Напоминание

Терапевтическое воздействие занятий хореографией, вокалом и театрализованной деятельностью на здоровье детей с ОВЗ.


Автор: Сердцева Татьяна Васильевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Центр образования № 44»
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: Статья
Тема: Терапевтическое воздействие занятий хореографией, вокалом и театрализованной деятельностью на здоровье детей с ОВЗ.
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Центр образования № 44»

Терапевтическое воздействие занятий хореографией, вокалом и

театрализованной деятельностью на здоровье детей с ОВЗ.

Педагог-организатор

Сердцева Татьяна Васильевна

г. Череповец

2024год

Аннотация: статья посвящена танцевальной, театральной, вокальной

терапиям, в настоящее время они являются наиболее доступными и

эффективными методами в профилактической, лечебной, реабилитационной

работе с детьми ОВЗ.

Ключевые слова: терапия, танец, вокал, театрализация, коррекция,

социализация, терапия.

Творчество в любом его виде трогает каждого человека. Его

терапевтическое воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние

индивида доказано. Особенно оно показано в коррекционно-оздоровительной

работе с детьми с ОВЗ. Такие учащиеся, как правило, позитивно относятся к

различным видам творчества. Искусство прямым образом воздействует на

жизнь и здоровье людей, оказывая психотерапевтические, развивающие

действие.

Эффективной формой работы является танец, как особая форма движений,

музыкально-пластического искусства, отражающего жизнь в двигательных

образах. В пластике тела танцующий может выразить свои эмоции, как ни в

одной другой деятельности.

Положительный эффект использования танцевальной терапии,

двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных

состояний и других нарушений подтверждаются рядом авторов (В.М. Бехтерев,

А.М. Бернштейн, В.А. Гиляровский, В.А. Гринер и т.д.). В основе танцевальной

терапии лежит снятие мышечного напряжения, появившегося в результате

стресса, через танец.

Учитывая возрастные особенности и медицинские показания учащихся,

показаны различные формы работы. Групповые занятия направлены на

развитие общей физической подготовки, в них обязательно включаются

комплексы упражнений для развития движений тела, которые закрепляются в

танцевальных этюдах и танцах. На индивидуальных занятиях осуществляется

работа с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопие. Для этого

подбирается специальный комплекс упражнений. Сочетание групповых и

индивидуальных форм работы, позволяет достичь хороших результатов в

освоении танцев.

Возможности танцевальной терапии безграничны:

· исправляется осанка. Ребенок укрепляет физическое и соматическое здоровье.

· работа над координацией движений способствует равновесию в пространстве,

устойчивости при движении, четкости в трудовых операциях;

· повышается физическая работоспособность, соответственно, повышается

общая выносливость, приспособленность к выполнению любых трудностей.

· развивается мелкая моторика.

· повышается концентрация внимания, что помогает ребенку в освоении

школьных предметов, трудовой деятельности.

· двигательная активность влияет на снятие эмоционального напряжения и

избавления от негативных эмоций.

· взаимодействие учащихся в творческом коллективе улучшает

коммуникативные возможности и влияет на взаимоотношение со сверстниками

и другими людьми.

Еще одним действенным способом коррекционной работы является

музыкотерапия. В частности, вокалотерапия. Она формирует эмоциональную

сферу, образное мышление ребёнка, способствует развитию художественных

и творческих способностей. Вокал оказывает сильную коррекционно-

оздоровительную направленность на всю систему организма детей с ОВЗ.

Методы вокалотерапии с успехом применяются во всем мире для лечения

и коррекции и физических, и психических заболеваний: расстройств

аутистического спектра, лёгкой и тяжелой формы нарушений речи, депрессий

различного характера и и других.

Занятия вокалом стимулируют работу внутренних органов за счет

активных движений грудной клетки, диафрагмы, мышц брюшного пресса.

Пение начинается с правильной постановки дыхания. А это в свою очередь

повышает резервные возможности организма. Например, правильное дыхание

помогает больным бронхиальной астмой.

Далее, распевание гласных звуков и звукосочетаний эффективно влияет

на организм особого ребёнка. Например, звук «А» способствует снятию любых

спазмов, лечению сердца и желчного пузыря. «У» — улучшение дыхания,

положительное воздействие действие на работу почек, мочевого пузыря. «Э» —

активизация деятельности головного мозга. Звукосочетание, «АП, АМ, АТ, ИТ,

УТ» — исправляют дефекты речи.

Вокалотерапию можно назвать «здоровьесберегающей» технологией,

поддерживающей и укрепляющей здоровья ребенка.

Эффективным

методом

коррекционного

воздействия

является

театрализованная деятельность. Ее элементы помогают в коррекции поведения

и эмоционального состояния. А также в социальной адаптации детей с ОВЗ.

Воплощая разные роли, дети имеют возможность пережить разные эмоции

(гнев, страх, радость, печаль и т.д.) Пассивные дети успешней преодолевают

свои

страхов,

а

возбудимые,

становятся

более

спокойными

и

уравновешенными.

Участвуя

в

театрализованных

постановках,

дети

развивают

речь,

обогащают словарный запас, формируют грамматический строй предложений,

усваивают принципы монолога и диалога. Таким образом, можно подчеркнуть,

что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально

насыщенной речи у детей с ОВЗ происходит легче, чем на обыкновенных

занятиях. Театрализованная деятельность дает пролонгированный эффект –

большинство воспитанников, впоследствии не испытывают затруднений,

устанавливая контакт с окружающими.

Кроме того, у детей совершенствуется моторика, координация движений,

их плавность и целенаправленность. Обогащается эмоционально-волевая сфера,

корригируется поведение. И что немаловажно, формируется самостоятельность

и активность.

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную,

вокальную, танцевальную деятельность происходит всестороннее развитие

ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям

жизни в обществе.

Список литературы:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. –М.,2000.

2.Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. –М.,2009.



В раздел образования