Напоминание

Использование интерактивных технологий на уроках биологии


Автор: Васина Любовь Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска
Населённый пункт: город Нолинск, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных технологий на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Использование интерактивных технологий на уроке биологии

«Мои ученики будут узнавать новое не от

меня; они будут узнавать это самостоятельно.

Моя основная задача – помочь им раскрыться»

М. Песталоцци

Одна из основных особенностей современного мира – это ускорение

темпов информационного и технологического развития, то, что было новым

еще вчера, сегодня считается немного устаревшим, поэтому нам, учителям,

приходится постоянно двигаться в ногу с прогрессом. В настоящее время

главная цель образования – научить детей учиться. Учителя должны создать

условия, которые помогают современному школьнику творчески применять

полученные знания на практике. Но как это сделать? Как сделать урок более

интересным и насыщенным? Эти вопросы задают себе многие творческие

учителя, разумно применяющие на практике интерактивные технологии и

методики.

Интерактивный —

означает

способность

взаимодействовать

или

находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером)

или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это,

прежде

всего,

диалоговое

обучение,

в ходе

которого

осуществляется

взаимодействие учителя и ученика.

Интерактивные технологии обучения – система правил организации

продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме

учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит

освоение нового опыта и получение новых знаний.

Цель интерактивного образования:

повысить

качество

обучения

частности,

своего

предмета

«биология»)

путем

применения

интерактивных

средств,

средств

современных

информационно-коммуникационных

технологий

для

активизации познавательной деятельности учащихся.

1

Задачи:

формировать интерес к изучаемому предмету

активизировать

внимание учащихся, побудить их к активной

мыслительной деятельности, развивать самостоятельность учащихся

формировать критическое мышление, взвешивать альтернативные

мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях,

общаться с другими людьми

решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и

соответствующей информации

комфортно чувствовать себя на уроках

проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

Я

считаю,

что

современный

урок

должен

быть

актуальным,

интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках

я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на

разных уровнях познавательной самостоятельности.

Большую помощь в

этом деле оказывает применение интерактивных технологий. Например, на

уроках биологии я использую методы и приёмы технологии проблемного

обучения, ИКТ, технологию развития критического мышления, проектно-

исследовательской деятельности учащихся.

1.

Проблемная технология обучения.

Есть такое выражение: "Если

хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!".

Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него

ты

получаешь

возможность

“растормозить”

механизм

его

мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную

деятельность на уроке. Поэтому на разных этапах урока я использую

несколько приёмов технологии проблемного обучения.

Прием

″яркое

пятно″ заключается

в

сообщении

классу

интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при

этом связанного с темой урока. В качестве ″яркого пятна″ могут быть

использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной

литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных

2

явлений или наглядности. При изучении темы «Папоротникообразные

растения» 5 класс, я рассказываю детям легенду о цветущем

папоротнике накануне Ивана – Купалы. Говорю, что люди так и не

смогли увидеть его цветок. Почему?

Приём «противоречивая

информация» -

я

предъявляю

классу

несколько противоречивых фактов по изучаемой теме. Например, при

изучении темы «Вирусы», ставлю учащихся перед двумя фактами: вы

знаете, что вирусы – причины многих опасных заболеваний, но учёные

считают, что некоторые вирусы просто необходимы для поддержания

здоровья.

Затем

в

ходе

изучения

материала

ребята

стараются

опровергнуть или аргументировать каждое из утверждений.

Приём «Фишбоун»- «рыбья кость» - перед учащимися поставлена

проблема (н-р, почему грибы относят в отдельное царство?)- это

«голова» рыбы, в ходе урока, знакомства с материалом ребята в

группах

наращивают

«скелет»

-

факты

опровергающие

или

подтверждающие данное утверждение, в конце приходят к выводу –

«хвост» рыбы.

Для решения проблемных вопросов использую приём «дебаты».

Такой приём

способствует развитию различных качеств личности

учащихся, а именно, развитию коммуникативных умений, ораторских

способностей,

формированию

гражданской

позиции

и

навыков

жизнедеятельности в демократическом обществе.

Использование

данных

приёмов

на

уроке

позволяет

реализовать

личностно-ориентированный подход

к учащимся, ведь проявить себя,

высказать неординарную мысль и в любой форме может каждый из них.

Ребёнок будет услышан, понят, не будет бояться высказывать свою точку

зрения, пусть и не всегда верную.

2.

Информационно-коммуникационные

технологии

обучения. В

настоящее время увеличивается влияние медиа - технологий на

3

жизнь человека. Особенно это сильно действует на ребенка,

который с большим удовольствием посмотрит телевизор, или

посидит перед компьютером, чем прочитает книгу. И, учитывая

современные реалии, учитель должен внедрять в учебный процесс

новые методы подачи информации.

Поэтому, я считаю, что

использование мультимедийного оборудования на уроках как

никогда актуально.

Проведение урока на интерактивной или

проекторной доске стало большим подспорьем в моей работе.

Специфика

нашего

предмета

биологии

обуславливает

использование большого количества наглядного материала на

уроках.

Возможности

данного

оборудования

позволяют

мне

использовать схемы, фотографии, тематические

видеофильмы,

анимации, интерактивные модели и рисунки, а также разнообразные

задания, таким образом, что ребенок из пассивного наблюдателя

превращается в активного участника.

Хотелось

бы

вкратце

рассказать

об

использовании

программы

LeanningApps на

уроках

биологии.

Сервис

довольно

прост

для

самостоятельного освоения как учителем, так и учениками. Имеется

огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по

предметам

(по

биологии

упражнений

очень

много).

Если

вы

зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения,

подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка

"Создать подобное приложение".

Наилучшим вариантом использования этой программы на уроке

является наличие компьютеров у детей или интерактивной доски (приставки)

в

классе. Сервис

открывает

большие

возможности

для

разнообразия

дидактических заданий. Данные материалы пригодны для всех этапов урока,

их легко использовать и для проведения контроля по предмету. Мало того,

4

наполненные разным содержанием, различные по объёму, они могут быть

созданы для всех ступеней средней школы.

Задания, созданные в этой программе, способствуют и развитию

познавательного интереса учащихся. С одной стороны, созданные учителем

задания в форме игр могут и проверить знания по теме, и расширить

кругозор учащихся. С другой стороны – учащиеся сами проявляют интерес в

создании таких ресурсов, используя материалы учебников и дополнительную

литературу по теме. Учащиеся с большим интересом создают в этой

программе кроссворды по биологии и интерактивные задания по различным

темам курса (задания «Найди пару», викторины, паззлы, логические

цепочки).

3.

Технология развития критического мышления.

Урок с применением этой технологии базируется на модели из трёх

стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»).

Я использую различные приёмы и стратегии данной технологии на разных

этапах

урока

(прием

«корзина

идей»

- это

прием

организации

индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока,

когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет

выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На

доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано

все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Прием «кластер» - ученик записывает в центре листа ключевое понятие,

а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это

слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и

далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:

на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности; на

стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на

стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

5

На слайде пример кластера 9 класс, тема «Строение клетки»; 8 класс тема

«Внутрення среда организма. Кровь».

Прием «верные и неверные суждения» - пример на слайде 8 класс тема

«Анализаторы. Ухо».

Диаграмма Венна – на слайде пример 5 класс, признаки животных и

растений.

Составление синквейна, кластера – на этапе рефлексии.

4.

Игровые технологии обучения. Игра предполагает участие всех

учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в

игре усваивается непринужденно, как бы само собой, при этом

деятельность

учащихся

носит

творческий,

практический

характер. Благодаря игровым приемам удается решить многие

важные

вопросы,

а

именно

заинтересовать

ребят,

повысить

самооценку, позволить им самовыразиться. Именно поэтому я

использую на уроках игровые моменты или формой проведения

обобщающих уроков выбираю игру.

Прием «Третий лишний» - найти элемент, не подходящий ко всем

другим. Пример на слайде 7 класс, «Семейства Покрытосеменных

растений».

5.

Технология

проектно

-

исследовательской

деятельности.

Проектно – исследовательская деятельность учащихся наиболее

эффективна

во

внеурочное

время.

Таким

образом,

научно-

практические конференции и участие в них учеников являются

важным элементом становления их личности. Процесс подготовки

проекта

позволяет

увидеть

возникающие

в

реальной

действительности проблемы и найти пути их рационального

решения, самостоятельно приобретать необходимые знания на

основе использования современных информационных технологий,

вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения,

6

выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать

собственную точку зрения.

Заключение

Интерактивные

технологии

обучения

на

уроках

биологии

способствуют

самостоятельному

осмыслению

учебного

материала

учащимися, активизации их познавательной деятельности, сотрудничеству

типа

«учитель-учащийся»,

«учащийся-учащийся».

Интерактивные

технологии

обучения

способствуют

активизации

познавательной

деятельности учащихся, самореализации личности.

Интерактивное

обучение

творческое

направление

педагогики,

требующее

от

учителя

немалых

моральных

и

физических

затрат.

Интерактивный учитель уважает своих учеников, помогает им улучшать

успеваемость, устанавливать дружеские отношения в классном коллективе,

решать проблемы самостоятельно.

К основным преимуществам интерактивных методов обучения

относят:

повышение познавательного уровня учащихся;

повышение развития у учащихся коммуникативных навыков и

умений, эмоциональных контактов;

формирование

умений

слушать

и

слышать;

обучение

через

взаимообмен опытом;

формирование умений работы в команде, повышение активности

каждого;

повышение активности при изучении и закреплении материала;

повышение

мыслительной

способности

(обоснование

своих

высказываний);

7

увеличение процента усвоения материала (интерактивные методики

позволяют задействовать не только сознание человека, но и его

чувства, эмоции, волевые качества;

самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;

повышение уровня сформированности аналитических способностей

сформированность

способности

делать

обоснованные

выводы,

решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за

них.

Благодарю всех за внимание!

8



В раздел образования