Автор: Сердцева Татьяна Васильевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Центр образования № 44»
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: Статья
Тема: Терапевтическое воздействие занятий хореографией, вокалом и театрализованной деятельностью на здоровье детей с ОВЗ.
Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Центр образования № 44»
Терапевтическое воздействие занятий хореографией, вокалом и
театрализованной деятельностью на здоровье детей с ОВЗ.
Педагог-организатор
Сердцева Татьяна Васильевна
г. Череповец
2024год
Аннотация: статья посвящена танцевальной, театральной, вокальной
терапиям, в настоящее время они являются наиболее доступными и
эффективными методами в профилактической, лечебной, реабилитационной
работе с детьми ОВЗ.
Ключевые слова: терапия, танец, вокал, театрализация, коррекция,
социализация, терапия.
Творчество в любом его виде трогает каждого человека. Его
терапевтическое воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние
индивида доказано. Особенно оно показано в коррекционно-оздоровительной
работе с детьми с ОВЗ. Такие учащиеся, как правило, позитивно относятся к
различным видам творчества. Искусство прямым образом воздействует на
жизнь и здоровье людей, оказывая психотерапевтические, развивающие
действие.
Эффективной формой работы является танец, как особая форма движений,
музыкально-пластического искусства, отражающего жизнь в двигательных
образах. В пластике тела танцующий может выразить свои эмоции, как ни в
одной другой деятельности.
Положительный эффект использования танцевальной терапии,
двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных
состояний и других нарушений подтверждаются рядом авторов (В.М. Бехтерев,
А.М. Бернштейн, В.А. Гиляровский, В.А. Гринер и т.д.). В основе танцевальной
терапии лежит снятие мышечного напряжения, появившегося в результате
стресса, через танец.
Учитывая возрастные особенности и медицинские показания учащихся,
показаны различные формы работы. Групповые занятия направлены на
развитие общей физической подготовки, в них обязательно включаются
комплексы упражнений для развития движений тела, которые закрепляются в
танцевальных этюдах и танцах. На индивидуальных занятиях осуществляется
работа с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопие. Для этого
подбирается специальный комплекс упражнений. Сочетание групповых и
индивидуальных форм работы, позволяет достичь хороших результатов в
освоении танцев.
Возможности танцевальной терапии безграничны:
· исправляется осанка. Ребенок укрепляет физическое и соматическое здоровье.
· работа над координацией движений способствует равновесию в пространстве,
устойчивости при движении, четкости в трудовых операциях;
· повышается физическая работоспособность, соответственно, повышается
общая выносливость, приспособленность к выполнению любых трудностей.
· развивается мелкая моторика.
· повышается концентрация внимания, что помогает ребенку в освоении
школьных предметов, трудовой деятельности.
· двигательная активность влияет на снятие эмоционального напряжения и
избавления от негативных эмоций.
· взаимодействие учащихся в творческом коллективе улучшает
коммуникативные возможности и влияет на взаимоотношение со сверстниками
и другими людьми.
Еще одним действенным способом коррекционной работы является
музыкотерапия. В частности, вокалотерапия. Она формирует эмоциональную
сферу, образное мышление ребёнка, способствует развитию художественных
и творческих способностей. Вокал оказывает сильную коррекционно-
оздоровительную направленность на всю систему организма детей с ОВЗ.
Методы вокалотерапии с успехом применяются во всем мире для лечения
и коррекции и физических, и психических заболеваний: расстройств
аутистического спектра, лёгкой и тяжелой формы нарушений речи, депрессий
различного характера и и других.
Занятия вокалом стимулируют работу внутренних органов за счет
активных движений грудной клетки, диафрагмы, мышц брюшного пресса.
Пение начинается с правильной постановки дыхания. А это в свою очередь
повышает резервные возможности организма. Например, правильное дыхание
помогает больным бронхиальной астмой.
Далее, распевание гласных звуков и звукосочетаний эффективно влияет
на организм особого ребёнка. Например, звук «А» способствует снятию любых
спазмов, лечению сердца и желчного пузыря. «У» — улучшение дыхания,
положительное воздействие действие на работу почек, мочевого пузыря. «Э» —
активизация деятельности головного мозга. Звукосочетание, «АП, АМ, АТ, ИТ,
УТ» — исправляют дефекты речи.
Вокалотерапию можно назвать «здоровьесберегающей» технологией,
поддерживающей и укрепляющей здоровья ребенка.
Эффективным
методом
коррекционного
воздействия
является
театрализованная деятельность. Ее элементы помогают в коррекции поведения
и эмоционального состояния. А также в социальной адаптации детей с ОВЗ.
Воплощая разные роли, дети имеют возможность пережить разные эмоции
(гнев, страх, радость, печаль и т.д.) Пассивные дети успешней преодолевают
свои
страхов,
а
возбудимые,
становятся
более
спокойными
и
уравновешенными.
Участвуя
в
театрализованных
постановках,
дети
развивают
речь,
обогащают словарный запас, формируют грамматический строй предложений,
усваивают принципы монолога и диалога. Таким образом, можно подчеркнуть,
что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально
насыщенной речи у детей с ОВЗ происходит легче, чем на обыкновенных
занятиях. Театрализованная деятельность дает пролонгированный эффект –
большинство воспитанников, впоследствии не испытывают затруднений,
устанавливая контакт с окружающими.
Кроме того, у детей совершенствуется моторика, координация движений,
их плавность и целенаправленность. Обогащается эмоционально-волевая сфера,
корригируется поведение. И что немаловажно, формируется самостоятельность
и активность.
Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную,
вокальную, танцевальную деятельность происходит всестороннее развитие
ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям
жизни в обществе.
Список литературы:
1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. –М.,2000.
2.Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. –М.,2009.