Автор: Горбунова Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Белово пгт. Инской Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному учреждению
Раздел: дошкольное образование
«Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной
адаптации детей к детскому саду»
С поступлением ребенка 2- 3 летнего возраста в ДОУ в его жизни
происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей
в течение 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми,
новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая
для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может
привести к капризам, страхам, отказам от еды. Но в это время тяжело не
только детям, но и родителям. Поэтому очень важна совместная работа
воспитателя с родителями.
Цель
этой
работы:
развивать
педагогическую
компетентность
родителей, помочь семье находить ответы на интересующие вопросы в
воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов
в воспитании ребенка.
Задачи этой работы:
·
Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и
семье;
·
Оказать родителям консультацию и помощь по проблемам воспитания и
развития ребенка;
·
Обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях.
Я работаю воспитателем в смешанной ранней группе и контакт с родителями
начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту
своего ребенка. В индивидуальных беседах обговариваем, что ребенок уже
умеет делать, что хорошо получается, а с чем у него возникают трудности
или вообще не умеет делать.
Затем родителей и ребенка знакомим с группой. Проводится экскурсия по
групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить
родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется,
где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки
прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной
организации жизни детей дома. С родителями каждого ребенка беседа
ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его
к условиям детского сада. А именно:
1. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том
числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски
или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям.
На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать
воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
2. Родителям в домашних условиях нужно придерживаться режима дня
максимально приближенного к режиму в ДОУ.
3. Готовиться к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более
заинтересован в посещении ДОУ, если родители, покупая необходимые
вещи, будут привлекать и ребенка.
4. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить
малышу, что завтра он идет в группу, и обговорить, что он там будет делать.
5. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается
в летний оздоровительный период, когда малыши большую часть времени
проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации.
6. Первые несколько дней желательно присутствие родителей в группе, на
прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок будет чувствовать себя
уверенно и спокойно.
7. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с
детским садом.
8. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
9. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского
сада расположит ребенка к общению с ними.
Немаловажное значение в нашей работе с родителями имеет
созданная семейная гостиная «Как растет мой малыш», которая строит
отношения с семьей на принципах добровольности, личной
заинтересованности. Мастер - классы, консультации для родителей
проводятся для того, чтобы научить родителей, как правильно организовать
деятельность детей дома. Рекомендуемые темы занятий: как знакомить
ребёнка с цветом, формой, величиной; упражнения для развития речи; что и
как наблюдать в природе; игры со строительным материалом и тому
подобное.
В этом году родителями обсуждалась тема «Растим малыша
здоровым». Родители высказывали свои мнения о здоровом образе жизни
ребенка, рассказывали о своей работе в семье по укреплению здоровья
малыша, давали друг другу советы.
Наглядная информация в родительских уголках и
анкетирование - позволяют доносить важный справочный и
информационный материал: информационные листы-
памятки «Адаптация. Что это такое?», а также папки-передвижки «Я иду в
детский сад», «Проблемы адаптации». фотовыставки, презентации, показы
детских работ и многое другое.
Родительские собрания - организованное ознакомление родителей с
задачами, содержанием и методами воспитания детей в детском саду.
Тематика их носит определенную направленность: адаптация ребёнка в
детском саду; особенности возраста и особенности привыкания детей данной
возрастной группы; роль семьи в период привыкания ребёнка к детскому
саду.
Индивидуальная беседа - может проходить по запросу родителя или по
инициативе воспитателя. Проводится в утренние и вечерние часы, касается в
основном самочувствия ребёнка, его настроения, поведения, его достижений
или трудностей, в которых ребенку нужно обязательно помочь.
Создание в соцсетях собственной группы позволяет нам, воспитателям,
вести диалог с родителями по тем или иным текущим вопросам, давать
объявления или обратиться к родителям с какой- то просьбой. Родители
имеют возможность наблюдать за тем, чем занимаются в детском саду их
дети в течение дня по фотографиям и видео, или задать вопрос
воспитателю, если при личной встрече не получилось этого сделать.
Все эти формы направлены на объединение усилий педагогов и родителей,
чтобы привыкание ребенка к условиям дошкольного учреждения прошло
легко и радостно для ребенка. Сколько времени будет продолжаться
адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по
разному. Но привыкание к детскому саду – это также и тест для родителей,
показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помочь ему
преодолевать трудности.