Напоминание

Влияние танцевальной терапии на здоровье ребёнка с ОВЗ


Автор: Сердцева Татьяна Васильевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Центр образования № 44»
Населённый пункт: г.Череповец
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние танцевальной терапии на здоровье ребёнка с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ НА ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА С ОВЗ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Сердцева Татьяна Васильевна, г. Череповец, МАОУ «ЦО №44» педагог – организатор.

В работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, педагоги сталкиваются с

множеством трудностей. Для получения наилучших результатов в их воспитании и обучении

необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее доступным и эффективным

методом в профилактической, лечебной, реабилитационной работе с учащимися, имеющими

психические и интеллектуальные нарушения, является арт-терапия. Давно известно большое и

многогранное

влияние

искусства

на

жизнь

и

здоровье

людей.

Психотерапевтические,

развивающие возможности искусства лежат в самой их природе. Как правило, большинство

учащихся позитивно относятся к различным видам творчества. Особенно это касается танца.

Танец – это особая форма движений, музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в

двигательных образах.

Танец

дает

уникальную

возможность

выразить

свои

эмоции

в

пластике

тела.

Положительный эффект использования танцевальной терапии, двигательных ритмических

упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждаются

рядом авторов (В.М. Бехтерев, А.М. Бернштейн, В.А. Гиляровский, В.А. Гринер и т.д.). В основе

танцевальной терапии лежит снятие мышечного напряжения, появившегося в результате стресса,

через танец.

Танцевальная терапия является необходимым и важным элементом комплексной

реабилитации детей. Поэтому назрела необходимость создания комплексной программы «Ритмика

и танец». Цель программы:

способствовать социальной адаптации учащихся, имеющих

интеллектуальные нарушения, средствами танцевальной терапии.

Учитывая возрастные особенности и медицинские показания учащихся, на занятиях

используются различные формы работы. Групповые занятия направлены на развитие общей

физической подготовки, в них обязательно включаются комплексы упражнений для развития

движений тела, которые закрепляются в танцевальных этюдах и танцах. На индивидуальных

занятиях осуществляется работа с детьми, имеющими нарушение осанки, плоскостопие. Для этого

подбирается специальный комплекс упражнений. Сочетание групповых и индивидуальных форм

работы, позволяет достичь хороших результатов в освоении танцев. Практика показала

эффективность использования и игровых методов обучения.

Проведение систематических занятий имеет еще большее значение, если учитывать, что у

детей данной категории, диагностируются ограничение двигательных возможностей, низкая

физическая работоспособность, нередко ограниченная подвижность, вызванная поражением

центральной нервной системы или врожденной патологией.

Возможности танцевальной терапии безграничны:

Грамотно подобранные танцевальные упражнения способствуют познавательному

развитию ребенка и мотивируют его к выполнению все более сложных заданий.

Формируют отношение детей к физическим усилиям и любым заданиям.

Высвобождают положительные эмоции, позволяют снимать негативные напряжения

и вносят в жизнь порядок и гармонию.

Танец приучает к нормам культурного общения, способствует формированию основ

нравственности.

Систематические занятия танцами способствуют укреплению физического здоровья:

улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы,

совершенствуются движения. Постепенно дети начинают легче двигаться, приобретают

свободу движений.

Занятия способствуют развитию всех зон коры больших полушарий мозга,

содействуют

улучшению

координации

межполушарных

связей,

формированию

двигательных взаимодействий, повышению умственной работоспособности.

Все это, конечно, требует усилий, но и приносит большую радость, удовлетворяя

потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях.

Для изучения эффективности реализуемой программы разработан педагогический

мониторинг, который направлен на изучение уровня заболеваемости, общефизических данных,

хореографических способностей, включенности учащихся в творческую деятельность.

Результаты мониторинга позволяют сделать следующие выводы: танцевальная терапия

имеет огромное значение в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями

здоровья и способствует более успешной социализации.

Исправляя осанку, ребенок укрепляет физическое и соматическое здоровье, получает

правильное зрительное восприятие, необходимое в любом виде жизнедеятельности;

Работа

над

координацией

движений

способствует

равновесию

в

пространстве,

устойчивости при движении, четкости в трудовых операциях;

Повышение физической работоспособности является условием выполнения всех действий,

для которых необходимо применить усилие. Только через усилие повышается общая

выносливость, приспособленность к выполнению любых трудностей;

Развитие общей моторики служит основой успехов в учебной, художественно-прикладной

и трудовой сферах деятельности;

Усиление концентрации внимания помогает ребенку в освоении школьных предметов,

трудовой деятельности;

Двигательная активность влияет на снятие эмоционального напряжения и избавления от

негативных эмоций;

Взаимодействие

учащихся

в

творческом

коллективе

улучшает

коммуникативные

возможности и влияет на взаимоотношения со сверстниками и другими людьми.

Опыт работы показал, что арт-терапия имеет большие преимущества перед другими

формами психокоррекционной, реабилитационной, педагогической работы. Основанная на

мобилизации внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, она способствует раскрытию

широкого спектра возможностей каждого ребенка и осознанию своей индивидуальности.

Список литературы:

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

2. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. – М., 2009.



В раздел образования