Автор: Куянова Людмила Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Осиновка
Населённый пункт: Приморский край, Михайловский район, с. Осиновка
Наименование материала: Бинарный урок ОРКСЭ, Литературное чтение
Тема: "Моя Родина - Россия"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОСИНОВКА»
МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Методическая разработка бинарного урока
по курсу ОРКСЭ и Литературное чтение
в 4 классе
Выполнила: Куянова Людмила Анатольевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ с. Осиновка
Тема урока: «Моя Родина - Россия»
(урок ОРКСЭ – Литературное чтение – 4 класс)
Тип урока: интегрированный (бинарный)
Цели урока:
Создать условия для формирования у учащихся представлений о Российской Федерации, Отечестве и культурных традициях нашей
многонациональной страны;
Развивать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы через понимание особой роли России в мировой истории;
Развивать познавательный интерес, эмоциональное восприятия мира, обще-учебные и коммуникативные умений.
Планируемые результаты по формированию УУД:
Личностные:
осознают ответственное отношение и чувство гордости за свою Родину- Россию; овладеют навыками сотрудничества как со
сверстниками, так и со взрослыми; проявляют интерес к выполняемой работе; соблюдают правила поведения на уроке.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: учатся формулировать учебную задачу; определять последовательность деятельности, ориентируясь в предложенной
информации; контролировать собственную деятельность и деятельность партнёра; при необходимости вносить коррективы.
Познавательные УУД: учатся выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы и обосновывать их.
Коммуникативные УУД: учатся достаточно полно и точно выражать свои мысли, правильно вести диалог, уважать в общении и
сотрудничестве, как партнера, так и самого себя, контролировать деятельность друг друга.
Предметные:
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение
российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан
Средства обучения: мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи (гимн, песни, стихотворение о Родине), выставка книг.
Межпредметные связи:
- ОРКСЭ
- Литературное чтение
План урока:
1. Повторение ранее изученного материала
2. Знакомство с символикой
3. Словарная работа
4. Работа в группах
5. Контроль (тесты)
6. Рефлексия
Этапы урока, цели.
Деятельность учителя.
Деятельность
обучающихся.
Формирование УУД.
1 этап. Организационный момент.
Мотивация познавательной
деятельности.
Цель: создать благоприятную
психологическую атмосферу, включить
в учебную деятельность.
Планирование предстоящей
деятельности.
Цель: составление плана действий
-Приветствие
- Тема: «Моя Родина -
Россия»
Предлагает определить
учащимся цель урока, о чём
пойдёт речь.
Цель: - формирование
чувства гордости за свою
Родину;
- формирование
уважительного отношения к
разным светским и духовным
традициям
-Приветствие
-Внимательно слушают
информацию учителя
определяют цели;
делают вывод, что они
по этой теме уже знают
Личностные УУД: учатся уважать в
общении и сотрудничестве, как
партнера, так и самого себя, выражают
позитивное отношение и интерес к
предстоящей деятельности на уроке
Регулятивные УУД: планируют
учебную деятельность
2 этап. Актуализация опорных
знаний.
Цель: повторение опорных понятий и
раннее усвоенных учебных действий.
Назовите имя страны, в
которой мы живём?
Что вы понимаете под
словом Родина?
учащиеся отвечают на
поставленные вопросы
объясняют, как они
понимают понятие
Родина;
рассуждают, делают
Познавательные УУД: вспоминают
необходимую информацию,
высказывают свои знания,
структурируют свои знания
Регулятивные УУД:
принимают учебно –познавательную
задачу, ставят цели и задачи
Предлагает, вспомнить
синонимы к слову «Родина»
выводы
называют:
Отечество
Отчизна
Родная сторона
Отчий край
Край отцов
Коммуникативные УУД
взаимодействуют с одноклассниками,
участвуют в диалоге
3 этап. Организация познавательной
деятельности. Реализация плана.
Открытие новых знаний.
Цель: выявление затруднений и
построение нового знания.
Главой нашего государства
является кто?
В данное время кто в нашей
стране президент?
Предлагает прослушать
начало гимна.
Новые знания
Мы живём в стране, которая
называется Российская
Федерация. Когда мы
говорим «страна», то имеем в
виду людей, территорию,
природу, климат.
Россия – страна с особенной,
очень красивой природой.
Природа – это наше
богатство, ценность, которую
надо беречь.
Когда мы говорим
«государство», то имеем в
виду устройство страны.
Наша страна – Российская
рассказывают, что они
знают о президенте
называют его ФИО
слушают первый
куплет и припев,
высказываются о том,
что услышали,
вспоминают, в каких
случаях исполняется
гимн России.
внимательно слушают
двое заранее
Коммуникативные УУД: планируют
действия, представляют результаты,
взаимодействуют с одноклассниками,
участвуют в диалоге
Регулятивные УУД: принимают
проблемную ситуацию и находят её
решение, планируют свою деятельность
Познавательные УУД: формулируют
выводы, высказываются
Познавательные УУД: структурируют
знания, высказываются
Коммуникативные УУД
сотрудничают
Познавательные УУД:
выделяют необходимую информацию,
рассуждают
Федерация.
Федерация – это союз,
объединение разных
территорий и людей, которые
там проживают.
У каждого государства,
страны есть свои
государственные символы.
Есть они и у России -
назовите пожалуйста их.
Символы государственной
власти
Флаг
Герб
Гимн
Сегодня мы подробнее
узнаем об истории
государственных символов
России, осознаем, как важно
уважительно относится к
символам государства.
Работа в группах
Используя материал
учебника, выбираем для
работы в группе одну из тем,
делая записи в рабочей
тетради, а результаты работы
группа представит классу.
I группа – «Государственный
герб России»
II группа - «Государственный
флаг России»
III группа-
«Государственный гимн
России»
подготовленных
учащихся объясняют
значение слов
«Государство»
«Федерация»
перечисляют символы
государственной
власти
работают в группах,
обсуждают вопросы и
записывают в рабочей
тетради
Каждая группа
представляет свою
работу по теме классу
Регулятивные УУД: принимают
проблемную ситуацию и находят её
решение, планируют свою деятельность
Познавательные УУД: вспоминают
необходимую информацию,
высказывают свои знания,
структурируют свои знания
Коммуникативные УУД
взаимодействуют с одноклассниками,
участвуют в диалоге
Личностные УУД: выражают свое
отношение к прослушанному, чувство
гордости за свою малую Родину
Регулятивные УУД: принимают
проблемную ситуацию и находят её
решение, планируют свою деятельность
Познавательные УУД:
выделяют необходимую информацию,
записывают в рабочие тетради
Звучит аудиозапись понятия
духовные традиции и
стихотворение: «Я люблю,
тебя Россия»
Давайте вспомним синонимы
к слову Родина
Как называется наша
Родина?
А как она называлась в
старину?
Давайте отправимся
путешествовать в прошлое.
1853 г. город Воронеж. В
одной из газет печатается
стихотворение. И ее автор
становится известным!
Стихотворение называется
«Русь», а написал его Иван
Саввич Никитин. (слайд
«портрет Никита»)
Послушайте. Читает
произведение
Кто хотел бы поделиться
своими впечатлениями? Как
звучит это стихотворение?
Что напоминает?
Стихотворение звучное и
учащиеся слушают
выразительное чтение
стихотворения
диктором
Отечество
Отчизна
Родная сторона
Отчий край
Край отцов
Россия
Русь
Внимательно слушают
Делятся впечатлениями
Познавательные УУД: вспоминают
необходимую информацию,
высказывают свои знания,
структурируют свои знания
Коммуникативные УУД: планируют
действия, представляют результаты,
взаимодействуют с одноклассниками,
участвуют в диалоге
Познавательные УУД:
Осуществляют поиск, выделяют
необходимую информацию, читают и
рассуждают
Личностные УУД: учатся уважать в
общении и сотрудничестве, как
мудрое, проникнутое
любовью к Родине,
гордостью ее могучей силой
и героической историей.
Встретились ли вам
непонятные слова? Прочтите
самостоятельно, выделив их.
- державная
- мурава
- казна
- нива
- лях
- шатер
- брань
- мгла
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише
Деревце всё выше, выше
Руки вверх и потянулись.
Вправо, влево повернулись,
Руки шире разведите,
Себя крепче обнимите.
Раза три, теперь присядьте,
И на место тихо сядьте.
Трое учеников (заранее
подготовленных)
объясняют значение
слов.
Выполняют движения.
партнера, так и самого себя
Регулятивные УУД: принимают
проблемную ситуацию и находят её
решение, планируют свою деятельность
Познавательные УУД: находят
отличительные признаки
4 этап. Контроль за процессом и
результатом учебной деятельности.
Цель: обучение способам контроля и
самооценки учебной деятельности.
Россия это Мы. И от нас
зависит судьба нашей
родины!
Во имя любви к Родине
слагались не только стихи, но
и пословицы о Родине.
Работа в группах,
учащиеся
используют прием
Познавательные УУД:
Осуществляют поиск, выделяют
Работая в группах
соберите пословицу из слов и
объясните, как вы ее
понимаете?
«Собери пословицу из
слов»
1. (мать-землю как
любимую-родную-
свою-береги);
2.(герой, за горой, кто
тот за Родину)
3.(верно Родину
служить – Родине
любить)
собирают пословицу,
проверяют
правильность
1. «Береги землю-
родимую, как мать-
любимую».
2. «Тот герой, кто за
Родину горой»
3. «Родину любить –
верно Родине служить»
Пословицы говорят о
патриотизме,
патриотах, людях,
которые любят свою
Родину.
необходимую информацию, читают и
рассуждают
Регулятивные УУД: осуществляют
контроль, проверку знаний.
5 этап. Рефлексия деятельности.
Цель: подведение итогов совместной и
индивидуальной деятельности
обучающихся
- А какая для вас Россия?
составляют акростих
Р – родная
О – отважная
С – святая
С – славная
И – известная
Я – яркая
Личностные УУД: выражают свое
отношение к прослушанному, чувство
гордости за свою Родину.
Учитель предлагает
учащимся тесты для
закрепления материала.
(Приложение 1)
Предлагаю вспомнить
учебные цели, поставленные
в начале урока и оценить
свои результаты работы на
уроке с помощью
разноцветных треугольников
(красный – «отлично»;
желтый – «хорошо»)
Спасибо за сотрудничество!
выполняют тестовые
задания
Проговаривают
учебные цели,
поднимают цветной
треугольник
Регулятивные УУД: оценивают
результаты своей учебной
деятельности.
6 этап. Домашнее задание.
Цель: развитие творческих
способностей
Составить «Портрет
патриота»
фиксируют в дневник
письменная работа
Список литературы
1.
Е.В. Саплина, А.И. Саплин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской
этики. Основы этики. 4 класс: Российский учебник – М.: Дрофа, Астрель, 2019
2.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Городецкий «Литературное чтение», 4 класс, «Школа России» М. «Просвещение» 2019 (в двух частях)
3.
С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: русский язык, 1987
Приложение 1
Тест по теме: «Моя Родина - Россия»
1.
Укажите официальное название нашего государства:
а) Россия
б) Русь
в) Российская Федерация
2.
Столица нашей Родины – город:
а) Саратов
б) Санкт-Петербург
в) Москва
3.Что входит в понятие «внутренний мир» человека?
а) душа
б) чувства
в) эмоции
4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?
а) поступки
б) традиции
в) воспитание
5. Запишите три символа государства:
а)
б)
в)
Ответы: 1. – в)); 2. – в); 3. – в); 4. – а); 5. – а) Гимн; б) Флаг; в) Герб