Автор: Ермолаева Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДЕТСКИЙ САД 246"
Населённый пункт: Кемеровская область г Новокузнецк
Наименование материала: Перспективное планирование воспитателя по самообразованию
Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 246»
( МБ ДОУ «Детский сад № 246»)
__________________________________________________________________
План по самообразованию
«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» (средняя группа)
Составители:Ермолаева Е.А
Федорова И.А
Новокузнецкий городской округ
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение.
Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических
чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять
последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с
ним на всю жизнь.
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим
миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в
особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Актуальность
Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-
следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту
окружающего мира.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к
близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных
и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому
с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные
категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью
народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном
возрасте?
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно
фантазировать и мечтать.
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и
понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку
предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его
возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.
Цель:
Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств
личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный
выбор.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и
поведению других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к
окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости,
трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение
проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную
минуту.
Перспективный план на 2023-2024г.
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
Март
апрель
май
1.
Составить
перспектив
ный план
работы по
самообразо
ванию
2.
Подобрать
методическ
ую
литературу
3.
Провести
анкетирова
ние
родителей.
4.
Диагностик
а детей.
5. Подбо
р материала
необходим
ого для
работы с
детьми и
родителями
Изучение
темы: «Роль
народной
сказки в
развитии речи
детей». Метод
ические
приемы:
1.
Чтение сказки
«Петушок и
бобовое
зернышко»,
просмотр
иллюстраций,
2. Чтение р.
н. с.
в пересказе В.
Даля «Журавл
ь и цапля»
Консультац
ия для
родителей, (па
пка
передвижка) «
Сказка помога
ет говорить
правильно»
Пополнение
1. Создание
картотеки сказ
ок для работы
с детьми.
2.
Применять
цитаты
из сказок в
режимных
моментах.
Методическ
ие приемы:
1. Чтение
и пересказ
детям
сказки «Заюшк
ина избушка».
2.
Чтение сказки
Корнея
Чуковского
– «Федорино
горе»
3.
Дидактическая
игра «Угадай с
казку»
Консультац
ия: «Особеннос
Изучение
темы: «Испол
ьзование сказ
ок в работе с
детьми»
Методиче
ские приемы
1. Чтение
Р. Н.
С. «Снегуроч
ка»
2. Чтение
Р. Н.
С. «Лисичка-
сестричка и
серый волк»
3. Дидакт
ическая
игра: «Из
какой книги
прочитан
отрывок»
Консульта
ция для
родителей «С
очиняем сказ
ку сами»
Выставка
Изучение
темы:
«Сказка
как
средство
духовно-
нравствен
ного разви
тия
личности
ребенка»
Методи
ческие
приемы:
1.
Чтение Р.
Н.
С. «Лиса и
козел»
2.
Чтение ска
зки «Про
Иванушку
–дурочка»
Консул
ьтация для
родителей:
«Прочита
й
Изуче
ние
темы «Ро
ль сказки
в
воспитан
ии
детей»
Метод
ические
приемы
1.
Игра-
викторин
а «Сказки
дедушки
Корнея»
2.
Чтение с
казки «Ч
удо
дерево»
К.
Чуковско
го
3.
Коллекти
вная
Изучение
темы «Влияние
сказок на
психику
ребенка»
Методическ
ие приемы:
1.
Чтение сказки «
Война грибов с
ягодами»
2.
Чтение сказки «
Сестрица
Алёнушка и
братец
Иванушка»
3.
Постановка ска
зки «Репка» с
привлечением
родителей.
4.
Дидактическая
игра «Расскаж
и сказку по
картинке».
Консультаци
я для
Изучен
ие темы
«Театрали
зация сказ
ок как
средство
духовно-
нравствен
ного
воспитани
я детей».
Метод
ические
приемы
1.
Чтение
и пересказ
сказки «Гу
си-
лебеди»,
рассматри
вание
иллюстра
ции.
2.
Настольно
-печатные
игры по
Само
анализ
плана
по
самообр
азовани
ю
Выст
авка
работ
детей и
родител
ей «На
ши
любимы
е сказки
»
на тему:
«Сказка как
средство
духовно-
нравственн
ого
воспитания
».
библиотеки гр
уппы новыми
красочными
книгами с
русскими
народными ск
азками,
дисками
ти
чтения сказок
о животных».
работ (дети
и
родители) «З
имние сказки
»
мне сказку
»
работа
аппликац
ия «Чудо
- дерево»
Консу
льтация
для
родителе
й «Как
читать с
казку
детям»
родителей «Реа
льность сказоч
ной жизни»
мотивам с
казок (лот
о,
разрезанн
ые
картинки)
Консул
ьтация
для
родителей
«У
доброты
есть
лицо»
Литература:
В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова
Ильин И. «Духовный мир сказки»
Занкевич- Евстигнеева6 «Практикум по сказкотерапии»
Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г