Авторы: Кристина Александровна Тарасова, Шебалкова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №150"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Технологическая карта речевого досуга в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №150»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО ДОСУГА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Подготовили воспитатели подготовительной группы:
Тарасова Кристина Александровна
Шебалкова Елена Сергеевна
Рязань, 2023
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Тема: «В стране правильной речи».
Цель занятия: развитие речи детей в ходе речевого досуга «В стране правильной речи»
Задачи занятия:
обучающие (дидактические):
- закрепить знания детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, буква,
гласный звук, согласный звук;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения;
- совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;
развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать у детей правильно произносить предложения;
воспитательные:
- создавать у детей положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать в детях самостоятельность, активность, уверенность в своих силах;
Подготовительная работа: занятия развитие речи детей дошкольного возраста.
Материалы и оборудования: картинки сказочных персонажей; пособия к речевым игам «Собери картинки», «Рассыпанные
слова», «Звуковые ручейки»; муляж тарелок, фруктов и овощей.
Планируемый результат занятия: дети получают положительно – эмоциональный настрой, развивают речь, закрепить знания
детей о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, буква, гласный звук, согласный звук.
Форма организации: стоя, сидя полукругом, стоя за столами.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ
№
Этапы,
продолжительно
сть
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, формы,
приемы
Предполагаемая
деятельность
детей
Планируемые
результаты
1.
Организационно
-мотивационный
этап
Формировани
е интереса у
детей
Ребята, давайте мы все вместе соберёмся и за
руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Ребята, а вы знаете, что такое речь? Речь – это
способность говорить.
-А из чего состоит наша речь?
-Разговариваем мы друг с другом при помощи
предложений.
-А как получаются предложения?
Из звуков образуются слоги; слоги собираются
в слова, а из слов получаются предложения.
Сегодня я вас приглашаю в страну правильной
речи. Много лет я живу в этой стране. И с
каждым днем жителей в ней становится все
больше и больше, поскольку все хотят
говорить правильно и красиво. Эта страна
волшебная, но в ней есть города с самыми
обычными названиями.
Организация
детей
Вопрос
Вопрос
Беседа
Дети собираются
Ответы детей
Ответы детей
У детей
формируется
интерес на
дальнейшую
деятельность
2.
Основной этап
2.1
Этап постановки
проблемы
Формировани
е детей о
предстоящей
работе
Буратино:
«Письмо»
- Здравствуйте, ребята! Я слышал, вы в
путешествие собираетесь. Я тоже очень
люблю путешествовать. Люблю разные
приключения. Я однажды убежал от папы
Карло и попал в страну Дураков. Мне там не
понравилось и я хочу с вами, но я мало знаю о
этой стране, возьмите меня с собой
пожалуйста.
Не переживай, Буратино
Ставит проблему
для детей
Чтение письма
Сюрпризный
момент
Внимательно
слушают
воспитателя
Формируется
представление о
дальнейшей
работе
Мы тебя возьмём с собой, и ты много узнаешь
о родной речи.
2.2
Этап
ознакомления с
материалом
Усвоение
учащимися
новых знаний
и способов
действий
В путешествии вас ждут непростые задания,
интересные встречи и, конечно же, задорные
игры.
- Итак, ребята, вы готовы отправиться в
путешествие?
Проверим вашу готовность!
Дидактическая игра «Разминка для ума»:
- Отгадайте слово. Оно начинается со звука [с]
или [сь].
- Высокое, стройное хвойное дерево? (сосна)
- Самая болтливая птица? (сорока)
- Ночная птица? (сова)
- Число, следующее за числом шесть? (семь)
- Очень полезная птица с жёлтой грудкой?
(сорока)
- Цвет моря? (синий)
- Усатая рыба? (сом)
- Что видим, когда спим? (сон)
- Насекомое, напоминающее вертолёт?
(стрекоза)
Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на
все вопросы. Можно отправляться в
путешествие. Дети занимают свои места на
стульчиках.
Объяснение
Вопрос
Проводит
дидактическую
игру «Разминка
для ума»
Оценка
Слушают
внимательно
воспитателя
-да
Играют в
дидактическую
игру
2.3
Этап
практического
решения
проблемы
Сформироват
ь у детей
самостоятель
ность при
выполнении
задании.
В гостях у Звукознайки (выставляется
картинка сказочного персонажа).
-Ребята, Звукознайка очень любит играть со
звуками и приготовил для вас игру.
- Ребята, нам нужно распределить предметы,
которые начинаются с гласного звука – в
красную коробочку, а с согласного звука – в
синюю.
Молодцы, ребята! Следующая остановка …
Объяснение
Оценка
Слушают
внимательно
воспитателя
Распределяют
предметы
Слушают
Дети активно
участвуют в
досуговой
деятельности,
выполняют
поставленные
задания и
участвуют в
2 остановка - Буквоград.
В гостях у Буквоешки (выставляется
картинка сказочного персонажа).
- Буквоешка хочет проверить, как вы знаете
буквы. Он придумал для вас необычные
загадки.
Дидактическая игра «Отгадай слово»
- Посмотрите внимательно на картинку. Что
несет в корзинке ежик? А что несёт в мешке
медведь?
- На самом деле вы не сможете точно ответить
на этот вопрос. Поскольку корзинка ежика
закрыта платочком, а мешок медведя завязан.
- Сейчас я раскрою вам эти секреты! В этом
мне помогут волшебные таблицы.
- Если ты узнать захочешь
Что в корзинке, что в мешке?
Зачеркни скорее буквы
Те, что встретишь ты по две.
А оставшиеся буквы
В слово ты скорей сложи
И тогда узнать ты сможешь
То, что спрятано внутри.
(читают «яблоки» и «грибы»)
Молодцы!
В гостях у Мальвины (выставляется картинка
сказочного персонажа).
- Посмотрите, нас встречает Мальвина. В
своей школе она всех учит читать слова.
Но, налетел ветер-озорник и переставил все
слоги в словах. Давайте соберем
рассыпанные слова.
Какие вы молодцы!
Дидактическая игра «Рассыпанные слова».
Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
«мо-ны-ли» и «на-ны-ба»
Что за чудо здесь слова?
Объяснение
Проведение
дидактической
игры «Отгадай
слово»
Художественное
слово
Оценка
Объяснение
Оценка
Объяснение
Художественное
слово
воспитателя
Играют в
дидактическую
игру
Слушают
внимательно
воспитателя
Выполняют
задание
Слушают
внимательно
воспитателя
Выполняют
задание
Слушают
внимательно
воспитателя
Выполняют
эстафете
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
- Чтобы задание было легче выполнять, на
доске есть картинки-подсказки.
Прочитайте слоги и назовите фрукты.
Продолжим прогулку.
Музыкальная игра «Ручейки-озёра»,
музыка Е. Тиличеевой.
Город Художников
Посмотрите, нас встречает художник Тюбик.
Тюбик очень любит фантазировать и
нарисовал необычное, загадочное животное.
- Как вы думаете, ребята, такое животное
существует?
Посмотрите и скажите, на каких животных
оно похоже? Чья голова? Чьи уши? Чьё
туловище? Чей хвост? Чьи лапы?
Молодцы, дети, разгадали загадки Тюбика.
А нам пора идти дальше.
7 остановка - улица Поэтов.
В гостях у Цветика.
- Нас встречает поэт Цветик.
Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!
На берегу росла сосна – а рядом с нею
… (сосны)
Горит прекрасная звезда – а рядом с нею
… (звезды)
Стал красным-красным помидор – а рядом
… (помидоры)
Вот гном один, вот гном второй – а вместе это
… (гномы).
Переулок Спортивный.
Вывешивание персонажа
Внимание, друзья! Эстафету объявляю я!
-Я приглашаю 2 команды по 5 человек.
Команды строятся в колонну.
Оценка
Объяснение
Объяснение
Вопрос
Вопрос
Оценка
Объяснение
Объяснение
Деление на две
задание
Играют в
музыкальную
игру
Слушают
внимательно
воспитателя
Отвечают на
вопросы
Слушают
внимательно
воспитателя
Дети выполняют
задание
Слушают
внимательно
Участвуют в
- По сигналу каждый игрок команды добегает
до стола, на котором разложены овощи и
фрукты. 1-я команда выбирает все, что нужно
для компота, а 2-я команда выбирает все, что
нужно для борща
-Молодцы! Справились с заданием
Спортакуса!
Город Писателей
Встреча с Бериляком
- Он придумал для вас игру.
Дидактическая игра «Правильно ли
это?» (работа с деформированным
предложением)
Я буду говорить вам неправильные фразы, а
вы должны будете сказать их правильно.
- Наступила весной. (Наступила весна).
- Засиять яркое солнце. (Засияло яркое солнце).
- Прилетели с юга птица. (Прилетели с юга
птицы).
- Она стали вить гнёзда и выводить
птенец. (Они стали вить гнёзда и выводить
птенцов).
Молодцы ребята!
команды
Оценка
Дидактическая
игра «Правильно
ли это»
Оценка
эстафете
дети
раскладывают
фрукты и овощи
на разные
подносы
выполняют
задание
3.
Заключительный
этап
- А наше путешествие по «Стране Правильной
речи» подошло к концу.
- Каждый из нас узнал, что – то новое сегодня,
и каждый показал свои знания и умения.
- А что вам понравилось больше всего в нашем
путешествии?
- Какие герои вам запомнились и чем?
- Кто в своих ответах был точнее?
рефлексия
Отвечают на
вопросы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
3. Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно – методическое пособие для педагогов
и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
4. Хрестоматия для дошкольников: Стихи, песенки, сказки, рассказы. –М.:Махаон, Азбука – Аттикус, 2015.
5. Теремкова Н.Э. Я учусь пересказывать.