Автор: Куянова Людмила Анатольевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Осиновка
Населённый пункт: Приморский край, Михайловский район, с. Осиновка
Наименование материала: тестовые задания
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Осиновка»
Михайловского муниципального района
Задания по формированию функциональной грамотности
на уроках обществознания
в 9-11 классах
Учитель истории и обществознания
Куянова Людмила Анатольевна
Пояснительная записка.
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
Функциональная грамотность - способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро
адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает приобретение знаний, развитие
познавательных и творческих способностей, в постоянном обогащении научными знаниями и в применении их на
практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений.
Взаимосвязь деятельности учителя и ученика на различных этапах формирования функциональной грамотности
происходит на разных этапах урока: целеполагания, планирования, принятия решения, выполнения, оценки результатов.
Обществоведческие знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины
мира. Важно показать значимость обществоведческих знаний, возможность их применения в жизни для сохранения
здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.
Функциональная грамотность учащихся может формироваться с помощью компетентностно-ориентированных
заданий, интегрированных заданий и информационных технологий.
В пособии предложены задания различного типа по формированию функциональной грамотности учащихся при
изучении обществознания, как критерию формирования учебно-познавательной компетентности.
Предложенные задания для учащихся способствуют развитию таких компетентностей как информационная,
коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников,
формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную
информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях.
Это способствует развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной
грамотности
учащихся,
обеспечивающей
личное
саморазвитие,
самостоятельность
в
приобретении
знаний,
формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы,
предприимчивость и креативность.
Обществоведческая грамотность - способность человека определять и понимать роль общества в мире, в котором он
живет, высказывать обоснованные обществоведческие суждения и использовать обществознание так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Задания с ответами
Примеры заданий
Ответы
9 - 11 класс
Статья 2 Конституции РФ раскрывает важнейшую сторону характеристики России как
правового государства, чём она заключается
Высшей ценностью провозглашаются человек,
его права и свободы.
Все остальные общественные ценности (в том
числе обязанности человека) такой
конституционной оценки не получили,
следовательно, располагаются по отношению к
ней на более низкой ступени и не могут ей
противоречить.
Данное положение является принципиальной
новеллой российского конституционализма:
ранее приоритет всегда имели государственные
интересы (отождествляемые с общественными).
Признание прав и свобод человека высшей
ценностью означает, что в случае коллизии прав
человека и других конституционно защищаемых
ценностей, в том числе и тех, которые относятся
к иным основам конституционного строя,
приоритет следует отдавать правам человека.
Согласно Конституции РФ‚ наша страна является правовым государством.
Выберите в приведённом ниже списке черты, характеризующие правовое государство,
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) верховенство закона
2) взаимная ответственность государства и граждан
3) обеспечение государственной поддержки семьи
4) укрепление обороноспособности страны
5) равноправие и равенство всех граждан перед законом
125
Согласно Конституции РФ наша страна является федеративным государством.
Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие федеративное
государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан
2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства
3) обеспечение государственной поддержки семьи
4) включение в состав равноправных субъектов
5) двухпалатная структура законодательного органа власти
45
Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина
РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право участвовать в управлении своим предприятием
2) право на свободу и личную неприкосновенность
3) право на личную и семейную тайну
4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства
5) право участвовать в отправлении правосудия
234
Что из перечисленного согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ
и субъектов Федерации? Запишите цифры, под которыми эти положения указаны.
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
34
Кто осуществляет государственную власть на территории Российской Федерации?
146
1) Федеральное собрание РФ
2) Администрация Президента РФ
3) Органы местного самоуправления
4) Суды Российской Федерации
5) Победившие на выборах политические партии
6) Правительство Российской Федерации
Что из перечисленного ниже относится к видам субъектов Российской Федерации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) республика
2) автономный край
3) автономный округ
4) автономная область
5) федеральный округ
134
Назовите две особенности Конституции Российской Федерации, отличающие ее от
других законов РФ. Поясните, в чем проявляется каждая особенность.
Особенности
Конституции РФ:
1) имеет высшую юридическую силу (законы и
другие правовые акты, принимаемые в РФ, не
могут противоречить Конституции РФ)
2) является законом прямого действия (в случае
отсутствия соответствующего закона или
правового акта действует положение
Конституции РФ)
3) особый порядок внесения изменений
(положения глав 1, 2, 9 могут быть пересмотрены
только созванным в соответствии с федеральным
конституционным законом Конституционным
Собранием РФ)
4) является основой для законодательства (все
нормативные правовые акты разрабатываются на
основе Конституции РФ)
в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством.
Стремится к созданию равных возможностей для
всех членов общества
Основные направления социальной политики
Российской Федерации как социального
правового государства конкретизированы в ч. 2
ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья
людей, установление гарантированного
минимального размера оплаты труда,
обеспечение государственной поддержки семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов и
пожилых граждан, развитие системы социальных
служб, пенсионного обеспечения, пособий и
иных гарантий социальной защиты
ст. 14 Конституции РФ, провозглашающая Россию светским государством.
Несмотря на особую, традиционно сильную роль
Русской православной церкви в жизни
российского общества, Конституция РФ
утверждает, что никакая религия в нашей стране
не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной, а все
религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом. Конституция
РФ прямо не устанавливает отделение школы от
церкви, однако этот признак светского характера
российского государства закреплен в отраслевом
законодательстве, в частности в Законе РФ от
10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и
доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-
ФЗ «О свободе совести и о религиозных
объединениях» с изм. и доп. В России
нормативно закреплен принцип светского
характера образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях;
религиозным организациям допустимо обучать
детей религии в таких учреждениях только вне
рамок образовательной программы по просьбе
родителей или лиц, их замещающих, с согласия
детей и по согласованию с соответствующим
органом местного самоуправления
С характеристиками российского государства
непосредственно связаны и конституционные
принципы функционирования (осуществления)
публичной власти: единство и разделение власти,
источник власти, формы осуществления власти,
признание местного самоуправления в качестве
самостоятельного уровня публичной власти и др.
Какие статьи Конституции можно отнести к конституционным принципам рыночной
экономики в России
(ст. 8, 9 Конституции РФ):
единство экономического пространства;
свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств; свободу экономической
деятельности и государственную поддержку
конкуренции; многообразие и равенство форм
собственности
Базовые принципы рыночной экономики,
закрепленные в гл. 1 Конституции РФ,
развиваются в других конституционных
положениях. Так, в развитие нормы о поддержке
конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции
запрещает экономическую деятельность,
направленную на монополизацию и
недобросовестную конкуренцию. Одним из
первых рыночных российских законов был Закон
РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках».
ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие
(плюрализм). С чем это связано?
Это связано с такими конституционными
правами и свободами, как свобода совести и
вероисповедания, свобода выражения мнений и
убеждений, свобода мысли и слова, свобода
информации, свобода творчества, право на
объединение, свобода собраний, митингов и
демонстраций и др.
В России никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной или
обязательной. Недопустимо идеологическое
преследование официально не одобряемых
направлений в науке, искусстве, религиозной
деятельности и т. п.
На идеологическом многообразии основывается
многообразие политическое, проявляющееся в
наличии разнообразных направлений
практической политической деятельности.
Важнейшая роль в этой деятельности
принадлежит политическим партиям и иным
общественным объединениям, преследующим те
или иные политические цели
Конституция РФ и действующее
законодательство формально-юридически
закрепляют в России многопартийную систему
(именно многопартийность является внешним
выражением политического плюрализма).
Закрепляя равенство политических партий и
общественных объединений перед законом, ч. 5
ст. 13 Конституции РФ определяет пределы
идеологического и политического плюрализма.
Демократическое государство не должно
допускать деятельность политизированных
институтов гражданского общества, стремящихся
изменить основы конституционного строя
неконституционным, насильственным путем.
Правовая государственность несовместима с
распространением в обществе фашистской,
расистской, антисемитской, антиисламской и
иных подобных идеологий.
Поэтому в России установлен ряд запретов на
создание и деятельность таких общественных
объединений, цели или действия которых
направлены на: насильственное изменение основ
конституционного строя; нарушение целостности
Российской Федерации; подрыв безопасности
государства; создание вооруженных
формирований; разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни.
Основные права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные,
принадлежащие каждому от рождения. Где отражаются в Конституции и что означают?
(ч. 2 ст. 17 Конституции РФ), т. е. они
существуют объективно, а не по воле
законодателя, являются не октроированными, не
дарованными государством (государство должно
их не устанавливать, а лишь признавать,
соблюдать и защищать как уже существующие)
Естественный характер основных прав и свобод
означает также, что они не могут быть не только
приобретены, но и переданы кому-либо, т. е.
являются неотчуждаемыми.
Характеризуя конституционно-правовой статус
личности, важно иметь в виду следующее.
Если правовой статус - это совокупность прав,
обязанностей, гарантий и ответственности
соответствующего субъекта правоотношений, то
конституционно-правовой статус личности — это
совокупность лишь основных (конституционных)
прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина;
нормы конституционного права устанавливают
основы правового статуса личности.
В ч. 1 ст. 32 Конституции РФ говорится о праве граждан РФ на участие в управлении
делами государства. Как это реализуется?
Реализуется через право граждан избирать и быть
избранными в органы государственной власти и
органы местного самоуправления, участвовать в
отправлении правосудия, поступать на
государственную службу (ч. 2, 4, 5 ст. 32)
В Конституции РФ говорится, об обязанностях человека и гражданина
Перечислите основные конституционные обязанности человека и гражданина
1) соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст.
15)
2) уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст.
17)
3) обязанность родителей заботиться о детях, их
воспитании и обязанность совершеннолетних
трудоспособных детей заботиться о своих
нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38
Конституции РФ, Семейный кодекс РФ)
4) обязанность каждого получить основное
общее образование и обязанность родителей или
лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов,
попечителей), обеспечить получение детьми
образования данного уровня (ч. 4 ст. 43
Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»)
5) заботиться о сохранении исторического и
культурного наследия, беречь памятники истории
и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, Основы
законодательства РФ о культуре, Федеральный
закон «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» и др.)
6) платить законно установленные налоги и
сборы (ст. 57 Конституции РФ, Налоговый кодекс
РФ)
7) сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам (ст.
58 Конституции РФ, Водный кодекс РФ, Лесной
кодекс РФ, Федеральные законы от 10.01.2002 №
7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от
14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых
природных территориях», от 24.04.1995 № 55-ФЗ
«О животном мире», Закон РФ от 21.02.1992 №
2395-1 «О недрах» и др.)
8) обязанность граждан Российской Федерации
защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ,
Федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об
обороне», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской
обязанности и военной службе», Федеральный
закон от 25.07.2002 «Об альтернативной
гражданской службе».
Конституция РФ закрепляет принципы федеративного устройства России
Перечислите и дайте их объяснение
Государственная целостность.
Данный принцип означает, в частности, единство
территории РФ, распространение суверенитета
РФ на всю территорию, единое экономическое
пространство, единое правовое пространство и т.
п
Единство системы государственной власти.
Это единство проявляется в единстве природы
власти (источник, цели деятельности),
однотипности в институциональной организации
власти на федеральном и региональном уровнях,
иерархии и взаимодействии различных органов
государственной власти и т. д.
Равноправие и самоопределение народов в
Российской Федерации и вытекающее отсюда
равноправие субъектов РФ.
Употребляемый в ч. З ст.5 Конституции РФ
термин «народы» может трактоваться в двух
значениях: во-первых, как представители
определенной этнической группы, проживающие
в различных составных частях России (чеченский
народ, татарский народ, народы финно-угорской
группы, белорусская диаспора, азербайджанская
диаспора, немцы, караимы и т. п.); во-вторых, как
все население, проживающее на определенной
территории без этнической, национальной
окраски (народ Дагестана, народ Самарской
области, жители Москвы и т. п.).
В любом случае принцип самоопределения
народов не может трактоваться как право выхода
какой-либо территории, из состава РФ:
Конституция прямо говорит о самоопределении
народов в Российской Федерации, следовательно,
народы, реализуя этот принцип, могут, в
частности, изменить статус субъекта РФ, на
территории которого они проживают,
объединиться с другим субъектом РФ или
разъединиться на несколько территорий, создать
национально-культурную автономию и т. п., но,
во-первых, в существующих границах РФ и, во-
вторых, не посягая на основы конституционного
строя России (форму правления, экономический
строй, идеологические, духовные основы и т. д.).
Принципиальной новеллой российского
конституционализма является положение о том,
что все субъекты РФ (республики, края, области,
города федерального значения, автономная
область и автономные округа) являются
равноправными, обладают одинаковым
юридическим статусом
Действующая Конституция РФ, определяя Президента в качестве главы государства (ч.
1 ст. 80), не содержит однозначного ответа на вопрос, к какой из традиционных ветвей
государственной власти относится Президент РФ. Однако системный анализ иных
конституционных положений (например, ст. 10 и ч. 1 ст. 11) и полномочий Президента
РФ позволяет заключить, что де-факто глава государства включен в систему
исполнительной власти (как и в большинстве государств мира)
Какой порядок существует при избрании президента РФ и прекращении его
полномочий?
Президент РФ избирается на основе всеобщего,
равного, прямого избирательного права при
тайном голосовании. Назначает выборы
Президента РФ Совет Федерации. Если он эту
обязанность не выполняет, то выборы назначает
Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК).
Активным избирательным правом на выборах
Президента РФ обладают граждане РФ,
достигшие на день голосования 18 лет, за
исключением недееспособных и находящихся в
местах лишения свободы по приговору суда. При
этом каждый избиратель независимо от каких-
либо цензов, пола, места проживания и т. п.
имеет один голос.
Кандидат в Президенты РФ должен отвечать
следующим требованиям: иметь гражданство РФ;
быть не моложе 35 лет;
постоянно проживать в Российской Федерации не
менее 25 лет
Президентом РФ, помимо общих ограничений
избирательных прав, не может быть избран
гражданин Российской Федерации, в отношении
которого вступил в силу приговор суда о
лишении его права занимать государственные
должности в течение определенного срока и этот
срок ко дню голосования не истек, а также на
досрочных выборах — гражданин Российской
Федерации, замещавший должность
Срок полномочий Президента РФ составляет
шесть лет, при этом одно и то же лицо не может
быть избрано Президентом более двух сроков
подряд.
Однако Президент РФ может прекратить
исполнение полномочий и досрочно.
Основаниями досрочного прекращения
полномочий являются: смерть; отставка, т. е.
добровольный уход с поста, являющийся
бесповоротным юридическим фактом; стойкая
неспособность по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия;
отрешение от должности.
Президент РФ обладает неприкосновенностью,
однако при определенных обстоятельствах он
может быть отрешен от должности, а после этого
— привлечен к ответственности (в том числе
уголовной). Конституционно установленная (ст.
93) процедура отрешения Президента РФ от
должности достаточно сложна.
Место Президента РФ в системе государственной власти России определяется
возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями
Перечислите основные функции:
Представительская функция: будучи главой
суверенного государства, Президент без каких-
либо дополнительных полномочий представляет
Российскую Федерацию как в международных
отношениях, так и внутри страны;
Функция гаранта Конституции РФ, прав и
свобод человека и гражданина, суверенитета,
независимости и государственной целостности
Российской Федерации;
Обеспечение согласованного функционирования
и взаимодействия органов государственной
власти различных ветвей и уровней;
Определение основных направлений внутренней
и внешней политики государства в соответствии
с Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами и федеральными
законами.
Конституция Российской - Федерации закрепляет основы конституционного строя
нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
Какие положения Конституции Российской Федерации подтверждают следующие
характеристики нашего, государства:
1) идеологическое многообразие
2) наличие условий для свободного предпринимательства
3) реализация принципа разделения государственной власти?
На основе положений Конституции сформулируйте по одному подтверждению каждой
характеристики.
1) идеологическое многообразие, например: глава
государства — Президент Российской Федерации
— избирается сроком на шесть лот гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании;
2) наличие условий для свободного
предпринимательства, например: в Российской
Федерации гарантируется единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых
средств, поддержка конкуренции, свобода
экономической деятельности / в Российской
Федерации признаются и защищаются равным
образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности;
3) реализация принципа разделения
государственной власти, например:
государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на
законодательную, исполнительную и судебную;
органы законодательной, исполнительной и
судебной власти самостоятельны/
государственную власть в Российской Федерации
осуществляют Президент Российской Федерации,
Федеральное Собрание,
Правительство Российской Федерации,
суды Российской Федерации.
Гражданин А работает водителем автобуса, получает фиксированную заработную
плату и уплачивает НДФЛ в размере 13%.
1.Какая форма зарплаты выплачивается гражданину А.?
2.Каковы преимущества данной формы заработной платы для работника?
3.К какому виду налогов по уровню бюджета относится НДФЛ?
4.Какие еще налоги относятся к тому же уровню? (приведите два примера таких
налогов).
1) оклад
2) наличие оклада является гарантией дохода,
рассчитать сумму дохода к получению на
следующий месяц не составляет труда
3) федеральный налог
4) акцизы, налог на прибыль организаций,
налог на добычу полезных ископаемых,
водный налог и др.
Супруги Светлана и Иван Ивановы живут в одной квартире с их двумя детьми, которые
учатся в школе; кроме того, с ними совместно ведут хозяйство родители Ивана и
бабушка Светланы. Перед очередными выборами в Государственную Думу Российской
1) восходящая вертикальная социальная
мобильность;
2) многопоколенная (расширенная) семья
Федерации Иван был повышен на работе и стал заместителем директора своей фирмы.
Какой вид социальной мобильности (по направленности) представлен в задании?
К какому типу (по составу) принадлежит семья Петровых?
Что является основанием для начала трудовых отношений между работником и
работодателем?
Через сколько лет назначаются выборы в Государственную Думу Российской
Федерации?
3) заключение трудового договора
4) 5 лет
Граждане Российской Федерации Ирина и Сергей до государственной регистрации
брака оформили брачный договор. После регистрация брака они приобрели
загородный дом, за который должны уплачивать налог на имущество физических лиц.
Решение о приобретении загородного дома Сергей принял единолично, Жена
согласилась с мужем, так как она уверена, что принятие важных решений является
обязанностью мужчины. Ирина занимается только тем, что считает «женскими»
обязанностями: воспитывает детей, ведёт домашнее хозяйство.
Сергей был избран главой городской администрации. Он уделяет внимание работе со
своими избирателями, старается учитывать их мнение при решении общественных
задач.
1.С какого момента брачный договор Ирины и Сергея вступил в силу?
2.К какому виду налогов/сборов (в зависимости от того, на какой территории они
обязательны к уплате) относится налог на имущество физических лиц?
3.К какому типу (в зависимости от характера отношений супругов) можно отнести
семью Сергея и Ирины?
4.Лидером какого типа (в зависимости способа легитимации (узаконения) власти
является глава городской администрации?
1) со дня государственной регистрации
заключения брака
2) местный налог
3) традиционная семья
4) рационально-легальный/легальный тип
лидерства
Государство Y поделено на 15 областей без права на своё законодательство,
государство поддерживает компании, которые строят школы, больницы. Образование в
школах направлено на сохранение здоровья учеников, ребята в школе рисуют картины,
для понимания которых нужна специальная подготовка.
1.Какова форма государственного (территориального) устройства государства Y?
Поясните функцию экономической деятельности, проиллюстрированную в тексте.
2.Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи?
(Приведите название этой тенденции.)
3.К какому типу (виду) культуры относятся картины, упомянутые в условии задания?
1) унитарное государство
2) государство производит общественные блага -
товары и услуги, которыми люди пользуются
совместно и которые не могут быть закреплены в
чьей-то частной собственности. Производство
общественных благ заключается в строительстве
дорог, обороне, содержании армии, развитии
науки, здравоохранения и образования
3) гуманизация
4) элитарная культура
Что из перечисленного по Конституции РФ относится к обязанностям человека и
гражданина? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) православное вероисповедание
2) уплата налогов и сборов
3) участие в выборах органов государственной власти
4) получение высшего образования
5) сохранение природы и окружающей среды
6) соблюдение Конституции и законов страны
256
Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гаран-
тированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на защиту чести и достоинства
2) право на отдых
3) право на выбор любой религии или атеизма
4) право на свободу экономической деятельности
5) право частной собственности
6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
245
Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не испо-
ведовать никакой
4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской
деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
246
Согласно Конституции, в РФ устанавливается верховенство закона в общественной
жизни. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее
многонациональный народ. Какие принципы конституционного строя отражаются в
этих положениях? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) республиканское правление
35
2) разделение властей
3) правовая государственность
4) идеологическое многообразие
5) демократизм
6) федерализм
Какие положения отражают основы конституционного строя РФ? Запишите цифры в
порядке возрастания, под которыми эти положения указаны.
1) Государство является демократическим федеративным правовым с республиканской
формой правления.
2) Хозяйственная жизнь определяется и направляется государственным народнохозяй-
ственным планом.
3) Вся власть принадлежит трудящимся города и деревни.
4) Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и сво-
бодные выборы.
5) Земля, ее недра, воды, леса, шахты, рудники являются государственной
собственностью.
6) Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
146
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
« _____(А) — отрасль, нормы которой регулируют имущественные и личные
неимущественные отношения. ________(Б) гражданского права являются физические
лица, ________(В), государство. Имущественные отношения затрагивают отношения
________(Г): отношения по поводу продажи, обмена, дарения и т. д. Основными
________(Д) гражданского права являются Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ,
другие ________(Е), например «О защите прав потребителей».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может
быть использовано только один раз. Выбирайте, последовательно одно слово за
другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке
слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
А
Б
В
Г
Д
Е
8
9
6
7
1
2
1) источники
2) законы
3) конституционное право
4) Трудовой кодекс РФ
5) объекты
6) юридические лица
7) собственность
8) гражданское право
9) субъекты
Перечислите признаки правового государства
1. Верховенство закона во всех сферах жизни
общества. 2. Деятельность органов правового
государства базируется на принципе разделения
властей на законодательную, исполнительную и
судебную.
3. Взаимная ответственность личности и
государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их
правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм,
заключающийся в свободном функционировании
различных партий, организаций, объединений,
действующих в рамках конституции, наличии
различных идеологических концепций, течений,
взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в
обществе.
Дайте определение понятиям.
1.Конституция -
2.Преступление -
3.Гражданское общество -
4.Референдум -
1.-основной закон страны
2.-общественно опасное деяние, запрещенное
уголовным правом
3.-совокупность отношений в сфере экономики,
культуры и пр., развивающихся в рамках
демократического общества независимо и
автономно от государства
4. -всенародное голосование граждан по
наиболее важным вопросам государственного
значения
Когда была принята первая Конституция в нашей стране?
в)
а) в декабре 1825 г.
б) 17 октября 1905 г.
в) 5 декабря 1936 г.
г) 7 октября 1977 г.
Укажите лишнее в ряду и почему?
1. Указ, Конституция, постановление, приказ.
2.Федеральное Собрание, Верховный Суд, Совет Федерации, Государственная Дума.
3.Совет Федерации, Правительство РФ, Глава муниципального образования,
Верховный Суд.
1. Конституция, т. к. это нормативный акт, все
остальные подзаконные акты.
2. Верховный Суд, т. к. все остальное — органы
законодательной власти.
3. Глава муниципального образования, т. к. он
представитель местного самоуправления.
Право личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой
называется __________.
свободой совести
Согласно Конституции РФ в России защищаются такие формы собственности, как
__________, __________, __________ и другие.
частная, государственная, муниципальная
Гарантом Конституции Российской Федерации является __________.
Президент
К формам непосредственной демократии относятся __________ и __________.
выборы и референдум
9 класс
Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют
1) принятие и реализацию внешнеполитических решений
2) управление объектами федеральной собственности
3) объявление амнистии
4) самостоятельное решение вопросов данной территории
4)
Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. Социальное государство обеспечивает свободу слова.
Б. Светское государство предполагает отсутствие государственной религии.
1) верно только А
2)
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Идеологическое и политическое многообразие называется
1) дуализмом
2) унитаризмом
3) плюрализмом
4) федерализмом
3)
Высшей ценностью согласно Конституции РФ является (-ются)
1) интересы государства
2) верховенство закона
3) нерушимость государственных границ
4) права и свободы человека
4)
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В
соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным,
правовым.
Декларируется реальное ___________ (А), частная ___________ (Б) находится под
защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами
собственности. Закреплен принцип разделения ___________ (В). Положения статей
главы 1 составляют основную характеристику российского __________ (Г). В ней
закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и
носителем суверенитета страны является ___________ (Д) России. Глава 2 Основного
закона России закрепляет права и обязанности ___________ (Е) и гражданина.
Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного
волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ___________ (Ж)».
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
1
2
4
5
8
7
9
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может
быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый
пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для
заполнения пропусков.
1) народовластие
2) собственность
3) инициатива
4) власть
5) государства
6) парламент
7) человек
8) народ
9) референдум
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из
предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство
гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных
________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства:
охрана труда и здоровья граждан; выплата минимальной заработной платы; поддержка
семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В
современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей.
Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства
закреплен действующей________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может
быть использовано только один раз. Выбирайте, последовательно одно слово за
другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке
слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальное неравенство
2) Конституция РФ
3) права и свободы
4) социальные привилегии
5) гарантии
6) общество
7) Декларация прав человека 8) обязанности
9) социальное равенство
А
Б
В
Г
Д
Е
6
3
8
5
9
2
Народ — источник власти
Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих -
1.План.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие
«народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки
зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как
принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть -
явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует
во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления,
обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.
...Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря
1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и
единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством
народовластия, т. е. демократическим государством...
Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является
выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не
деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни
было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих
собственных интересах.
(Горбунов В. П.
1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и
озаглавьте каждый из них.
2. Чем, согласно тексту, с юридической точки зрения является народ? В чем, по
мнению автора, проявляется социальная сущность власти? Что автор называет
«народным суверенитетом»? Назовите три признака народного суверенитета, которые
перечислены в тексте.
смысловые фрагменты:
1) компоненты понятия «народовластие»: народ
и власть
2) Российская Федерация - демократическое
государство
3) народ - верховный носитель власти
2.
1. принадлежность к данной группе людей в
рамках единого государства.
2. власть появляется вместе с возникновением
общества и существует во всяком социуме,
поскольку всякое общество требует управления,
обеспечивающегося разумными средствами,
включая и принуждение.
3.
1) народ, ни с кем не делит свою власть;
2) осуществляет её самостоятельно и независимо
от каких бы то ни было иных социальных сил
или корпораций;
3) использует её исключительно в своих
собственных интересах
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя
нашего государства, права и свободы человека и гражданина.
На основе положений Конституции объясните смысл следующих характеристик
нашего государства:
1) федеративное государство
2) установление правовых основ единого рынка
3) идеологическое многообразие (гарантии идеологического многообразия).
На основе положений Конституции сформулируйте по одному подтверждению каждой
характеристики.
1) федеративное государство (Российская
Федерация состоит из республик, краёв,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов –
равноправных субъектов Российской Федерации)
2) установление правовых основ единого
рынка (в Российской Федерации гарантируются
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержка конкуренции,
свобода экономической деятельности /в
Российской Федерации признаются и
защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные формы
собственности)
3) идеологическое многообразие (в Российской
Федерации никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной или
обязательной/общественные объединения равны
перед законом)
Подготовьте развернутый ответ по теме «Федеративное устройство России». Составьте
план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать
не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Конституция РФ о принципах федеративного
устройства РФ:
а) равноправие субъектов Федерации;
б) самоопределение народов;
в) государственная целостность;
г) единство системы государственной власти;
д) разграничение полномочий.
2. Субъекты РФ и их статус:
а) республики;
б) края, области, города федерального значения;
в) автономная область, автономные округа.
3. Разграничение полномочий между
законодательными органами РФ и субъектами
Федерации: а) ведение РФ;
б) совместное ведение; в) ведение субъектов РФ.
4. Государственный язык РФ и субъектов РФ.
5. Государственные символы РФ.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий
раскрыть по существу тему «Демократическая избирательная система»
Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно
раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в
1. Принципы демократических выборов:
а) прямые
б) равные
в) тайные
подпунктах
г) альтернативные
д) свободные
е) всеобщи.
2. Типы избирательных систем:
а) мажоритарная
б) пропорциональная
в) смешанная
3. Особенности мажоритарной избирательной
системы:
а) выдвижение конкретного человека в качестве
кандидата
б) возможно выдвижение беспартийных
кандидатов
в) голосование по одномандатным округам
г) возможен второй тур выборов и т.д.
4. Пропорциональная система и ее особенности:
а) голосование за партийные списки кандидатов
б) наличие избирательного барьера
в) единый избирательный округ по всей стране и
т.д.
5. Мажоритарно-пропорциональная (смешанная)
система в современной России.