Напоминание

"Моя Родина - Россия"


Автор: Куянова Людмила Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Осиновка
Населённый пункт: Приморский край, Михайловский район, с. Осиновка
Наименование материала: Бинарный урок ОРКСЭ, Литературное чтение
Тема: "Моя Родина - Россия"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОСИНОВКА»

МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Методическая разработка бинарного урока

по курсу ОРКСЭ и Литературное чтение

в 4 классе

Выполнила: Куянова Людмила Анатольевна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ с. Осиновка

Тема урока: «Моя Родина - Россия»

(урок ОРКСЭ – Литературное чтение – 4 класс)

Тип урока: интегрированный (бинарный)

Цели урока:

Создать условия для формирования у учащихся представлений о Российской Федерации, Отечестве и культурных традициях нашей

многонациональной страны;

Развивать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы через понимание особой роли России в мировой истории;

Развивать познавательный интерес, эмоциональное восприятия мира, обще-учебные и коммуникативные умений.

Планируемые результаты по формированию УУД:

Личностные:

осознают ответственное отношение и чувство гордости за свою Родину- Россию; овладеют навыками сотрудничества как со

сверстниками, так и со взрослыми; проявляют интерес к выполняемой работе; соблюдают правила поведения на уроке.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: учатся формулировать учебную задачу; определять последовательность деятельности, ориентируясь в предложенной

информации; контролировать собственную деятельность и деятельность партнёра; при необходимости вносить коррективы.

Познавательные УУД: учатся выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Коммуникативные УУД: учатся достаточно полно и точно выражать свои мысли, правильно вести диалог, уважать в общении и

сотрудничестве, как партнера, так и самого себя, контролировать деятельность друг друга.

Предметные:

распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение

российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан

Средства обучения: мультимедийный проектор, карта России, аудиозаписи (гимн, песни, стихотворение о Родине), выставка книг.

Межпредметные связи:

- ОРКСЭ

- Литературное чтение

План урока:

1. Повторение ранее изученного материала

2. Знакомство с символикой

3. Словарная работа

4. Работа в группах

5. Контроль (тесты)

6. Рефлексия

Этапы урока, цели.

Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся.

Формирование УУД.

1 этап. Организационный момент.

Мотивация познавательной

деятельности.

Цель: создать благоприятную

психологическую атмосферу, включить

в учебную деятельность.

Планирование предстоящей

деятельности.

Цель: составление плана действий

-Приветствие

- Тема: «Моя Родина -

Россия»

Предлагает определить

учащимся цель урока, о чём

пойдёт речь.

Цель: - формирование

чувства гордости за свою

Родину;

- формирование

уважительного отношения к

разным светским и духовным

традициям

-Приветствие

-Внимательно слушают

информацию учителя

определяют цели;

делают вывод, что они

по этой теме уже знают

Личностные УУД: учатся уважать в

общении и сотрудничестве, как

партнера, так и самого себя, выражают

позитивное отношение и интерес к

предстоящей деятельности на уроке

Регулятивные УУД: планируют

учебную деятельность

2 этап. Актуализация опорных

знаний.

Цель: повторение опорных понятий и

раннее усвоенных учебных действий.

Назовите имя страны, в

которой мы живём?

Что вы понимаете под

словом Родина?

учащиеся отвечают на

поставленные вопросы

объясняют, как они

понимают понятие

Родина;

рассуждают, делают

Познавательные УУД: вспоминают

необходимую информацию,

высказывают свои знания,

структурируют свои знания

Регулятивные УУД:

принимают учебно –познавательную

задачу, ставят цели и задачи

Предлагает, вспомнить

синонимы к слову «Родина»

выводы

называют:

Отечество

Отчизна

Родная сторона

Отчий край

Край отцов

Коммуникативные УУД

взаимодействуют с одноклассниками,

участвуют в диалоге

3 этап. Организация познавательной

деятельности. Реализация плана.

Открытие новых знаний.

Цель: выявление затруднений и

построение нового знания.

Главой нашего государства

является кто?

В данное время кто в нашей

стране президент?

Предлагает прослушать

начало гимна.

Новые знания

Мы живём в стране, которая

называется Российская

Федерация. Когда мы

говорим «страна», то имеем в

виду людей, территорию,

природу, климат.

Россия – страна с особенной,

очень красивой природой.

Природа – это наше

богатство, ценность, которую

надо беречь.

Когда мы говорим

«государство», то имеем в

виду устройство страны.

Наша страна – Российская

рассказывают, что они

знают о президенте

называют его ФИО

слушают первый

куплет и припев,

высказываются о том,

что услышали,

вспоминают, в каких

случаях исполняется

гимн России.

внимательно слушают

двое заранее

Коммуникативные УУД: планируют

действия, представляют результаты,

взаимодействуют с одноклассниками,

участвуют в диалоге

Регулятивные УУД: принимают

проблемную ситуацию и находят её

решение, планируют свою деятельность

Познавательные УУД: формулируют

выводы, высказываются

Познавательные УУД: структурируют

знания, высказываются

Коммуникативные УУД

сотрудничают

Познавательные УУД:

выделяют необходимую информацию,

рассуждают

Федерация.

Федерация – это союз,

объединение разных

территорий и людей, которые

там проживают.

У каждого государства,

страны есть свои

государственные символы.

Есть они и у России -

назовите пожалуйста их.

Символы государственной

власти

Флаг

Герб

Гимн

Сегодня мы подробнее

узнаем об истории

государственных символов

России, осознаем, как важно

уважительно относится к

символам государства.

Работа в группах

Используя материал

учебника, выбираем для

работы в группе одну из тем,

делая записи в рабочей

тетради, а результаты работы

группа представит классу.

I группа – «Государственный

герб России»

II группа - «Государственный

флаг России»

III группа-

«Государственный гимн

России»

подготовленных

учащихся объясняют

значение слов

«Государство»

«Федерация»

перечисляют символы

государственной

власти

работают в группах,

обсуждают вопросы и

записывают в рабочей

тетради

Каждая группа

представляет свою

работу по теме классу

Регулятивные УУД: принимают

проблемную ситуацию и находят её

решение, планируют свою деятельность

Познавательные УУД: вспоминают

необходимую информацию,

высказывают свои знания,

структурируют свои знания

Коммуникативные УУД

взаимодействуют с одноклассниками,

участвуют в диалоге

Личностные УУД: выражают свое

отношение к прослушанному, чувство

гордости за свою малую Родину

Регулятивные УУД: принимают

проблемную ситуацию и находят её

решение, планируют свою деятельность

Познавательные УУД:

выделяют необходимую информацию,

записывают в рабочие тетради

Звучит аудиозапись понятия

духовные традиции и

стихотворение: «Я люблю,

тебя Россия»

Давайте вспомним синонимы

к слову Родина

Как называется наша

Родина?

А как она называлась в

старину?

Давайте отправимся

путешествовать в прошлое.

1853 г. город Воронеж. В

одной из газет печатается

стихотворение. И ее автор

становится известным!

Стихотворение называется

«Русь», а написал его Иван

Саввич Никитин. (слайд

«портрет Никита»)

Послушайте. Читает

произведение

Кто хотел бы поделиться

своими впечатлениями? Как

звучит это стихотворение?

Что напоминает?

Стихотворение звучное и

учащиеся слушают

выразительное чтение

стихотворения

диктором

Отечество

Отчизна

Родная сторона

Отчий край

Край отцов

Россия

Русь

Внимательно слушают

Делятся впечатлениями

Познавательные УУД: вспоминают

необходимую информацию,

высказывают свои знания,

структурируют свои знания

Коммуникативные УУД: планируют

действия, представляют результаты,

взаимодействуют с одноклассниками,

участвуют в диалоге

Познавательные УУД:

Осуществляют поиск, выделяют

необходимую информацию, читают и

рассуждают

Личностные УУД: учатся уважать в

общении и сотрудничестве, как

мудрое, проникнутое

любовью к Родине,

гордостью ее могучей силой

и героической историей.

Встретились ли вам

непонятные слова? Прочтите

самостоятельно, выделив их.

- державная

- мурава

- казна

- нива

- лях

- шатер

- брань

- мгла

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревце всё выше, выше

Руки вверх и потянулись.

Вправо, влево повернулись,

Руки шире разведите,

Себя крепче обнимите.

Раза три, теперь присядьте,

И на место тихо сядьте.

Трое учеников (заранее

подготовленных)

объясняют значение

слов.

Выполняют движения.

партнера, так и самого себя

Регулятивные УУД: принимают

проблемную ситуацию и находят её

решение, планируют свою деятельность

Познавательные УУД: находят

отличительные признаки

4 этап. Контроль за процессом и

результатом учебной деятельности.

Цель: обучение способам контроля и

самооценки учебной деятельности.

Россия это Мы. И от нас

зависит судьба нашей

родины!

Во имя любви к Родине

слагались не только стихи, но

и пословицы о Родине.

Работа в группах,

учащиеся

используют прием

Познавательные УУД:

Осуществляют поиск, выделяют

Работая в группах

соберите пословицу из слов и

объясните, как вы ее

понимаете?

«Собери пословицу из

слов»

1. (мать-землю как

любимую-родную-

свою-береги);

2.(герой, за горой, кто

тот за Родину)

3.(верно Родину

служить – Родине

любить)

собирают пословицу,

проверяют

правильность

1. «Береги землю-

родимую, как мать-

любимую».

2. «Тот герой, кто за

Родину горой»

3. «Родину любить –

верно Родине служить»

Пословицы говорят о

патриотизме,

патриотах, людях,

которые любят свою

Родину.

необходимую информацию, читают и

рассуждают

Регулятивные УУД: осуществляют

контроль, проверку знаний.

5 этап. Рефлексия деятельности.

Цель: подведение итогов совместной и

индивидуальной деятельности

обучающихся

- А какая для вас Россия?

составляют акростих

Р – родная

О – отважная

С – святая

С – славная

И – известная

Я – яркая

Личностные УУД: выражают свое

отношение к прослушанному, чувство

гордости за свою Родину.

Учитель предлагает

учащимся тесты для

закрепления материала.

(Приложение 1)

Предлагаю вспомнить

учебные цели, поставленные

в начале урока и оценить

свои результаты работы на

уроке с помощью

разноцветных треугольников

(красный – «отлично»;

желтый – «хорошо»)

Спасибо за сотрудничество!

выполняют тестовые

задания

Проговаривают

учебные цели,

поднимают цветной

треугольник

Регулятивные УУД: оценивают

результаты своей учебной

деятельности.

6 этап. Домашнее задание.

Цель: развитие творческих

способностей

Составить «Портрет

патриота»

фиксируют в дневник

письменная работа

Список литературы

1.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской

этики. Основы этики. 4 класс: Российский учебник – М.: Дрофа, Астрель, 2019

2.

Л.Ф. Климанова, В.Г. Городецкий «Литературное чтение», 4 класс, «Школа России» М. «Просвещение» 2019 (в двух частях)

3.

С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: русский язык, 1987

Приложение 1

Тест по теме: «Моя Родина - Россия»

1.

Укажите официальное название нашего государства:

а) Россия

б) Русь

в) Российская Федерация

2.

Столица нашей Родины – город:

а) Саратов

б) Санкт-Петербург

в) Москва

3.Что входит в понятие «внутренний мир» человека?

а) душа

б) чувства

в) эмоции

4. Что можно считать «дорогами» духовного мира?

а) поступки

б) традиции

в) воспитание

5. Запишите три символа государства:

а)

б)

в)

Ответы: 1. – в)); 2. – в); 3. – в); 4. – а); 5. – а) Гимн; б) Флаг; в) Герб



В раздел образования