Автор: Анна Николаевна Семёнова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Внуковская основная общеобразовательная школа "
Населённый пункт: д. Внуково
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С НИЗКОЙ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
Раздел: начальное образование
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С НИЗКОЙ
МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться,
отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у
других – по разным причинам утрачивается со временем. Низкая мотивация может
возникнуть из различных причин, таких как личные трудности, отсутствие интереса к
предмету или дефицит поддержки
Первая ошибка родителей: родитель полагает, что ребенок готов к обучению в
школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность –
это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития
произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам
и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь
важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только
то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще
дошкольного возраста.
Вторая ошибка родителей: ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со
счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст).
Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не
сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом:
попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1
минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Таким
образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой
школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того,
что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
Третья ошибка родителей: дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со
сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден,
чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с
чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Проблема низкой мотивации учащихся является актуальной и требует
внимательного подхода со стороны педагогов. Эффективные формы и методы работы с
учащимися в таких ситуациях могут помочь переломить этот негативный тренд и
поддержать развитие мотивации к обучению.
1.
Индивидуальный подход:
Установление
доверительных
отношений.
Педагог
может
постараться лучше понять причины низкой мотивации, общаясь с учеником
индивидуально. Создание атмосферы поддержки и доверия может способствовать
улучшению мотивации.
2.
Привлечение интересных методик:
Использование интересных и активных методов обучения, таких как игры,
проекты, практические задания. Это помогает сделать учебный процесс более
увлекательным и релевантным для учащихся.
3.
Связь с реальной жизнью:
Показывание практическихприменений учебного
материала
в реальной
жизни. Это может помочь учащимся увидеть смысл своего обучения и повысить их
мотивацию.
4.
Постановка целей:
Совместная
постановка
достижимых целей с
учащимися.
Определение конкретных шагов и наград для достижения этих целей может
стимулировать учеников к активной деятельности.
5.
Работа в группах:
Организация совместной работы в группах, где каждый ученик вносит свой вклад.
Это способствует развитию чувства принадлежности и ответственности, что может
повлиять на уровень мотивации.
6.
Педагогическая поддержка:
Систематическая поддержка со стороны педагога. Важно проявлять интерес к
успехам и трудностям учащихся, помогать им преодолевать трудности и поддерживать
положительные достижения.
7.
Вариативность подходов:
Экспериментирование с различными методами обучения. Необходимо постоянно
адаптировать подходы к конкретным ученикам, учитывая их индивидуальные
особенности и потребности.
Работа
с
учащимися
с
низкой
мотивацией
требует
терпения, понимания и гибкости со стороны педагога.
Комбинирование различных методов
и
форм работы
может помочь
Создать
стимулирующую учебную среду, способствующую повышению мотивации
и успешности обучения.