Напоминание

Литературная гостинная "Странички блокадного Ленинграда"


Автор: Анна Николаевна Голубева
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 8 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная гостинная "Странички блокадного Ленинграда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звёздочка»

Литературная гостиная

«Странички блокадного Ленинграда»,

посвящённая 80 – летию полного освобождения

города- героя Ленинграда от фашистской блокады

для детей с ТНР подготовительной к школе группы

Составила

учитель - логопед

высшей категории

Голубева А.Н.

г. Кулебаки, 2024 г.

Цель: Расширение представлений обучающихся старшего дошкольного

возраста о подвиге жителей блокадного города - героя Ленинграда.

Интеграция

образовательных

областей:

«Речевое

развитие»,

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: общение с взрослым, совместные игры со

сверстниками, восприятие музыки, рассказов, стихов, просмотр слайдов

презентации. рассказывание стихотворений.

Задачи:

Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников любви

и гордости за историческое и героическое прошлое Родины.

Закрепление навыков грамматически правильной, связной речи.

Развитие

интонационной

выразительности

речи

при

чтении

стихов

.

Воспитание

эмоциональной

отзывчивости

и

благодарности

к

памяти

защитников Родины, бережного отношения к хлебу.

Предварительная работа:

Чтение книг в группе:

«Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова.

«Вот как это было». Автор Юрий Герман.

«Кукла». Автор Г.Черкашин.

«900 дней мужества». В.Воскобойников.

Рассказы, презентации о блокаде Ленинграда, о мужестве и стойкости

юных ленинградцев, прослушивание песен военных лет.

Посещение городского музея истории и краеведения им. братьев

Струве( экспозиция «Памяти огненных лет», блокадного Ленинграда.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальная колонка.

лента отделочная «Блокадная», предметы экспозиции мини-музея: каска,

котелок, кружка эмалированная, тарелка эмалированная, кусочек хлеба, лампа

керосиновая.

Пособия: презентация, рисунки детей, музыкальные композиции.

Ход литературной гостиной.

слайд

27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день был

полностью освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас этот город

называется Санкт-Петербург. Сегодня вы узнаете о городе – герое

Ленинград, о детях, живших в годы войны блокадном городе.

В этом прекрасном городе жила-была девочка. Звали ее Таня. Таня

Савичева. День рождение у неё было 25 января. Жила девочка в городе

Ленинграде, в доме, который и сейчас стоит. Была у нее большая и дружная

семья: мама, бабушка, братья, сестры и два дяди. Жила Танечка очень

счастливо. Все ее любили и баловали, ведь она была самая младшая. В

праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и

радостно, братья играли на музыкальных инструментах, Таня пела.

И вдруг в один день все это счастье оборвалось.

Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

Запись песни «Вставай, страна огромная!»

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могли

просматривать улицы и проспекты города. Но не только рассматривать, а и

стрелять по ним. Ленинград – один из красивейших городов мира. Фашисты

хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить, стереть

с лица земли. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон.

Слайд

Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо). В блокаде

оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а вы

понимаете кольцо блокады? (ответы детей) Подойдите ко мне, возьмитесь

крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из

которого нельзя ни выйти не зайти.

Осталась одна дорога, которая соединяла город со страной — по

Ладожскому озеру. Потянулись страшные 900 дней и ночей. Каждую ночь

гул самолетов, разрывы бомб. Ленинград лишился всего — отопления, воды,

электричества, но продолжал бороться. Город превратился в крепость.

Наш город назывался Ленинградом

И шла тогда суровая война

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала

И помогла в войне нам победить

Чтоб снова время мирное настало

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу

всеми силами. В городе работали заводы, танки отправлялись на фронт, по

радио передавали новости с фронта, дети ходили в школу, которые

находились в бомбоубежищах, ухаживали за раненными, ждали Новый год,

читали книги и рисовали. Кроме фашистов на осажденный город наступала

зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.

Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах

небольшие,

железные печки - буржуйки. В них вместо дров жгли

оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но

тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем. В школе дети

писали в рукавицах.

слайд

Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе

катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались

специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба —

небольшой (125 граммов) кусочек на целый день (показ). И все, больше

ничего — только вода, за которой ходили на реку Неву. Набрав небольшой

чайник воды, они спешили домой, чтобы вылить добытую воду в ведро и

вернуться назад, к полынье.

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена

дорога, названная - дорогой жизни. По ней под огнем противника перевозили

хлеб в город, а обратно эвакуировали детей. Эту дорогу называли «дорогой

жизни». Эвакуировали и Танечку, её нашли одну в квартире без сознания.

Вместе с другими детьми её привезли в Нижегородскую область, где они

были окружены заботой. Многие из спасённых детей окрепли, встали на

ноги. 2 года врачи спасали жизнь юной ленинградки. У неё были сильные

головные боли. Но Таня так и не поднялась. В 1945 году в квартиру

вернулась из эвакуации её сестра Нина и в доме нашла записную книжку

Тани. Позже с фронта вернулся с тяжёлым ранением брат.

слайд

Девять страничек. Страшные строчки.

Нет запятых. Только черные точки.

«Умерли все». Что поделать? Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дяди, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых – только Таня.

В маленьком сердце – столько страданья.

«Умерли все». Никого больше нет.

Девочке Тане – одиннадцать

Я расскажу вам, что было потом.

Эвакуация, хлеб и детдом,

Где после голода, всех испытаний

Выжили все. Умерла только Таня.

Девочки нет. Но остался дневник –

Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба,

Дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повторится!»

слайд

Детям блокадного города Ленинграда, которые жили и боролись за город

вместе со взрослыми, установлен на 3 км блокадной «Дороги жизни»

мемориальный комплекс «Цветок жизни» и траурный курган «Дневник Тани

Савичевой».

Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил

беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной

жизнью

слайд

Минута молчания. Звук метронома.

Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы

блокады город Ленинграда. Прошу всех встать!

Ленинградцы выстояли. Наши солдаты делали всё возможное, чтобы

освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января

1944г.Ленинград был

полностью

освобожден

от блокады.

Подвиг,

совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте,

где было

прорвано кольцо блокады,

установлен памятник,

который

называется «Разорванное кольцо».

слайд

Дети читают стихи:

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут,-

Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада,

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба,

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,

И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!

И когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

-Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Город музеев, чудесных дворцов

Город каналов, мостов, островов

Город чугунных оград на Неве

И нет прекрасней его на земле!

слайд

За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой.

Ребята, с те событий, прошло много лет. А люди помнят о войне, передают

рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?

Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой

Отечественной войны, о мужестве

простых людей, вынесших на себе

трудности блокадного Ленинграда.

Звучит «Песня о мире»

1.

Мы ещё малы, не знаем бед войны.

Но все мы как один, стоим за прочный мир.

Припев

Для того, чтоб нам играть, нужен мир!

Для того, чтоб подрастать, нужен мир!

Для того, чтоб в мир войти, нужен мир!

2.

Родина цветёт

И мир для нас хранит,

Мы скоро подрастём

И в руки мир возьмём.

Припев

Для того, чтоб нам играть, нужен мир!

Для того, чтоб подрастать, нужен мир!

Для того, чтоб в мир войти, нужен мир!

Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не

отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли –

взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей. Но жители города

победили врага и оставили нам, прекрасное наследие и прекрасный город!

Поэтому и собрались мы с вами, чтобы вы услышали об этом подвиге.

Ребята, в память о ленинградцах, которые защитили город, прошу надеть эти

ленточки, символизирующие подвиг, мужество и патриотизм!

Оливковый цвет

символизирует победу, а зеленый - цвет жизни.(Вручение воспитанникам лент,

символизирующих снятие блокады Ленинграда).



В раздел образования