Автор: Новикова Арина Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей - инженерный центр» Советского района
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: Статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Раздел: среднее образование
Новикова Арина Дмитриевна
Учитель английского языка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Наглядность при обучении иностранному языку используется очень
активно и разнообразно: это всевозможные виды наглядности, выразительно
представляющие в предметах, изображениях и схемах звуковой состав языка,
его
лексику,
грамматику
и
стилистическое
своеобразие.
Языковая
наглядность может быть и изобразительной, начиная от фото лица
говорящего человека и кончая схемой времен глагола изучаемого языка, т.е.
различные виды иллюстраций.
В словаре С.И. Ожегова иллюстрация понимается как 1) рисунок,
иллюстрирующий, поясняющий что-нибудь 2) пример, поясняющий что-
нибудь [2, c. 217]
Однако,
И.М. Осмоловская подчёркивает, что как метод обучения
иллюстрация выполняет более широкие функции, чем это следует из сло-
варного значения слова. Иллюстрация является источником знаний учеников,
активизирует их мыслительную деятельность, вызывает эмоциональные
переживания. Вместе с тем иллюстрация сопровождает, поясняет слова
учителя, т.е. выполняет ту самую иллюстративную функцию, которая
отмечена в словарях [3, c.72].
Демонстрация определяется как наглядный способ ознакомления с
каким-либо явлением, предметом. Демонстрировать – это значит показать
наглядным
способом
и
наглядно
свидетельствовать
о
чем-нибудь.
Использование иллюстраций является наглядным способом ознакомления с
объектом. Демонстрация картин, таблиц, схем может быть осуществлена для
иллюстрации
какого-либо
положения,
которое
должно
быть
усвоено
учащимися.
Использование
произведений
живописи
как
наглядное
средство
обогащает словарный запас
детей, учит их последовательно излагать,
обосновывать, обобщать свои наблюдения, выражать свое отношение. При
описании
картины
учащиеся
вынуждены
употреблять
предлоги,
разнообразить синтаксические конструкции – т.е. повторять грамматику и
закреплять лексику.
К наглядным методам
обучения,
основанным
на демонстрации
реальных объектов или их заместителей, можно отнести показ реальных
объектов, моделей, муляжей, макетов, демонстрацию опытов.
Наглядные
методы
обучения,
предполагающие
использование
иллюстративных средств, можно разделить на методы обучения, основанные
на использовании изобразительной наглядности: показ репродукций картин,
рисунков,
фотографий,
демонстрация
кинофильмов,
видеофильмов
и
видеофрагментов; и методы обучения, использующие графическую и
символическую наглядность (показ таблиц, схем, демонстрация формул,
графиков, использование опорных конспектов). Наглядные методы, в
которых интегрируется изобразительная и графическая наглядность, – это
показ
диафильмов
и
диапозитивов,
видеофрагментов,
презентаций
с
помощью компьютерной техники.
К наглядным методам обучения, базирующимся на электронных
средствах обучения, относят показ учебных презентаций, анимированных
моделей, виртуальную деятельность в виртуальных лабораториях и т.д.
Необходимо отметить, что наглядные методы обучения, основанные на
иллюстративных средствах, в последнее время все в большей степени
пересекаются с методами, использующими электронные средства, так как
показывать
иллюстрации,
фотографии,
схемы
удобно
с
помощью
мультимедийной аппаратуры.
К наглядным методам обучения можно отнести метод демонстрации
кино- и видеофильмов. Характерные черты этого метода:
информационная насыщенность –
возможность за короткий
промежуток времени передать большой объем информации;
эмоциональное воздействие –
способность фильма влиять на
чувства зрителя, вовлечь его в действие, происходящее на экране,
заставить сопереживать действующим лицам.
Актуальные, аутентичные видеоматериалы служат для формирования
основных языковых навыков: восприятия информации на слух, грамматика,
лексика, фонетика и говорение, как подчёркивает Ю.Л. Лялина [5, c. 30].
В
процессе
обучения
активно
используются
компьютерное
оборудование и электронные средства:
интерактивная доска,
проектор,
совмещенный с компьютером. Учителя разрабатывают и включают в
содержание урока электронные презентации, показывают виртуальные
демонстрации,
иллюстрируют
урок
наглядными
материалами,
содержащимися в различных электронных энциклопедиях. Разрабатываются
электронные
учебники,
все
большую
популярность
приобретает
дистанционное обучение.
В
педагогическую
литературу
вошел
термин
«мультимедийные
средства», «мультимедийный урок». Под мультимедиа (от лат. multum –
много и media – medium – средоточие; средства) в словарях понимается
электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст,
изображение, анимацию и пр.). В мультимедийных средствах одновременно
используется изобразительная, графическая, аудиальная наглядность. А
мультимедийный
урок,
естественно,
это
урок
с
применением
мультимедийных средств.
На мультимедийном уроке в качестве средств обучения выступают
электронные
информационные
объекты,
которые
являются
частью
(элементарной
структурной
единицей)
наглядно-демонстрационного
комплекса.
Электронный информационный объект
представляет собой
логически связанный блок информации. Информационные объекты по
способу представления зрительного ряда могут быть реалистическими
(фотография, видеофрагмент),
синтезированными
(динамическая модель),
символьными (таблицы, включающие текст и числовые данные) [6, c.106].
Видеофильм может использоваться как самостоятельное средство
обучения или как часть презентации. После просмотра фильма целесообразно
организовать описание детьми понравившихся эпизодов, краткое изложение
сюжета, рисование по памяти, восстановление целого по показанным
фрагментам. Время демонстрации кадра зависит от его содержания: пейзаж
или сюжетная картина воспринимается и запоминается быстрее, чем карты,
схемы, чертежи.
Среди электронных объектов, используемых на уроке, можно выделить
фотоиллюстрацию – тип информационного объекта, представляющий собой
неподвижное (статическое) реалистичное изображение объекта, основная
дидактическая функция которого – формирование наглядных представлений.
В обучении используется при изучении уникальных, недоступных для
непосредственного наблюдения объектов (фотопортрет исторического лица,
события, природного явления и т.п.). Фотоиллюстрация как электронный
объект отличается от обычной фотографии тем, что она хранится в памяти
компьютера
и
может
быть
воспроизведена
на
экране
монитора.
Соответственно показ фотоиллюстрации при наличии мультимедийного
оборудования
в
классе
удобнее,
чем
просто
фотографии.
Работа
с
фотоиллюстрациями осуществляется так же, как с картинами и обычными
фотографиями. Учитель может иллюстрировать ими свое объяснение, может
обратиться к учащимся с предложением самостоятельно рассмотреть
фотоиллюстрацию и сделать необходимые выводы и т.д.
Еще
один
электронный
объект
–
видеофрагмент
–
тип
информационного
объекта,
представляющий
собой
реалистичное
изображение
движущихся
или
изменяющихся
объектов,
которое
сопровождается дикторским текстом. Основная дидактическая функция –
формирование наглядных представлений, источник информации, повышение
информационной плотности занятий за счет ускоренной подачи информации,
обеспечение
необходимой
эмоциональной
насыщенности
учебного
материала.
Видеофрагмент очень эффективен, например, при изучении фонетики
английского языка. Ученики могут познакомиться с примерами различных
акцентов,
ознакомиться
с
нюансами
произношения,
услышать
речь
носителей языка. Видеофрагмент можно использовать при объяснении
различных грамматических правил. Сам ученик также может найти и
просмотреть информацию самостоятельно, если не понял задание на уроке.
Среди электронных объектов выделяются и синтезированные объекты,
построенные на основе анимации.
Анимированная модель/карта
–
тип
информационного
объекта,
представляющий
собой
движущееся,
изменяющееся
изображение,
нарисованное
художником.
Основная
дидактическая функция – формирование наглядных представлений, источник
информации, повышение информационной плотности занятий за счет
ускоренной подачи информации. В анимированной модели может быть
показано
движение
отдельных
частей
объекта,
обозначена
динамика
процессов. Анимация используется для введения в обучающие программы
сказочного
героя,
который
может
объяснять
ученикам
сложные
грамматические конструкции или правила произношения.
В сети Интернет можно найти множество интересных анимированных
моделей. В обучающих программах по английскому языку могут быть
представлены
диалоги,
разыгранные
рисованными
героями,
которые
помогают учителю раскрепостить учащихся, включить их в игровую
ситуацию.
Анимация
может
обладать
свойством
интерактивности.
Интерактивностью называют реакцию со стороны компьютерной программы
в ответ на какие-либо действия пользователя. При этом обеспечивается
возможность выбора вариантов содержания учебного материала, активизация
подсказок,
изменение положения объекта в пространстве,
выделение
отдельных элементов сложного объекта.
Компьютерная анимация позволяет вмешиваться не только в ход
сюжета, используя заранее подготовленные видеоряды, но и в сами
изображения, создавать собственные видеоряды.
Достаточно часто в школе используется еще одно дидактическое
средство обучения
– электронная презентация, в которой представлено
несколько слайдов, объединенных одной темой и единым оформлением и
разработанная с помощью компьютерной программы PowerPoint.
Мы живем в информационном мире, и электронные средства активно
включаются в процесс обучения. Учитель при этом должен сформировать у
учеников информационные умения: умение формулировать запрос на поиск
информации, умение пользоваться поисковыми системами, умения выделять
главное, переструктурировать информацию, переводить ее из графического
вида в символический, из символического в вербальный и наоборот, т.е.
извлекать информацию из формул, графиков, схем, диаграмм и т.д.
Таким образом, наглядность при изучении иностранного языка трудно
переоценить. Наглядность служит источником и основой приобретения
знаний, средством развития языковой наблюдательности у учащихся и
увеличения знаний в процессе сопоставления родного и иностранного
языков; развивает память,
опираясь на различные органы ощущений и
впечатлительность;
является
средством
обучения,
обеспечивающим
оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
способствует научению устной и письменной речи в соответствии с
типичными моделями речевых поступков (вербальных ситуаций).
В настоящее время существует множество наглядных средств, в том
числе и мультимедийных: репродукции картин, рисунков, фотографий,
демонстрация кинофильмов, видеофильмов и видеофрагментов, таблиц,
схем, демонстрация формул, графиков, использование опорных конспектов,
анимированных моделей, презентаций с помощью компьютерной техники.
Наглядность в современной теории и практике обучения иностранным
языкам рассматривается с двух точек зрения: как принцип обучения и как
средство обучения. Рассмотрев в данной работе понятие наглядности как
средство обучения на уроках английского языка, мы пришли к следующим
выводам:
1) Наглядность – целенаправленный и специально организованный
показ
учебного
материала,
который
подсказывает
учащимся
законы
изучаемого языка, позволяет учащимся творчески открыть эти законы или
убедиться в их достоверности;
2) Виды наглядности делятся на: естественные (предметы объективной
реальности);
экспериментальные
(опыты,
эксперименты);
объёмные
(макеты, фигуры и т.д.); изобразительные (картины, фотографии, рисунки);
звукоизобразительные
(кино,
телевидение);
звуковые
(магнитофоны,
компьютеры);
символические и графические (графики, карты, схемы,
формулы); внутренние (образы, создаваемые речью учителя).
3) Наглядность в обучении выполняет функции, которые выполняет и
сам процесс обучения: образовательную, воспитательную, развивающую.
Образовательная функция включает в себя информативную, управленческую
и мотивационную. Наглядные методы обучения способствуют развитию
учащихся:
развивают
внимание,
наблюдательность,
интеллектуальные
функции анализа, синтеза, сравнения, выделения главного;
4) На уроках английского языка успешно применяются наглядные
методы обучения. Использование иллюстративных средств можно разделить
на методы обучения,
основанные на использовании изобразительной
наглядности:
показ
репродукций
картин,
рисунков,
фотографий,
демонстрация кинофильмов, видеофильмов и видеофрагментов, и методы
обучения, использующие графическую и символическую наглядность: показ
таблиц, схем, демонстрация формул, графиков, использование опорных
конспектов;
5)
В
настоящее
время
активно
применяются
разнообразные
электронные
средства
наглядности:
показ
учебных
презентаций,
видеофрагментов,
анимированных
моделей,
фотоиллюстраций
и
т.д.
Функции электронных средств наглядности остаются такими же, что и у
традиционных средств: информативная, управленческая, мотивирующая,
воспитательная и развивающая;
6) Наглядность используется при изучении всех четырёх видов речевой
деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Учитель, как
творческая личность может выбрать аудитивные и аудиовизуальные средства
наглядности для каждого конкретного случая, способствуя оптимальному
усвоению
материала
и
более
эффективному
запоминанию,
а
также
разнообразить образовательный процесс, повысить интерес и мотивацию
учащихся к изучению иностранного языка;
7) Наглядность используется на всех этапах обучения для создания
речевого
образца
(произносительного,
интонационного,
лексико-
грамматического); создания смысловой опоры для построения всей цепи
высказывания; создания ситуации общения, стимулирующей высказывание.
Итак, наглядность помогает раскрыть сущность изучаемого языкового
явления, выступает в качестве основы, на которой строится обучение, а
также является ценным источником знаний о стране изучаемого языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и
практика обучения языкам / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Икар, 20009. –
448 с.
2.
Артёмов
В.А.
Психология
обучения
иностранным
языкам.
–
М.:
Просвешение, 1969. – 269 с.
3.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка : 70000 слов / С.И. Ожегов ; Ин-т
рус. яз. ; ред. Н.Ю. Шведова. – 23-е изд., испр. – М. : Рус. яз., 1991. – 916 с.
4.
Лялина Ю.Л. Использование интернет-ресурсов в обучении иностранным
языкам / Ю.Л. Лялина // Иностранные языки в школе. – 2017. – № 10. –
С.28-31.
5.
Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения : учеб. пособие для вузов.
– М. : Академия, 2009. – 183 с. : ил. – (Высшее профессиональное
образование) (Педагогические специальности). – Библиогр. в конце гл.