Напоминание

«Влияние родительских установок на развитие детей»


Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 83»
Населённый пункт: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: «Влияние родительских установок на развитие детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние родительских установок на развитие детей»

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из

двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –

сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное

отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и

психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в

эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские

установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка

люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального

развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и

справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….",

"Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет

психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться

осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и

внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам

поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут

отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной

и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие

принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и,

чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка

не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует

на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может

стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая

положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих.

Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха,

ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет

действительно получать подтверждение своим способностям в реальной

деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и

способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они

помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные

инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя

и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и

передаваемых из поколения в поколение положительных установок,

охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с

мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны

стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных

родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они

могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.

Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали

ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим

детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь

трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя,

богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ

УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя

исправьтесь

"Не будешь слушаться,

с тобой никто дружить

не будет…".

Замкнутость, отчуждённость,

угодливость,

безынициативность,

подчиняемость, приверженность

стереотипному поведению.

"Будь собой, у

каждого в жизни

будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая

самооценка, враждебное

отношение к окружающим,

отчуждение, конфликты с

"Счастье ты моё,

радость моя!"

родителями.

"Плакса-Вакса, нытик,

пискля!"

Сдерживание эмоций,

внутренняя озлобленность,

тревожность, глубокое

переживание даже

незначительных проблем,

страхи, повышенное

эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет

легче…".

"Вот дурашка, всё

готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность,

накопительство, трудности в

общении со сверстниками,

эгоизм.

"Молодец, что

делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в

психическом развитии,

отсутствие своего мнения,

робость, отчуждённость,

конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой

папа (мама)…".

Трудности в общении с

родителями, идентификация с

родительским поведением,

неадекватная самооценка,

упрямство, повторение

поведения родителя

"Папа у нас

замечательный

человек!" "Мама у нас

умница!".

"Ничего не умеешь

делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах,

низкая самооценка, страхи,

задержки психического

развития, безынициативность,

низкая мотивация к

достижению.

"Попробуй ещё, у тебя

обязательно

получится!".

"Не кричи так,

оглохнешь!"

Скрытая агрессивность,

повышенное

психоэмоциональное

напряжение, болезни горла и

ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко,

давай

пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи,

рассеянность, невнимание к

себе и своей внешности,

неразборчивость в выборе

друзей.

"Как приятно на тебя

смотреть, когда ты

чист и аккуратен!"

"Противная девчонка,

все они капризули!"

(мальчику о девочке).

"Негодник, все

Нарушения в психосексуальном

развитии, осложнения в

межполовом общении,

трудности в выборе друга

"Все люди равны, но в

то же время ни один

не похож на другого".

мальчики забияки и

драчуны!" (девочке о

мальчике).

противоположного пола.

"Ты плохой, обижаешь

маму, я уйду от тебя к

другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи,

тревожность, ощущение

одиночества, нарушение сна,

отчуждение от родителей,

"уход" в себя или "уход" от

родителей.

"Я никогда тебя не

оставлю, ты самый

любимый!".

"Жизнь очень трудна:

вырастешь –

узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость,

безволие, покорность судьбе,

неумение преодолевать

препятствия, склонность к

несчастным случаям,

подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и

прекрасна! Всё будет

хорошо!".

"Уйди с глаз моих,

встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с

родителями, "уход" от них,

скрытность, недоверие,

озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во

всём разберёмся

вместе!"

"Не ешь много

сладкого, а то зубки

будут болеть, и будешь

то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом,

больные зубы,

самоограничение, низкая

самооценка, неприятие себя.

"Давай немного

оставим папе (маме)

ит.д."

"Все вокруг

обманщики, надейся

только на себя!"

Трудности в общении,

подозрительность, завышенная

самооценка, страхи, проблемы

сверконтроля, ощущение

одиночества и тревоги.

"На свете много

добрых людей,

готовых тебе

помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок!

И в кого ты такой

некрасивый!".

Недовольство своей

внешностью, застенчивость,

нарушения в общении, чувство

беззащитности, проблемы с

родителями, низкая самооценка,

неуверенность в своих силах и

возможностях.

"Как ты мне

нравишься!".

"Нельзя ничего самому

делать, спрашивай

разрешения у

старших!".

Робость, страхи, неуверенность

в себе, безынициативность,

боязнь старших,

несамостоятельность,

нерешительность, зависимость

от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё

можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя

подожди…".

Отчуждённость, скрытность,

излишняя самостоятельность,

"Давай, я тебе

помогу!"

ощущение беззащитности,

ненужности, "уход" в себя",

повышенное

психоэмоциональное

напряжение.

"Никого не бойся,

никому не уступай,

всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля,

агрессивность, отсутствие

поведенческой гибкости,

сложности в общении,

проблемы со сверстниками,

ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках,

уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте

свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное

занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть"

в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие

ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

Я сейчас занят(а)…

Посмотри, что ты натворил!!!

Как всегда неправильно!

Когда же ты научишься!

Сколько раз тебе можно повторять!

Ты сведёшь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во всё лезешь!

Уйди от меня!

Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не

удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал

скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами…!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.

Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и

счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не

нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам

ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на

асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены

огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут

им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе

воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их

умения чувствовать и догадываться.



В раздел образования