Автор: Криулина Елена Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с №4 "СемьЯ"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Логочас по теме:"Зимующие птицы" для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы
комбинированной направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
среднего дошкольного возраста по лексической теме: «Зимующие птицы»
с использованием материалов Н.В. Нищевой
Составитель: учитель-логопед МАДОУ д/с №4 «СемьЯ» г. Новосибирска
Криулина Е.П.
Словарь: птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей,
сорока, летать, клевать, прыгать.
Артикуляционная гимнастика: лопатка, наказать непослушный язычок,
чашечка, лошадка, грибок, гармошка, конфетка, вкусное варенье, качели,
почистим зубки, погреем ладошки, бублик.
Подвижная игра «Снегири». [Координация речи с движением, работа над
темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.]
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири
Делают
4
хлопка
руками-«крылышками»
по
бокам и 4 наклона головой.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Часто
потряхивают
руками-«крылышками»,
опущенными вниз.
Головой вертят,
Улететь хотят.
Делают 2 поворота головой с кивком — вправо,
влево.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Разбегаются по группе, взмахивая руками как
крыльями.
Подвижная игра «Воробей». [Координация речи с движением, развитие
творческого воображения, подражательности.]
лицом в круг.
Среди белых голубей
Идут по кругу, заложив руки за спину.
Скачет шустрый воробей.
В центре скачет на корточках один
ребенок.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Встают лицом в круг, берутся за руки,
идут приставным шагом.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
«Воробей»
пытается
«вылететь»,
а
«голуби» его не пускают.
Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления
(формирование видовых обобщений).]
Воспитатель. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать
меня. Слушайте внимательно: Снегирь, петух, синица, ворона. Кто лишний?
(Петух).
Почему? (Он живет у человека).
А остальные птицы живут на воле, и, кроме того, они — зимующие.
Молодцы! Слушайте еще. Курица, утка, сова, гусь. Кто лишний? (Сова).
Почему? (Она живет в лесу).
Верно. И это зимующая птица. А остальные птицы где живут? (У человека).
Игра «Один — два». [Совершенствование грамматического строя речи
(образование и использование существительных в форме единственного и
множественного числа).]
Воспитатель. Рассмотрите картинки. Назовите сначала птицу на одной
картинке и скажите, что она делает; а потом — птиц на второй картинке и — что
они делают, например: дятел летит — дятлы летят.
Синица сидит — синицы сидят.
Снегирь клюет – снегири клюют.
Сорока прыгает — сороки прыгают.
Ворона ходит — вороны ходят.
Игра «Телефон». [Работа над слоговой структурой слова].
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в «телефон»: будем произносить слова и
хлопать в ладоши столько раз, сколько в слове слогов. Слушайте внимательно,
как я говорю слова и хлопаю.
«Птица», «сне-гирь», «во-ро-на», «си-ни-ца», «клюв», «хвост».
Пальчиковая гимнастика «У кормушки». [Развитие тонкой моторики,
координация речи с движением, уточнение словаря по теме «Зимующие птицы».]
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Ритмично
сжимать
и
разжимать
кулачки.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
На каждое название птицы загибать
по одному пальчику.
Всем хватило зернышек.
Трут
большие
пальчики
об
указательные, как бы насыпают корм в
кормушку.
Игра «Повтори за мной». [Развитие речевого слуха, памяти.]
Воспитатель. А теперь игра «Повтори за мной». Я надеюсь, что вы будете
внимательными. Я называю зимующих птиц, а вы повторяете названия за мной.
Дятел, ворона, сорока. Повтори за мной, Саша.
Саша. Дятел, ворона, сорока.
Воспитатель. Воробей, снегирь, щегол. Повтори за мной, Даша.
Даша. Воробей, снегирь, щегол.
Аналогично игра проводится с каждым ребенком.
Дидактическая игра «Один - много». [Образование множественного числа
существительных].
Воспитатель. А теперь поиграем в знакомую вам игру «Один-много». Я
называю один предмет, бросаю мяч, а вы возвращаете мяч мне и называете
несколько предметов.
Сорока – сороки - много сорок.
Ворона – вороны - много ворон.
Воробей – воробьи - много воробьев.
Снегирь – снегири – много снегирей.
Синица – синицы – много синиц.