Автор: Казанцева Анастасия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина»
Населённый пункт: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкальных способностей у детей
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкальных способностей у детей
Казанцева Анастасия Александровна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л.Линховоина» г. Улан-Удэ
преподаватель по классу гитара
Музыкальный слух у ребенка – это во многом полезный навык, который можно
развить.
Это
понятие
многослойное
и
достаточно
сложное.
Это
совокупность
способностей человека, которые позволяют ему полноценно воспринимать музыку и
объективно ее оценивать. Музыкальный слух является очень важным качеством,
необходимым для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.
Если у ребенка есть музыкальный слух, то ему легче научиться петь и играть
на различных
инструментах,
а
чувство
ритма
помогает
в танцах.
Музыка –
это
неотъемлемая часть общей культуры. И очень важно с раннего детства вырабатывать у
ребенка хороший вкус, дать хотя бы минимальные знания в этой области. Музыка вносит
гармонию в жизнь и развивает ребенка, помогает ему раскрываться эмоционально,
воспитывает чувство прекрасного. К тому же музыкальные занятия развивают мышление,
координацию
движений,
вырабатывают
усидчивость,
внимание,
дисциплину,
настойчивость.
Выдающийся русский педагог В. А. Сухомлинский заметил, что «красота музыки
имеет своим источником красоту окружающего мира». Для любого ребенка музыка — это
мир радостных переживаний и фантазий. Чтобы он мог оценить всю красоту этого мира,
надо научить его понимать музыку и воспитать в нем эмоциональную отзывчивость к
прекрасному. Важно развить способности ребенка в раннем детстве, чтобы он, приобретя
определенный багаж знаний и умений, мог с легкостью пользоваться им на протяжении
всей жизни.
Музыкальные
способности
–
это
индивидуальные
особенности
личности
(природная
одарённость
человека
в
музыкальной
сфере),
определяемые
такими
критериями, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, эмоциональная
отзывчивость, музыкальные мышление и воображение. Когда говорят о музыкальных
способностях человека, то имеют в виду его основные музыкальные задатки, такие как
слух, память, ритм и природная моторика.
Музыкальные способности развиваются в
музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее
протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель
музыкального воспитания.
Чтобы развивать творческие способности в процессе обучения и пробуждать
интерес к музыкальным знаниям, педагог должен быть органичным и преподносить
знания творчески. Необходимо требовательно и целенаправленно находить и варьировать
учебный материал, подбирать репертуар, учитывая возрастные и психофизиологические,
индивидуальные особенности ребенка, заботясь о его здоровье и психологическом
комфорте во время занятий.
Естественное
стремление
каждого
педагога
сделать
ребенка
успешным.
достигается прежде всего, глубоким знанием его интересов, проблем и желаний. Педагог
должен постараться сделать жизнь ребенка насыщенной, интересной, занятия —
оживленными, яркими, находить повод к одобрению и поощрению его стремлений к
музыкальным знаниям. Зачастую оживление учителя, несомненно, переходит к его
ученику, и ученик, в свою очередь, старается найти в себе силы для получения
дальнейших знаний.
Огромную роль в обучении играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую
очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную
отзывчивость на музыку. Через игру на инструменте у детей закрепляется интерес
к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе игры дети обучаются
музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется
способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке.
Ребенок не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им
пользоваться
в
своей
исполнительской
деятельности.
Список литературы:
1. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997
2. Доровской А. И. Сто советов по развитию одарённости детей. – М., 1997
3. Асафьев Б. В. Музыкальные способности ребенка/ Б. В. Асафьев — M., 1987. —
187с;