Автор: Васина Любовь Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска
Населённый пункт: город Нолинск, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных технологий на уроках биологии
Раздел: среднее образование
Использование интерактивных технологий на уроке биологии
«Мои ученики будут узнавать новое не от
меня; они будут узнавать это самостоятельно.
Моя основная задача – помочь им раскрыться»
М. Песталоцци
Одна из основных особенностей современного мира – это ускорение
темпов информационного и технологического развития, то, что было новым
еще вчера, сегодня считается немного устаревшим, поэтому нам, учителям,
приходится постоянно двигаться в ногу с прогрессом. В настоящее время
главная цель образования – научить детей учиться. Учителя должны создать
условия, которые помогают современному школьнику творчески применять
полученные знания на практике. Но как это сделать? Как сделать урок более
интересным и насыщенным? Эти вопросы задают себе многие творческие
учителя, разумно применяющие на практике интерактивные технологии и
методики.
Интерактивный —
означает
способность
взаимодействовать
или
находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером)
или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это,
прежде
всего,
диалоговое
обучение,
в ходе
которого
осуществляется
взаимодействие учителя и ученика.
Интерактивные технологии обучения – система правил организации
продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме
учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит
освоение нового опыта и получение новых знаний.
Цель интерактивного образования:
повысить
качество
обучения
(в
частности,
своего
предмета
«биология»)
путем
применения
интерактивных
средств,
средств
современных
информационно-коммуникационных
технологий
для
активизации познавательной деятельности учащихся.
1
Задачи:
формировать интерес к изучаемому предмету
активизировать
внимание учащихся, побудить их к активной
мыслительной деятельности, развивать самостоятельность учащихся
формировать критическое мышление, взвешивать альтернативные
мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях,
общаться с другими людьми
решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и
соответствующей информации
комфортно чувствовать себя на уроках
проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.
Я
считаю,
что
современный
урок
должен
быть
актуальным,
интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках
я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на
разных уровнях познавательной самостоятельности.
Большую помощь в
этом деле оказывает применение интерактивных технологий. Например, на
уроках биологии я использую методы и приёмы технологии проблемного
обучения, ИКТ, технологию развития критического мышления, проектно-
исследовательской деятельности учащихся.
1.
Проблемная технология обучения.
Есть такое выражение: "Если
хочешь запомнить, забудешь. Если хочешь понять, запомнишь!".
Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную для него
ты
получаешь
возможность
“растормозить”
механизм
его
мышления, зажечь в нём огонёк интереса и включить в активную
деятельность на уроке. Поэтому на разных этапах урока я использую
несколько приёмов технологии проблемного обучения.
Прием
″яркое
пятно″ заключается
в
сообщении
классу
интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при
этом связанного с темой урока. В качестве ″яркого пятна″ могут быть
использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной
литературы, случаи из истории науки, демонстрации непонятных
2
явлений или наглядности. При изучении темы «Папоротникообразные
растения» 5 класс, я рассказываю детям легенду о цветущем
папоротнике накануне Ивана – Купалы. Говорю, что люди так и не
смогли увидеть его цветок. Почему?
Приём «противоречивая
информация» -
я
предъявляю
классу
несколько противоречивых фактов по изучаемой теме. Например, при
изучении темы «Вирусы», ставлю учащихся перед двумя фактами: вы
знаете, что вирусы – причины многих опасных заболеваний, но учёные
считают, что некоторые вирусы просто необходимы для поддержания
здоровья.
Затем
в
ходе
изучения
материала
ребята
стараются
опровергнуть или аргументировать каждое из утверждений.
Приём «Фишбоун»- «рыбья кость» - перед учащимися поставлена
проблема (н-р, почему грибы относят в отдельное царство?)- это
«голова» рыбы, в ходе урока, знакомства с материалом ребята в
группах
наращивают
«скелет»
-
факты
опровергающие
или
подтверждающие данное утверждение, в конце приходят к выводу –
«хвост» рыбы.
Для решения проблемных вопросов использую приём «дебаты».
Такой приём
способствует развитию различных качеств личности
учащихся, а именно, развитию коммуникативных умений, ораторских
способностей,
формированию
гражданской
позиции
и
навыков
жизнедеятельности в демократическом обществе.
Использование
данных
приёмов
на
уроке
позволяет
реализовать
личностно-ориентированный подход
к учащимся, ведь проявить себя,
высказать неординарную мысль и в любой форме может каждый из них.
Ребёнок будет услышан, понят, не будет бояться высказывать свою точку
зрения, пусть и не всегда верную.
2.
Информационно-коммуникационные
технологии
обучения. В
настоящее время увеличивается влияние медиа - технологий на
3
жизнь человека. Особенно это сильно действует на ребенка,
который с большим удовольствием посмотрит телевизор, или
посидит перед компьютером, чем прочитает книгу. И, учитывая
современные реалии, учитель должен внедрять в учебный процесс
новые методы подачи информации.
Поэтому, я считаю, что
использование мультимедийного оборудования на уроках как
никогда актуально.
Проведение урока на интерактивной или
проекторной доске стало большим подспорьем в моей работе.
Специфика
нашего
предмета
биологии
обуславливает
использование большого количества наглядного материала на
уроках.
Возможности
данного
оборудования
позволяют
мне
использовать схемы, фотографии, тематические
видеофильмы,
анимации, интерактивные модели и рисунки, а также разнообразные
задания, таким образом, что ребенок из пассивного наблюдателя
превращается в активного участника.
Хотелось
бы
вкратце
рассказать
об
использовании
программы
LeanningApps на
уроках
биологии.
Сервис
довольно
прост
для
самостоятельного освоения как учителем, так и учениками. Имеется
огромная коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по
предметам
(по
биологии
упражнений
очень
много).
Если
вы
зарегистрируетесь на сайте, то можете создавать и свои упражнения,
подобные имеющимся. Для этого под каждым упражнением есть кнопка
"Создать подобное приложение".
Наилучшим вариантом использования этой программы на уроке
является наличие компьютеров у детей или интерактивной доски (приставки)
в
классе. Сервис
открывает
большие
возможности
для
разнообразия
дидактических заданий. Данные материалы пригодны для всех этапов урока,
их легко использовать и для проведения контроля по предмету. Мало того,
4
наполненные разным содержанием, различные по объёму, они могут быть
созданы для всех ступеней средней школы.
Задания, созданные в этой программе, способствуют и развитию
познавательного интереса учащихся. С одной стороны, созданные учителем
задания в форме игр могут и проверить знания по теме, и расширить
кругозор учащихся. С другой стороны – учащиеся сами проявляют интерес в
создании таких ресурсов, используя материалы учебников и дополнительную
литературу по теме. Учащиеся с большим интересом создают в этой
программе кроссворды по биологии и интерактивные задания по различным
темам курса (задания «Найди пару», викторины, паззлы, логические
цепочки).
3.
Технология развития критического мышления.
Урок с применением этой технологии базируется на модели из трёх
стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р»).
Я использую различные приёмы и стратегии данной технологии на разных
этапах
урока
(прием
«корзина
идей»
- это
прием
организации
индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока,
когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет
выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На
доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано
все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием «кластер» - ученик записывает в центре листа ключевое понятие,
а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это
слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и
далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:
на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности; на
стадии осмысления – для структурирования учебного материала; на
стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
5
На слайде пример кластера 9 класс, тема «Строение клетки»; 8 класс тема
«Внутрення среда организма. Кровь».
Прием «верные и неверные суждения» - пример на слайде 8 класс тема
«Анализаторы. Ухо».
Диаграмма Венна – на слайде пример 5 класс, признаки животных и
растений.
Составление синквейна, кластера – на этапе рефлексии.
4.
Игровые технологии обучения. Игра предполагает участие всех
учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в
игре усваивается непринужденно, как бы само собой, при этом
деятельность
учащихся
носит
творческий,
практический
характер. Благодаря игровым приемам удается решить многие
важные
вопросы,
а
именно
заинтересовать
ребят,
повысить
самооценку, позволить им самовыразиться. Именно поэтому я
использую на уроках игровые моменты или формой проведения
обобщающих уроков выбираю игру.
Прием «Третий лишний» - найти элемент, не подходящий ко всем
другим. Пример на слайде 7 класс, «Семейства Покрытосеменных
растений».
5.
Технология
проектно
-
исследовательской
деятельности.
Проектно – исследовательская деятельность учащихся наиболее
эффективна
во
внеурочное
время.
Таким
образом,
научно-
практические конференции и участие в них учеников являются
важным элементом становления их личности. Процесс подготовки
проекта
позволяет
увидеть
возникающие
в
реальной
действительности проблемы и найти пути их рационального
решения, самостоятельно приобретать необходимые знания на
основе использования современных информационных технологий,
вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения,
6
выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать
собственную точку зрения.
Заключение
Интерактивные
технологии
обучения
на
уроках
биологии
способствуют
самостоятельному
осмыслению
учебного
материала
учащимися, активизации их познавательной деятельности, сотрудничеству
типа
«учитель-учащийся»,
«учащийся-учащийся».
Интерактивные
технологии
обучения
способствуют
активизации
познавательной
деятельности учащихся, самореализации личности.
Интерактивное
обучение
–
творческое
направление
педагогики,
требующее
от
учителя
немалых
моральных
и
физических
затрат.
Интерактивный учитель уважает своих учеников, помогает им улучшать
успеваемость, устанавливать дружеские отношения в классном коллективе,
решать проблемы самостоятельно.
К основным преимуществам интерактивных методов обучения
относят:
повышение познавательного уровня учащихся;
повышение развития у учащихся коммуникативных навыков и
умений, эмоциональных контактов;
формирование
умений
слушать
и
слышать;
обучение
через
взаимообмен опытом;
формирование умений работы в команде, повышение активности
каждого;
повышение активности при изучении и закреплении материала;
повышение
мыслительной
способности
(обоснование
своих
высказываний);
7
увеличение процента усвоения материала (интерактивные методики
позволяют задействовать не только сознание человека, но и его
чувства, эмоции, волевые качества;
самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;
повышение уровня сформированности аналитических способностей
сформированность
способности
делать
обоснованные
выводы,
решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за
них.
Благодарю всех за внимание!
8