Напоминание

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»


Автор: Ермолаева Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "ДЕТСКИЙ САД 246"
Населённый пункт: Кемеровская область г Новокузнецк
Наименование материала: Перспективное планирование воспитателя по самообразованию
Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 246»

( МБ ДОУ «Детский сад № 246»)

__________________________________________________________________

План по самообразованию

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» (средняя группа)

Составители:Ермолаева Е.А

Федорова И.А

Новокузнецкий городской округ

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратило свое предназначение.

Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке эстетических и эстетических

чувств. Сказка-это среда для развития эмоционально- нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять

последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста. Сопровождается на протяжении всего дошкольного детства и остается с

ним на всю жизнь.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы. С миром человеческих взаимоотношений и окружающим

миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное – они вводят его в

особый исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Актуальность

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и

определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-

следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым

инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту

окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к

близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных

и нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому

с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные

категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью

народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном

возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно

фантазировать и мечтать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и

понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку

предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его

возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств

личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Задачи:

Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный

выбор.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и

поведению других.

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

Ожидаемые результаты:

Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к

окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости,

трусости;

Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение

проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную

минуту.

Перспективный план на 2023-2024г.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

апрель

май

1.

Составить

перспектив

ный план

работы по

самообразо

ванию

2.

Подобрать

методическ

ую

литературу

3.

Провести

анкетирова

ние

родителей.

4.

Диагностик

а детей.

5. Подбо

р материала

необходим

ого для

работы с

детьми и

родителями

Изучение

темы: «Роль

народной

сказки в

развитии речи

детей». Метод

ические

приемы:

1.

Чтение сказки

«Петушок и

бобовое

зернышко»,

просмотр

иллюстраций,

2. Чтение р.

н. с.

в пересказе В.

Даля «Журавл

ь и цапля»

Консультац

ия для

родителей, (па

пка

передвижка) «

Сказка помога

ет говорить

правильно»

Пополнение

1. Создание

картотеки сказ

ок для работы

с детьми.

2.

Применять

цитаты

из сказок в

режимных

моментах.

Методическ

ие приемы:

1. Чтение

и пересказ

детям

сказки «Заюшк

ина избушка».

2.

Чтение сказки

Корнея

Чуковского

– «Федорино

горе»

3.

Дидактическая

игра «Угадай с

казку»

Консультац

ия: «Особеннос

Изучение

темы: «Испол

ьзование сказ

ок в работе с

детьми»

Методиче

ские приемы

1. Чтение

Р. Н.

С. «Снегуроч

ка»

2. Чтение

Р. Н.

С. «Лисичка-

сестричка и

серый волк»

3. Дидакт

ическая

игра: «Из

какой книги

прочитан

отрывок»

Консульта

ция для

родителей «С

очиняем сказ

ку сами»

Выставка

Изучение

темы:

«Сказка

как

средство

духовно-

нравствен

ного разви

тия

личности

ребенка»

Методи

ческие

приемы:

1.

Чтение Р.

Н.

С. «Лиса и

козел»

2.

Чтение ска

зки «Про

Иванушку

–дурочка»

Консул

ьтация для

родителей:

«Прочита

й

Изуче

ние

темы «Ро

ль сказки

в

воспитан

ии

детей»

Метод

ические

приемы

1.

Игра-

викторин

а «Сказки

дедушки

Корнея»

2.

Чтение с

казки «Ч

удо

дерево»

К.

Чуковско

го

3.

Коллекти

вная

Изучение

темы «Влияние

сказок на

психику

ребенка»

Методическ

ие приемы:

1.

Чтение сказки «

Война грибов с

ягодами»

2.

Чтение сказки «

Сестрица

Алёнушка и

братец

Иванушка»

3.

Постановка ска

зки «Репка» с

привлечением

родителей.

4.

Дидактическая

игра «Расскаж

и сказку по

картинке».

Консультаци

я для

Изучен

ие темы

«Театрали

зация сказ

ок как

средство

духовно-

нравствен

ного

воспитани

я детей».

Метод

ические

приемы

1.

Чтение

и пересказ

сказки «Гу

си-

лебеди»,

рассматри

вание

иллюстра

ции.

2.

Настольно

-печатные

игры по

Само

анализ

плана

по

самообр

азовани

ю

Выст

авка

работ

детей и

родител

ей «На

ши

любимы

е сказки

»

на тему:

«Сказка как

средство

духовно-

нравственн

ого

воспитания

».

библиотеки гр

уппы новыми

красочными

книгами с

русскими

народными ск

азками,

дисками

ти

чтения сказок

о животных».

работ (дети

и

родители) «З

имние сказки

»

мне сказку

»

работа

аппликац

ия «Чудо

- дерево»

Консу

льтация

для

родителе

й «Как

читать с

казку

детям»

родителей «Реа

льность сказоч

ной жизни»

мотивам с

казок (лот

о,

разрезанн

ые

картинки)

Консул

ьтация

для

родителей

«У

доброты

есть

лицо»

Литература:

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова

Ильин И. «Духовный мир сказки»

Занкевич- Евстигнеева6 «Практикум по сказкотерапии»

Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г



В раздел образования