревянный стол
2.
Шарф из шерсти
3.
Ваза из стекла
4.
Глиняный сосуд
5.
Мужчина с голубыми глазами
6.
Д
о
м
в два этажа
7.
Кожаная куртка
3)
Чем различаются согласованные определения от несогласованных?
__________________________________________________________________________________
Замените словосочетание «стеклянная банка», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание. ___________________________________________________________________
Замените словосочетание «дно колодца», построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
_________________________________________________________________________________
Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание. ___________________________________________________________________
Замените словосочетание «колосьев ржи», построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
_________________________________________________________________________________
Замените словосочетание «палуба корабля», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся
словосочетание.____________________________________________________________________
Замените словосочетание «суконным одеялом», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание. ___________________________________________________________________
4)
Когда обособляются согласованные определения, мы уже знаем, а вот надо ли
обособлять несогласованные?
Попробуем?
Человек в длинном сером пальто прошел мимо моего окна.
Наталья Ивановна в розовом чепчике и в бархатных перчатках уселась за рояль.
10
Согласованные
Несогласованные
Несогласованные определения обособляются, только если относятся к личному местоимению или
к имени собственному.
С родинкой на правой щеке в белом платье и с темно-зелеными глазами она привлекала
внимание всех и каждого.
С тяжелым пакетом в руках Иннокентий Петрович медленно ковылял в сторону дома.
Мы в зеленых военных беретах торжественно шли по красной дорожке.
В жёлтых туфлях с зонтиком в руке девушка бежала по лужам.
5)
Внимательно рассмотри картинку. Опиши человека, используя согласованные и
несогласованные определения. Не забудь про запятые! У тебя все получится!
______________________________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
6)
Давай подведем итог. Что мы узнали на уроке?
7)
Итак, когда же обособляются несогласованные определения? Нарисуй схемы, приведи
примеры. Подойди к этому заданию творчески!!!
11
Урок 4. ПРИЛОЖЕНИЕ. ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ.
Цель: повторить, что такое приложение, научиться видеть приложение в тексте, уметь различать
распространенные и нераспространенные приложения, научиться обособлять приложения на
письме.
1)
Расскажи о себе. Кто ты такой? Сколько тебе лет? Чем ты увлекаешься?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2)
Итак, ты рассказал о себе. Теперь мы знаем, что ты восьмиклассник, тебе 14-15 лет, ты
увлекаешься спортом. Верно?
Какой член предложения отвечает за характеристику объекта?
____________________________________________________________________________________
3)
В данных предложениях найди приложения и подчеркни. Помнишь, как
подчеркиваются приложения?
Отец, знаменитый биолог, занимался исследованием насекомых.
В рассказе Горького «Челкаш» поднимаются нравственные и социальные темы.
Он, вор, любил море…
На берегу Волги-реки ребята играли в волейбол.
Челкаш, вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным,
низким, не помнящим себя!
Вратарь Иванов не пропустил ни одного гола.
Всем известный поэт Лермонтов написал поэму «Мцыри»
4)
Итак, ты нашел и подчеркнул приложения, а теперь распредели их по колонкам: в
первую выпиши нераспространенные приложения, а во вторую – распространенные.
Нераспространенные приложения
Распространенные приложения
5)
Нераспространенные приложения мы (чаще всего), за исключением тех, которые
относятся личному местоимению, обозначали на письме дефисом:
Если они стоят после имени нарицательного (бабушка-старушка)
Если они стоят после имени собственного (Волга-река)
А что делать с распространенными? Посмотри на данные предложения и сделай вывод сам!
Всеволод Никитич
,
добрейшая душа
,
никогда и мухи не обидит.
Врач и писатель
Чехов оставил после себя огромный след в истории.
12
Что мы сейчас сделали? Правильно, мы охарактеризовали тебя, расспросив, кто ты именно.
Директор школы
,
сухонький старичок
,
всей своей душой любил детей.
Красавица и умница
,
спортсменка решительно взошла на пьедестал.
Она
,
молодая пловчиха
,
на дистанции опережала даже опытных спортсменов.
Знаменитый боксер
,
он в любую минуту был готов прийти на помощь.
6)
Итак, когда обособляются распространенные приложения? Напиши или нарисуй схемы!
1.
2.
3.
1.
7)
Что ж, отлично, теперь мы знаем, когда нужно обособлять приложения! Задание:
рассказать о членах своей семьи, используя распространенные приложения. Не забудь
расставить запятые!
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8)
Подведем итог. Расставь знаки препинания, где это необходимо, и подчеркни
приложения:
Мой сосед великий хирург был все время занят.
Ко мне подошла дочка соседа девочка лет десяти.
Как человек образованный наш дедушка увлекался наукой.
Пушкин автор «Евгения Онегина» дважды находился в ссылке.
Упрямец он ни за что не соглашался уступить им.
Они молодые летчики мечтали облететь весь свет.
Известный художник И. Левитан тонко передает игру светотени в березовой роще.
13
Приложения обособляются:
Приложения не обособляются:
Урок 5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ.
Цель: закрепить полученные знания об обособлении. Выработать навыки и умения
обособлять определения и приложения.
1)
Итак, мы уже знаем, когда нужно обособлять определения, а когда приложения. Составь
схему и напиши, когда необходимо обособлять определения и приложения. Приведи
примеры!
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
2) Среди предложений 6−8 найдите предложение с обособленным согласованным
определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция
заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных
плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному
обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного
множества слов, рождающихся каждую минуту.
_________________________________________________________________________
3) Среди предложений 2−4 найдите предложение с обособленным распространённым
приложением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
14
ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ:
(2)«Не тронь моих чертежей!» (3)И римский воин, животное в образе человека,
оторопев вначале от этой дерзости, зарубил Человека мечом.
(4)В неожиданной ситуации человек проявляет то, что составляет его обычно
скрытую суть.
_______________________________________________________________________
4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
Мертвая тишина(1) ничем не нарушаемая на протяжении целого часа (2) разлилась по залитой
солнцем (3) квартире (4) находящейся на перекрестке Невского проспекта (5) города-героя (6)
Санкт-Петербурга (7) самого красивого и культурно развитого (8) центра (9) нашей страны.
____________________________________________________________________________
В полдень (1) по-летнему горячий и белый (2) они подъехали к сутулому особнячку (3)
расположенному в самом конце улицы (4) названной в честь Юрия Гагарина (5) первого
космонавта (6) совершившего полет (7) в космическое пространство (8) и вышедшего на орбиту
(9) 12 апреля 1961 года.
______________________________________________________________________________
Радостный (1) с сияющими глазами (2) он вбежал в гостиную (3) полную народа (4) и (5)
решительно взглянул на Наташу (6) окружённую многочисленными гостями (7) в белой (8)
кисейной шляпке (9) с кружевными отворотами (10) которая (11) увидев его (12) тут же
покраснела (13) и отвернулась к окну.
_________________________________________________________________________________
Мы (1) опытные альпинисты (2) исходившие эту местность (3) вдоль и поперёк (4) сегодня вдруг
неожиданно наткнулись на одно (5) красивое местечко (6) которое мы раньше никогда не
встречали (7) где познакомились со старым лесничим (8) Аркадием Ивановичем (9) рассказавшем
нам много невыдуманных (10) интересных (11) историй про этой край.
__________________________________________________________________________________
Уставшие после тяжёлого (1) трудового дня (2) они (3) сибирские шахтёры (4) едва передвигали
ноги (5) двигаясь всё медленнее и медленнее (6) натыкаясь на извилистые (7) черные коряги (8)
путающиеся под ступнями (9) и мешающие проходу по дороге (10) усыпанной галькой и песком.
_________________________________________________________________________________
5) Задание: опишите картинку, используя обособленные определения и приложения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
15
Обособлен
ие
обстоятель
ств
16
Урок 1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Цель: научиться видеть обстоятельства в тексте, отличать их от других членов предложения,
познакомиться с правилами обособления обстоятельств на письме.
1)
Среди данных слов найдите обстоятельства, обведите их в кружок:
Внезапно, книгу, улыбаться, весело, у моря, в комнате, зеленое, взгляд, ветер, золотые, прочитав, в
полночь, радуясь, на балконе, серьезный, стремглав.
2)
По каким признакам, вы узнали, что это обстоятельства?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3)
Какими частями речи являются выбранные вами обстоятельства? Распределите их
по колонкам.
Часть речи
Наречие
Пример
Основные
признаки, по
которым вы
определили
часть речи
1) Отвечает на
вопросы…
4)
В данных предложениях найдите и подчеркните обстоятельства. Помните, как они
подчеркиваются на письме? Какими частями речи они выражены? Обратите
внимание на то, в каких случаях ставятся запятые, а в каких нет.
Внезапно зазвонили в дверь.
Бабушка сегодня оделась по-зимнему.
В углу, свернувшись калачиком, сладко
посапывал щенок.
Он присел на лавочку отдохнуть.
Туристы пошли в горы, несмотря на туман.
Он приехал в столицу учиться в
университете.
5)
Рассмотрите выделенные обстоятельства. Чем они выражены? Почему здесь не
нужны запятые?
Они встали ни свет ни заря и начали
работать засучив рукава.
Мы жили душа в душу, а наши соседи – как
кошка с собакой.
До соседнего села рукой подать.
17
Отправиться за тридевять земель.
18
6)
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм.
Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские
горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт
час!
Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и
достойно.
7)
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
фразеологизм.
На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.
Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята
плачут, он не плакал.
Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.
Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и
никогда не спрашивала у меня уроков.
Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
8)
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение
«ВПАДАТЬ В ПАНИКУ» из предложения. Запишите ответ.
Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это
естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче.
_______________________________________________________________________________
9)
Что такое деепричастие? Расскажи своими словами.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
10) Найдите деепричастия, возьмите их в кружок.
Писать, поздно, разговаривая, плохо, отчаянно, бежать, бегая, выполнив, читать, радостно,
прогулявшись, рисуя, сделать, испекши.
11) По каким признакам вы определили, что это деепричастия?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
12) Нарисуй схемы, чтобы отличать причастия от деепричастий.
19
Фразеологизм - это устойчивый оборот речи, который употребляется в
переносном значении и не выделяется запятыми.
ПРИЧАСТИЯ
ДЕЕПРИЧАСТИЯ
13) Что такое деепричастный оборот? Приведи пример.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______
14) Найдите в предложениях деепричастный оборот им подчеркните его.
Торжественно выехав на лед, хоккеисты настроились на серьезную игру.
Устав после тяжелого дня, Петя сразу заснул.
Он говорил робко, все время оглядываясь.
15) Теперь нарисуй, когда причастный оборот выделяется запятыми, а когда –
деепричастный.
16) Среди данных предложений найди деепричастный оборот, подчеркни его, расставь
пропущенные запятые.
Петька и Мишка разговаривая о пустяках устало плелись по пустынному берегу моря
усеянному галькой отшлифованной волнами.
Нарисованный дедушкой портрет висел на выцветшей стене.
Улыбаясь солнечному дню ребята шли в школу.
Выполнив все задания вы можете смело отправляться на улицу.
Машенька сидящая на скамейке теребила свои золотистые кудри.
17) Расскажи от том, как проходит твой день, используя деепричастия и деепричастные
обороты. Не забудь расставить запятые!
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
20
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
Деепричастия необходимо различать от фразеологизмов! Фразеологизмы могут быть похожи
на деепричастия по форме, НО ЗАПЯТЫМИ НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ!
18) Сравни словосочетания. Где деепричастия, а где фразеологизмы?
19) Рассмотрите данные предложения. Какие обстоятельства выделены
фразеологизмами, а какие деепричастиями? Подчеркните обстоятельства и, где
необходимо, поставьте запятые.
Строители работали не покладая рук.
Волны разбиваясь о скалы грозно провозглашали о наступлении бури.
Он бежал куда-то очертя голову.
Он говорил положа руку на сердце о том, что волновало его больше всего.
Проснувшись раньше всех она поспешила на учебу.
Ребята выучив уроки убежали на футбольную площадку.
20) Давай подведем итог. Что нового ты узнал сегодня на уроке? Что тебе уже было
известно? Какие задания вызвали у тебя затруднения? Когда мы обособляем
обстоятельства?
21
Не разгибая спины
Сломя голову
Спустя рукава
Сложа руки
Скрепя сердце
Не разгибая книги
Сломя нечаянно
Спустя по веревке
Сложа конвертиком
Скрепя листки бумаги
Урок 3. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.
Цель: закрепить правила обособления обстоятельств.
1)
Когда обособляются обстоятельства?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2)
Когда обстоятельства НЕ обособляются?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3)
Расставьте знаки препинания, подчеркните обстоятельства. Объясните, почему вы
обособили или, наоборот, не обособили обстоятельство.
Скалистые хребты тянутся далеко до самого горизонта.
Несмотря на дождь в горах было тепло.
Он бегает как олень, а хитер как лисица.
Скоро спустя десять минут нам перезвонили.
На сарае уныло по-сиротски примостилась ворона.
Танцы по причине отсутствия музыкантов отменяются.
Она сидела на кушетке подперев голову обеими руками и задумчиво (не)подвижно глядела
на огонь.
Рукопись эту храните как зеницу ока.
Собака узнав меня и почувствовав внимание к себе приветливо завиляла хвостом.
Утомившись путники остановились на привал.
Бабушка просто не умеет сидеть сложа руки.
Она точно маленький ребенок удивлялась всему, что ее окружало.
Спортсмен благодаря упорному труду добился больших успехов.
4)
Среди предложений 11−13 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления,
равные по силе, одинаково естественные: одно — к безудержному обновлению речи, другое — к
охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с
одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое
время немного превышает силу консерваторов — это-то и обеспечивает языку его правильный
рост.
5)
Среди предложений 10−13 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
(10)Есть портреты воспоминания: на них он представляет себя в юности. (11)Есть портреты, где
он старается как бы заглянуть вперед, представив облик своей старости. (12)Есть шутливые,
смешные изображения. (13)Очень важно знать, в каком месте пушкинской рукописи находится
автопортрет.
22
Слова с предлогами: СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, НАВСТРЕЧУ,
ВСЛЕД - употребляются только в ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
Например, согласно (чему?) расписанию, вопреки (чему?) ожиданиям, наперекор (чему?) судьбе.
6)
Раскройте скобки, поставив слова в нужную форму. НЕ ЗАБУДЬТЕ РАССТАВИТЬ
ЗАПЯТЫЕ.
Не могу в силу (сложившиеся обстоятельства) приехать на праздники.
________________________________________________________________________________
Вопреки (прогноз) врачей больной быстро пошел на поправку.
_________________________________________________________________________________
Благодаря (поддержка) болельщиков наши спортсмены одержали победу.
_________________________________________________________________________________
Согласно (уговор) они встретились в полдень.
_________________________________________________________________________________
7)
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Цена установлена согласно прейскуранта.
2) Собираясь в школу, у него пропал учебник.
3) По завершении строительства объект был сдан в эксплуатацию.
4) На их территории ничего не происходило.
8)
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Это был пилот самого высокого класса.
2) Благодаря письма нас приняли очень учтиво.
3) Лодка, покачиваясь, медленно приближалась к середине реки.
4) Подъезжая к станции и глядя в окно, у меня слетела шляпа.
9)
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Неожиданно он бросился наперерез понесшегося вскачь коня.
2) Возвращаясь домой, мне стало грустно.
3) Туристы расположились возле старого дуба.
4) В газете «Известия» вышла статья о нашем земляке.
10) Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите
исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) «Надевай скорее пальто и беги на улицу», — сказала мне сестра.
2) Благодаря принятого решения при строительстве дороги удалось сохранить большую часть
леса.
3) Стоя у дверей, мне был ясно слышен их разговор.
4) В первом ряду свободных мест не было.
11) Рассмотрите данные предложения. Объясните расстановку знаков препинания.
Почему не все деепричастия выделены запятыми?
Читать лежа вредно.
Они смотрели в небо, лежа на мягкой траве.
Помолчав, она продолжила разговор.
Все молча разошлись в разные стороны.
Мы шли, шутя и посмеиваясь друг над другом.
Он делал работу шутя.
23
Он достал книгу не глядя.
Не глядя по сторонам, они шли домой.
Сделайте вывод
12) Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
Она работала стоя.
Стоя у окна Евдокимов думал о вчерашней истории.
Он молча подошел к окну.
Осенью во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
В конце ноября в ясный день в слободу явились гости.
Вдоль долины ближе к северу тянется ряд курганов.
13) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
Не оглядываясь по сторонам (1) они (2) на ночь глядя (3) быстро зашагали в сторону сада (4)
вглубь аллеи (5) и (6) словно стая ворон (7) окружили скамейку (8) смеясь (9) и разговаривая о
пустяках (10)
обсуждая
насущные
проблемы
(11) волновавшие
каждого студента
(12)
находящегося на пороге взрослой жизни.
___________________________________________________________________________________
14) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
На столе лежало множество горшочков (1) под крышечками (2) в том числе с приправами и
соусами (3) кроме перца (4) который так не любил Василий Иванович (5) детский доктор (6)
считая его вредным для желудка (7) несмотря на полезные свойства этого продукта.
___________________________________________________________________________________
15) Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные
буквы и знаки препинания.
Усадьба стояла вся белая на деревьях лежали пушистые хлопья точно сад опять ра..пустился
белыми листьями. В большом стари(н/нн)ом камине потреск..вал огонь.
Поэзия первого зимнего дня была (по)своему доступна слепому. Просыпаясь утром он ощущал
всегда особе(н/нн)ую бодрость и узн..вал пр(е/и)ход зимы по топанью людей вх..дящих в кухню
по скрипу дверей по острым едва уловимым запахам по скрипу шагов на дворе.
Надев с утра высокие охотничьи сапоги он пош..л к мельнице проклад..вая рыхлый след по
доро..кам.
Смёрзш..яся земл покрытая пушистым, мягким слоем соверше(н/нн)о смолкла зато воздух стал
как(то) особе(н/нн)о чуток отчётл..во перенося на далекие ра(с/сс)тояния и крик вороны и удар
топора и легкий треск обломавш..йся ветки. По временам слышался стра(н/нн)ый звон точно от
стекла переходивший на самые высокие ноты и зам..равший в уд..лении. Это мальчишки кидали
камни на деревенском пруду.
16) Давай подведем итог. Что ты знаешь об обособлении? Когда необходимо обособить
определение, приложение и обстоятельство?
24
Одиночные деепричастия типа ЛЕЖА, СТОЯ, СИДЯ, МОЛЧА, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ могут
НЕ обособляться, если они выступают в роли наречий.
25
Место для записей
26
27