Напоминание

«Прогулка в радость»


Автор: Светлана Викторовна Малахова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС №19 "Ивушка"
Населённый пункт: Город Буденновск Ставропольский край
Наименование материала: мастер класс для педагогов ДОУ
Тема: «Прогулка в радость»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс для педагогов ДОУ

«Прогулка в радость»

Воспитатель: Малахова С.В.

2023год

Цель: Расширение и систематизирование экологических знаний педагогов;

распространение и передача педагогического опыта.

Задачи: Продуктивное использование прогулки для общения с природой

ближайшего окружения; повышение профессионального мастерства

педагогов в экологическом воспитании дошкольников; активизация

мыслительно-поисковой деятельности; развитие познавательного интереса;

установление тесного сотрудничества между педагогами; привлечение к

защите окружающей среды.

Материалы и оборудование: кусочки фольги 0,5на1см, маски с

изображением деревьев для инсценировки, «подарки для дерева» из цветной

бумаги.

Ход мастер класса

Одной из форм познания окружающего мира ребенком дошкольником

является наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям природу в

естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно

представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения

в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее

особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению

одной из важнейших задач умственного воспитания.

В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно

обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает

взаимосвязь различных явлений природы.

Наблюдения сопровождаются точными объяснениями воспитателя того, что

видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка

представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии

применять полученные знания на практике.

Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и

обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Сегодня я предлагаю совершить прогулку по экологической тропе

нашего детского сада, в ходе которой я представлю вам несколько игр и

приемов, которые можно использовать в наблюдениях на прогулке с вашими

воспитанниками. Мы с вами отправимся к самому большому объекту тропы-

в Ботанический сад.

Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды

является экологическая тропа, она позволяет воспитанникам наглядно

познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе,

изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить

навыки простейших экологических исследований, определить экологические

проблемы и найти пути их решения. Планирование работы на экологической

тропе осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий.

Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и

животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При

организации работы на экологической тропе можно использовать

разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения,

экологические игры, викторины.

Экологическая тропа – это средство экологического образования,

нравственного, эстетического, трудового воспитания воспитанников.

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования

детей, развивать экологическую культур, через формирование практического

опыта природопользования.

Задачи: Обучающие: учить детей устанавливать взаимосвязи в природе:

солнце пригревает – тает снег – появились первые растения, набухли почки –

появились насекомые – прилетели птицы, учить детей замечать и называть

сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растительным и

животным миром. Развивающие: развивать наблюдательность, умение

замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные

виды анализаторов (запах талой воды, звук капели, ощущение солнечного

тепла на коже). Воспитательные: воспитывать стремление к бережному

отношению к природе, желание охранять её; формировать умение получать

удовольствие от духовного общения с природой.

Формы и методы работы на экологической тропе - это экологические

беседы; экологические экскурсии, викторины; экологические акции;

обсуждение и проигрывание ситуаций; экспериментирование; наблюдения;

экологические игры; трудовой десант.

Уважаемые коллеги, за какими объектами живой природы мы можем

осуществить наблюдение с детьми в Ботаническом саду нашего детского

сада? (ответы воспитателей)

Сегодня объектом нашего наблюдения будут деревья. Какие деревья,

растущие на территории нашего детского сада вы можете назвать?

Как вы думаете, у какого дерева ветки растут в стороны? (Клен)

Краткая информация. Это одно из самых быстрорастущих деревьев. Почти

все известные виды клёнов используются в декоративных целях. Пасечники

часто высаживают клёны возле своих владений, так как эти деревья —

отличные медоносы, и их очень любят пчёлы.

А вы знаете какое дерево способно вырасти первым на месте лесного

пожара?

Красота березы в стройном стволе, в тонких ветвях, в нарядных

сережках, что весной, еще раньше листьев, появляются на ее ветвях. Сережки

– это цветы березы. Удивителен ствол березы. Это единственное дерево, в

коре которого есть белое красящее вещество – бетулин.

В народе говорят так: «У березы 4 дела: первое дело – мир освещать;

второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело

– чистоту соблюдать». Мир освещался березовой лучиной – главным

источником света вечерами в крестьянских избах. Крик, то есть скрип телег,

«утишался» путем смазывания колес березовым дегтем. Чистота

соблюдалась в бане с помощью березовых веников. А об исцелении больных

речь пойдет особо. Береза – целительница запасла лекарственные вещества и

в почках, и в листьях, и в коре, и в древесине. Даже из паразитического гриба

чаги делают лекарственные препараты. А березовый сок – это целая аптека:

микроэлементы, сахар, белки, кислоты, дубильные вещества, витамины.

Березовый сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких.

Нельзя забывать и о бересте, ведь именно на ней писали письма

наши далекие предки. И в наше время из бересты делают чудесную

берестяную посуду и украшения.

Как по-другому можно назвать макаронное дерево с цветами

орхидеи и яблочным ароматом?

Катальпа - очень красивое и эффектное листопадное дерево высотой

от 5 до 30 м, которое притягивает взгляды с ранней весны и до поздней

осени. В период цветения катальпа покрывается крупными соцветиями

необычайно красивых цветов, очень похожих на цветы орхидеи, да еще

обладающих яблочным ароматом. Еще одно отличие Катальпы от

большинства деревьев заключается в том, что осенью она практически не

желтеет и сбрасывает зеленые листья при понижении температуры ниже

нулевой отметки.

Какое дерево относится к хвойным, но его веточками нельзя уколоться?

Французские монархи, зная о целебных свойствах туи, назвали ее «деревом

жизни» и приказали разводить ее в своих парках. Из туи изготовляют

эфирное масло, которое снимает стресс и сильное перенапряжение,

уменьшает тревожность и страх и помогает при бессоннице. Но при этом

следует знать, что масла из туи используют только для наружного

применения и в малых дозах, поскольку при излишествах оно ядовито.

Подобные вопросы вы можете задать детям, это активизирует их

познавательный интерес, поможет определить объект исследования.

Прежде чем планировать наблюдение с детьми воспитатель должен

тщательно изучить объект наблюдения.

Как и все живое, деревья обладают своей собственной энергетикой и

способны положительно влиять на психику человека.

Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так

называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому

усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает

энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза.

Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные

эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с

природой.

Положительной биоэнергией обладают такие деревья как: береза, дуб,

клен, сосна, ива, каштан, ясень, липа.

Деревья с отрицательной биоэнергетикой: осина, ольха, тополь, ель,

платан, черемуха.

Однако для равновесия нужны оба типа деревьев, поэтому прогулки по

лесу способны восполнить этот пробел.

Дуб поможет вам если вы нуждаетесь в позитивной энергии, если вы

чувствуете, что вам остро не хватает жизненной энергии, у вас апатия или

беспричинная усталость. Однако дуб — это не только символ силы, но и

суровое дерево, которое не любит отчаявшихся и «нытиков», но поможет

восполнить силы стойким людям, борцам по характеру.

Сосна приносит спокойствие и умиротворение. Если у вас накопилась

усталость, негативные эмоции, раздражительность, просто прикоснитесь к

сосне и подумайте о чем-то хорошем.

Клен принесет вам равновесие, спокойствие и невозмутимость,

поможет побороть в себе гнев. Клен имеет способность впитывать в себя

агрессию и избыточную энергию.

Ясень – это философское дерево, дерево мыслителей, поможет вам

разобраться в своих мыслях.

Все мы люди разные, у нас разные проблемы, разное отношение к

жизни, деревья это чувствуют. Но если вы найдете подходящее для вас

дерево-донор, то оно поможет вам избавиться не только от стресса, но и

будет заряжать вас энергией.

Как же найти свое дерево? Наши предки использовали очень простой

способ определения энергетики дерева по отношению именно к вам. Они

брали небольшую полоску фольги (0,5на1см) двумя пальцами и подойдя к

дереву в безветренную погоду, наблюдали, если фольга отклонится в вашу

сторону, значит дерево будет подпитывать вас энергией.

Игра эксперимент: Предлагаю попробовать этим способом найти свое

дерево, может быть нам повезет, и мы сможем обрести дерево-донор в нашем

Ботаническом саду.

А сейчас я хочу предложить вам несколько вариантов игр, которые вы

можете применять на прогулке с детьми.

Игра «Дерево-это…»

- Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт детей, их знания,

позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных сторон.

Ведущий предлагает воспитателям определить какое значение имеет то или

иное дерево для разных животных и птиц.

Для птицы дерево – это… (столовая, место для гнездования)

Для жука дуб – это… (его жилище, место где он откладывает личинки)

Для художника дерево – это … (источник вдохновения)

Для человека дерево – это… (место где можно укрыться от зноя)

Дерево для мебельщика – это… (древесина)

Речевая игра «Дерево живое существо»

Эта игра учит соотносить строение дерева со строением тела человека;

формирует интерес к растительному миру.

Перед игрой можно загадать детям загадки о деревьях, предложить

сравнить себя с деревом, подумать, если бы ребенок был деревом, то каким

именно и почему.

Сегодня мы с вами сравним дерево с человеком. Вот вопросы:

- Как вы думаете, похожи деревья на людей?

- У человека есть туловище. А что у дерева вместо туловища? (Ствол)

- У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора)

- У человека есть руки. А у дерева что. (Ветки)

- У человека есть ноги. А у дерева что? (Корни)

- Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?

- Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?

- Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?

Вот, видите сколько у нас общего с деревьями. А главное, человек

рождается, растет и стареет. И дерево тоже рождается, растет и стареет. И

человек и дерево живые существа.

Игра-инсценировка «Как деревья спорили»

- Еще одна интересная игра, которая способствует развитию памяти,

внимания и тренировке умственных и творческих способностей

дошкольников, инсценировка. Сегодня мы с вами попробуем разыграть

небольшую сценку под названием «Как деревья спорили»

Ведущий раздает воспитателям картинки с изображением разных деревьев.

«Однажды деревья на участке нашего детского сада затеяли спор, кто из них

самый главный. Я-самая главная –говорит черемуха- у меня цветы красивые

и ягодки вкусные». Воспитатели должны продолжить спор от лица своего

дерева.

- Так какое же дерево самое главное? (Нет среди деревьев главных, все дают

кислород, воздух очищают, кормят птиц.)

Игра с мячом «Я знаю»

Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название

животных.

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает

ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы,

растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять

названий деревьев» и перечисляет (например: ель, береза, дуб, сосна, осина)

и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Подарок дереву»

- Уважаемые коллеги, а в завершении нашей прогулки я хочу предложить

вам поиграть еще в одну интересную игру «Подарок дереву». Я приготовила

для вас разные подарки, выберите то что вам больше всего понравилось и

подарите дереву, объясняя их значение и оставляя свои пожелания

(вырезанные из бумаги «подарки» на ниточках: птичка, зеленый листочек,

кормушка, солнышко, капелька, дождевой червяк, тучка, пчелка, почва,

семена, цветок, бабочка, садовник, группа детей).

- Я начну, а вы последуйте моему примеру. «Милая березка, я дарю тебе

зеленый листик, пусть весной их вырастет много-много, они будут шуметь, а

я приду послушать их шелест и укрыться от жаркого летнего солнца».

- Кроме тех игр, в которые мы сегодня с вами поиграли, существует

множество других дидактических, речевых и подвижных игр, которые мы с

вами ежедневно применяем в своей работе.

Рефлексия.

- Наш мастер класс подошел к концу. Был ли полезен материал, который я

приготовила для вас? Что интересного вы узнали? Что будете применять в

своей работе?

- Спасибо за внимание.



В раздел образования