Напоминание

"Коррекционная работа по предупреждению дисграфии на уроках русского языка"


Автор: Евсенькина Вера Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГБОУ "Солотчинская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная работа по предупреждению дисграфии на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




ОГБОУ «Солотчинская школа – интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» Учитель русского языка и литературы

Евсенькина В.В.

«Коррекционная работа по предупреждению дисграфии на уроках русского

языка».

Проблема нарушения письма у учащихся общеобразовательной школы стала

основной актуальной проблемой в современном обществе и негативно сказывается на

процессе обучения. Существует значительное количество детей, нуждающихся в

логопедической

помощи,

однако,

в

большинстве

школ

отсутствует

специально

организованная коррекционная работа, что приводит к ухудшению и усложнению

симптоматики дисграфии. Даже в некоторых логопунктах, где проводится коррекционная

работа с дошкольниками и младшими школьниками, учеников старших классов логопеды

не принимают на занятия. Проблема состоит в том, что не существует методических

рекомендаций, практических материалов или теоретических исследований, которые

позволили бы работать с такими детьми. Ситуацию можно

охарактеризовать как

критическую и требующую срочных мер. Проблема дисграфии должна решаться

одновременно в двух направлениях – теоретическом и организационно – практическом.

При отсутствии в школе логопункта рекомендуется проводить коррекционную

работу учителям русского языка и литературы во время индивидуально – групповых

занятий и в рамках урока. Важно, чтобы учителя ознакомились о особенностями

дисграфии и речевой патологии в рамках повышения своего профессионального

самообразования.

Дисграфия

это

стойкое,

специфическое

расстройство

письма,

которое

проявляется в ошибках и связано с нарушением высших психических функций:

зрительного

анализа

и

синтеза,

пространственных

представлений,

слухо

произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и

синтеза, разделения предложений на слова, лексико – грамматического строя речи,

памяти, внимания и эмоционально – волевой сферы.

Классификация

дисграфий,

основанная

на

разных

критериях,

проводится

исследователями. В настоящее время наиболее обоснованной считается классификация

дисграфий, основанная на несформированности определенных операций процесса письма,

разработанная

специалистами

кафедры

логопедии

российского

государственного

педагогического университета имени А.И. Герцена. Классификация включает:

1.

Артикулярно – акустическую дисграфию, основанную на неправильном

произношении,

что

приводит

к

пропускам

букв

и

заменам.

Иногда

орфоэпические ошибки исправляются, но замена букв остается, так как

кинестические образы звуков еще не сформированы.

2.

Акустическую

дисграфию,

которая

связана

с

нарушением

фонемного

распознавания. Дети плохо различают на слух схожие по звучанию и месту

образования

звуки.

В

тяжелых

случаях

происходит

смешивание

букв,

обозначающих далекие звуки ( например, «п» и «н», «л» и «к», «б» и «в»).

3.

Дисграфию на основе нарушения языкового анализа и синтеза, связанную с

нарушением

деления

предложений

на

слова

и

искажением

структуры

предложения. Самыми распространенными ошибками являются искажение

звукобуквенной структуры слова, такие как пропуск согласных в их сочетании,

пропуск гласных, перестановка букв, добавление букв и т.д. Деление

предложения на слова также нарушается, все слова пишутся слитно.

4.

Аграмматическая дисграфия возникает из – за нарушения правильной

грамматической

структуры

предложения

и

недостаточного

усвоения

морфологических и синтаксических правил у детей. Ошибки в данной форме

дисграфии проявляются на уровне слов, словосочетаний, предложений и текста.

5.

Оптическая дисграфия связана с несовершенством зрительного анализа,

пространственных представлений и синтеза. Дети нечетко представляют

графические образы букв, поэтому они путают похожие буквы, такие как п-н, и

– ш, б – д, о – а, ж – х, л – м, что приводит к искажению структуры слова при

списывании или написании под диктовку. Дети испытывают трудности в

соответсвии звука с буквой, не могут различить схожие по написанию буквы и

часто пишут зеркальные образы ( с – э, э – с), пропускают элементы ( ау – су),

записывают лишние ( л – м, ш- щ) и неправильно располагают элементы ( х –

се, т- пп).

6.

Моторная дисграфия наблюдается при нарушении деятельности

лобных

отделов мозга. Дети испытывают трудности в самом процессе письма: они не

могут переключать движения руки с одной бкувы на другую, не знают, с какого

элемента начать писать букву, что приводит к повторению букв и слогов, их

перестановке. Нарушается структура слов и предложений.

Основным средством работы по преодолению дисграфии являются логопедические

занятия. В случае отсутствия логопеда в школе, единственным возможным вариантом

работы в этом направлении является проведение индивидуальных и групповых занятий по

русскому языку с детьми, у которых диагностирована одна из форм дисграфии. Эта работа

направлена на исправление дисграфии и создание условий для эффективного освоения

основной образовательной программы по русскому языку, включая индивидуальное

развитие учащихся, которые испытывают трудности в этом предмете и нуждаются в

своевременной поддержке и исправлении ошибок в письменной речи.

Другим направлением работы является введение коррекционных приемов

и

упражнений в структуру урока русского языка. Эти приемы направлены на развитие

речевой

системы

и

мыслительных

операций

(

анализа

и

синтеза,

сравнения,

классификации и др.) и выбираются в зависимости от цели и задая урока. Хотя такие

задания занимают небольшую часть урока ( от 1 до 5 минут), они приносят большую

пользу.

В структуре урока выделяют несколько этапов: подведение к теме урока, словарная

работа, изучение нового материала, закрепление и другие. Начало урока должно быть

интересным и мотивирующим, поэтому на этапе подведения к теме урока можно

использовать различные коррекционные приемы, такие как словесные лабиринты,

изменение направления текста, «перевертыши», слова с «зашумлением», анаграммы. Эти

приемы оживляют начало урока, повышают интерес учащихся к изучаемому предмету,

развивают их внимание, память, речь, аналитико – синтетическое мышление с

сообразительность.

Один из важных этапов урока – словарная работа. Представление нового слова

создает заинтересованное отношение к дальнейшей учебной деятельности, поэтому на

этом этапе можно использовать различные коррекционные приемы и упражнения для

развития логического мышления, внимания, памяти и восприятия, с целью повышения

эффективности словарной работы, активности учеников и достижения развивающих

результатов.

С

помощью

коррекционных

упражнений

учащиеся

самостоятельно

определяют слово, которое они будут детально изучать на уроке, и сами формулируют

тему словарной работы. Кроссворды, загадки, пословицы – благодатный материал,

который можно использовать на любом уроке.

Для коррекции дисграфии широко применяются альбомы и рабочие тетради

Е.В.Мазановой. Этот учебно – методический комплект ориентирован на работу с

младшими

школьниками,

но

большинство

заданий

и

упражнений

могут

быть

использованы

при

планировании

индивидуальной

и

групповой

работы

со

слабоуспевающими детьми среднего возраста во внеурочное время, а также в структуре

урока русского языка. Большое внимание в этом пособии уделяется теме «предлоги»,

которая часто вызывает трудности у учащихся и ведет к большому количеству ошибок.

Рекомендуется уделить особое внимание коррекционной работе по исправлению

ошибок в письменной речи, связывая ее тесно с формированием познавательных

процессов и устранением недостатков эмоционально – волевой сфере. Предлагаемая

система

работы

над

преодолением

дисграфии,

разработанная

Е.В.Мазановой,

основывается на комплексном логопедическом обследовании с учетом особенностей

психофизической деятельности младших школьников. Обучение тесно связано с

развитием внимания, памяти и основных мыслительных операций у учащихся. Регулярное

использование коррекционных методов и упражнений на уроках русского языка

способствует увеличению скорости письма, а также увеличению объема информации

учащихся. Применение этих методов и приемов на уроках русского языка вызывает у

школьников интерес к предмету, активизирует их участие на занятиях, содействует

развитию речи и повышению орфографической грамотности.

Список литературы

1.Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.:

Изд-во «Ось-89», 2005, - 229 с.

2.Барташникова И.А., Барташников А.А. «Учись играя»/ Харьков: Фолио, 1997, - 96 с.

3.Баль Н.Н. Обследование чтения и письма у младших школьников/ Мн., 2001, - 173 с.

4.Богомолова А.И. Нарушение произношение детей. – М., - 1979, - 119 с.

5.Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. – М. – 1995, - 216 с.

6.Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии, М., Генезис, 2007, - 216 с.

7.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях

дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, –

2001, - 236 с.

8.Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи.:

Кн. для логопеда. – М., Просвещение, - 1987, - 96 с.

9.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у

младших школьников. – С.Пб, - 1999, - 253 с.

10.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция

нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, - 1997, - 264 с.



В раздел образования