Автор: Голованова Валентина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №120
Населённый пункт: г. Дзержинск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речевой активности детей в процессе проведения бесед"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речевой активности детей в
процессе проведения бесед».
Диалог - разговор, беседа - является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и
со сверстниками. Беседа всегда проходит в непринужденной форме, дети свободно
высказываются, не боясь сделать ошибку, поэтому речевая активность детей высокая. Активно
участвуя в разговорах, дети непроизвольно развивают свою речь. А если нет диалога, нет общения
- нет и речевого развития, нет и духовного единства воспитателя и воспитанников. И насколько
будет это общение эффективным, зависит от нас, взрослых - родителей и педагогов.
Ценность беседы состоит в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, рассуждать,
поднимает сознание ребенка с конкретного способа мышления на более высокую ступень -
ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки к школьному
обучению. Но в этом же и большая трудность беседы, как для ребенка, так и для воспитателя:
научить самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания. В беседе
воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, связно и последовательно строить
свои высказывания, и конечно развивает умение слушать собеседника, не перебивая его. Таким
образом, беседа является ценным методом не только умственного, но и социально-нравственного
воспитания.
На педагогическую эффективность беседы влияет умелый, продуманный подбор и постановка
вопросов. Если они не доходят до сознания ребенка, не будят его мысль, значит, беседа прошла
формально. Для успеха важна не только разумная последовательность вопросов, но и их
формулировка. «Умение спрашивать - дело нелегкое» - пишет в книге «Развитие речи
дошкольника» Е.И.Тихеева Систематическое проведение бесед положительно влияет на
уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на
воспитание устойчивого внимания и развития памяти, мышления, повышают общую культуру
детей.
Ребенок, который умеет грамотно и связно говорить, внимательно и уважительно слушать
собеседников, всегда будет успешен в учебе, в дружбе, в жизни. Любое нарушение речи может
отразиться на деятельности и поведении ребенка. Плохо говорящие дети начинают осознавать
свои недостатки, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а значит
неуспешными.
Способность выразить свои представления, впечатления, являются необходимым условием
взаимопонимания между ребенком и окружающим миром.