Напоминание

"Технология разрешения педагогического конфликта"


Автор: Смирнова Лариса Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №16 "Медвежонок"
Населённый пункт: г. Химки, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Технология разрешения педагогического конфликта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Технология разрешения педагогического конфликта».

Конфликт - это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для

него психологическая проблема, требующая своего разрешения и

вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Примеры педагогических ситуаций с вариантами решений.

Ситуация №1

Ситуация, когда нервы не выдерживают, хочется крикнуть ребенку, который

заводит всю группу: «Прекрати немедленно!».

Решение.

В

этом

случае

эффективным

оказывается

«Я

-

высказывание».

Например, «Илья, когда я слышу, как ты разговариваешь с Кариной во время

тихого

часа,

я

сержусь,

потому

что

другие

ребята

не

могут

уснуть.

Пожалуйста, перестань». Для некоторых детей замечания не достаточно и я

использую жесты, смысл которых известен детям. Например, прикладываю

палец к губам подхожу к ребёнку и говорю: «Тсс».

Ситуация №2

Во время одевания детей на дневную прогулку, мальчик Рафаэль начинает

бегать кругами между банкеток. На замечание взрослых не реагирует.

Решение. Мальчик привлекает к себе внимание, так как не любит одеваться и

привык

получать

помощь

взрослого.

Он

начинают

чувствовать

себя

увиденными только тогда, когда получают много замечаний, а наши угрозы

они воспринимают как вид особого внимания к себе. Не нужно поддерживать

с

помощью

внимания

такое

поведение.

Лучший

способ

прекратить

демонстративное поведение – перестать на него реагировать. «Нет ответа» -

значит, цель не достигается. Через несколько попыток ребенок прекращает

вести себя подобным образом, подходит к воспитателю и просит помочь ему

одеться.

Ситуация №3

На занятии я читала сказку Д. Биссет «Про поросёнка, который учился

летать». Мальчик Егор и его приятель Амир, оживлённо нашёптывали друг

другу, что-то на ухо тем самым отвлекали детей, мешали мне работать.

Решение. Продолжая вести занятие (читать сказку), я просто подошла и

встала рядом с мальчиками. Без контакта глазами и без слов. Дети поняли,

что делают что-то не то, когда воспитатель стоит так близко и дисциплина на

занятии возобновилась.

Ситуация №4

Девочка Вика неоднократно подбегала к Мише и разрушала его постройку из

кубиков.

Миша

огорчался,

краснея

от

ярости,

обещал

ударить

Вику.

Поведение девочки доставляло ей удовольствие.

Решение. Пристально посмотрю на ребёнка, этот взгляд означает «хватит».

Пристальный

взгляд

(без

осуждения)

это

все

внимание,

которое

она

«выручила» за свою проделку. Девочка успокоилась.

Ситуация №5

Перед вечерней прогулкой, когда дети оживлённо наводят порядок в игровых

уголках,

некоторые

дети

начинают

баловаться

и

не

помогают

своим

товарищам, естественно вызывают раздражение сверстников.

Решение. На несколько минут я выключаю свет. Это старый, испытанный

способ, который использую давно. Когда кто-то из детей или вся группа

становится

неуправляемым,

просто

поверните

выключатель,

подождите

тишины несколько секунд.

При выборе приёма для разрешения конфликта я учитываю три основных

фактора:

1.

Возраст воспитанника.

2.

Что будет для ребёнка самым впечатляющим.

3.

Что подходит мне, как личности и как профессионалу.



В раздел образования