Автор: Евсенькина Вера Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБОУ "Солотчинская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная работа по предупреждению дисграфии на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
ОГБОУ «Солотчинская школа – интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» Учитель русского языка и литературы
Евсенькина В.В.
«Коррекционная работа по предупреждению дисграфии на уроках русского
языка».
Проблема нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы стала
основной актуальной проблемой в современном обществе и негативно сказывается на
процессе обучения. Существует значительное количество детей, нуждающихся в
логопедической
помощи,
однако,
в
большинстве
школ
отсутствует
специально
организованная коррекционная работа, что приводит к ухудшению и усложнению
симптоматики дисграфии. Даже в некоторых логопунктах, где проводится коррекционная
работа с дошкольниками и младшими школьниками, учеников старших классов логопеды
не принимают на занятия. Проблема состоит в том, что не существует методических
рекомендаций, практических материалов или теоретических исследований, которые
позволили бы работать с такими детьми. Ситуацию можно
охарактеризовать как
критическую и требующую срочных мер. Проблема дисграфии должна решаться
одновременно в двух направлениях – теоретическом и организационно – практическом.
При отсутствии в школе логопункта рекомендуется проводить коррекционную
работу учителям русского языка и литературы во время индивидуально – групповых
занятий и в рамках урока. Важно, чтобы учителя ознакомились о особенностями
дисграфии и речевой патологии в рамках повышения своего профессионального
самообразования.
Дисграфия
–
это
стойкое,
специфическое
расстройство
письма,
которое
проявляется в ошибках и связано с нарушением высших психических функций:
зрительного
анализа
и
синтеза,
пространственных
представлений,
слухо
–
произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и
синтеза, разделения предложений на слова, лексико – грамматического строя речи,
памяти, внимания и эмоционально – волевой сферы.
Классификация
дисграфий,
основанная
на
разных
критериях,
проводится
исследователями. В настоящее время наиболее обоснованной считается классификация
дисграфий, основанная на несформированности определенных операций процесса письма,
разработанная
специалистами
кафедры
логопедии
российского
государственного
педагогического университета имени А.И. Герцена. Классификация включает:
1.
Артикулярно – акустическую дисграфию, основанную на неправильном
произношении,
что
приводит
к
пропускам
букв
и
заменам.
Иногда
орфоэпические ошибки исправляются, но замена букв остается, так как
кинестические образы звуков еще не сформированы.
2.
Акустическую
дисграфию,
которая
связана
с
нарушением
фонемного
распознавания. Дети плохо различают на слух схожие по звучанию и месту
образования
звуки.
В
тяжелых
случаях
происходит
смешивание
букв,
обозначающих далекие звуки ( например, «п» и «н», «л» и «к», «б» и «в»).
3.
Дисграфию на основе нарушения языкового анализа и синтеза, связанную с
нарушением
деления
предложений
на
слова
и
искажением
структуры
предложения. Самыми распространенными ошибками являются искажение
звукобуквенной структуры слова, такие как пропуск согласных в их сочетании,
пропуск гласных, перестановка букв, добавление букв и т.д. Деление
предложения на слова также нарушается, все слова пишутся слитно.
4.
Аграмматическая дисграфия возникает из – за нарушения правильной
грамматической
структуры
предложения
и
недостаточного
усвоения
морфологических и синтаксических правил у детей. Ошибки в данной форме
дисграфии проявляются на уровне слов, словосочетаний, предложений и текста.
5.
Оптическая дисграфия связана с несовершенством зрительного анализа,
пространственных представлений и синтеза. Дети нечетко представляют
графические образы букв, поэтому они путают похожие буквы, такие как п-н, и
– ш, б – д, о – а, ж – х, л – м, что приводит к искажению структуры слова при
списывании или написании под диктовку. Дети испытывают трудности в
соответсвии звука с буквой, не могут различить схожие по написанию буквы и
часто пишут зеркальные образы ( с – э, э – с), пропускают элементы ( ау – су),
записывают лишние ( л – м, ш- щ) и неправильно располагают элементы ( х –
се, т- пп).
6.
Моторная дисграфия наблюдается при нарушении деятельности
лобных
отделов мозга. Дети испытывают трудности в самом процессе письма: они не
могут переключать движения руки с одной бкувы на другую, не знают, с какого
элемента начать писать букву, что приводит к повторению букв и слогов, их
перестановке. Нарушается структура слов и предложений.
Основным средством работы по преодолению дисграфии являются логопедические
занятия. В случае отсутствия логопеда в школе, единственным возможным вариантом
работы в этом направлении является проведение индивидуальных и групповых занятий по
русскому языку с детьми, у которых диагностирована одна из форм дисграфии. Эта работа
направлена на исправление дисграфии и создание условий для эффективного освоения
основной образовательной программы по русскому языку, включая индивидуальное
развитие учащихся, которые испытывают трудности в этом предмете и нуждаются в
своевременной поддержке и исправлении ошибок в письменной речи.
Другим направлением работы является введение коррекционных приемов
и
упражнений в структуру урока русского языка. Эти приемы направлены на развитие
речевой
системы
и
мыслительных
операций
(
анализа
и
синтеза,
сравнения,
классификации и др.) и выбираются в зависимости от цели и задая урока. Хотя такие
задания занимают небольшую часть урока ( от 1 до 5 минут), они приносят большую
пользу.
В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная
работа, изучение нового материала, закрепление и другие. Начало урока должно быть
интересным и мотивирующим, поэтому на этапе подведения к теме урока можно
использовать различные коррекционные приемы, такие как словесные лабиринты,
изменение направления текста, «перевертыши», слова с «зашумлением», анаграммы. Эти
приемы оживляют начало урока, повышают интерес учащихся к изучаемому предмету,
развивают их внимание, память, речь, аналитико – синтетическое мышление с
сообразительность.
Один из важных этапов урока – словарная работа. Представление нового слова
создает заинтересованное отношение к дальнейшей учебной деятельности, поэтому на
этом этапе можно использовать различные коррекционные приемы и упражнения для
развития логического мышления, внимания, памяти и восприятия, с целью повышения
эффективности словарной работы, активности учеников и достижения развивающих
результатов.
С
помощью
коррекционных
упражнений
учащиеся
самостоятельно
определяют слово, которое они будут детально изучать на уроке, и сами формулируют
тему словарной работы. Кроссворды, загадки, пословицы – благодатный материал,
который можно использовать на любом уроке.
Для коррекции дисграфии широко применяются альбомы и рабочие тетради
Е.В.Мазановой. Этот учебно – методический комплект ориентирован на работу с
младшими
школьниками,
но
большинство
заданий
и
упражнений
могут
быть
использованы
при
планировании
индивидуальной
и
групповой
работы
со
слабоуспевающими детьми среднего возраста во внеурочное время, а также в структуре
урока русского языка. Большое внимание в этом пособии уделяется теме «предлоги»,
которая часто вызывает трудности у учащихся и ведет к большому количеству ошибок.
Рекомендуется уделить особое внимание коррекционной работе по исправлению
ошибок в письменной речи, связывая ее тесно с формированием познавательных
процессов и устранением недостатков эмоционально – волевой сфере. Предлагаемая
система
работы
над
преодолением
дисграфии,
разработанная
Е.В.Мазановой,
основывается на комплексном логопедическом обследовании с учетом особенностей
психофизической деятельности младших школьников. Обучение тесно связано с
развитием внимания, памяти и основных мыслительных операций у учащихся. Регулярное
использование коррекционных методов и упражнений на уроках русского языка
способствует увеличению скорости письма, а также увеличению объема информации
учащихся. Применение этих методов и приемов на уроках русского языка вызывает у
школьников интерес к предмету, активизирует их участие на занятиях, содействует
развитию речи и повышению орфографической грамотности.
Список литературы
1.Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.:
Изд-во «Ось-89», 2005, - 229 с.
2.Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя»/ Харьков: Фолио, 1997, - 96 с.
3.Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников/ Мн., 2001, - 173 с.
4.Богомолова А.И. Нарушение произношение детей. – М., - 1979, - 119 с.
5.Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М. – 1995, - 216 с.
6.Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии, М., Генезис, 2007, - 216 с.
7.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, –
2001, - 236 с.
8.Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи.:
Кн. для логопеда. – М., Просвещение, - 1987, - 96 с.
9.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у
младших школьников. – С.Пб, - 1999, - 253 с.
10.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция
нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, - 1997, - 264 с.