Автор: Карюкина Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 7 лет
Учебное заведение: МДОУ №48 "Энергетик"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) г.Нерюнгри
Наименование материала: Занятие по патриотическому воспитанию в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в группе
общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Подготовила: Карюкина Татьяна Васильевна,
МДОУ №48 «Энергетик»
Тема: «Путешествие по России»
Цель: расширение представлений о России и ее символике. Развитие
патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о символике России;
обогащать и активизировать словарный запас детей;
закрепить понятия «слева», «справа», «посередине», «длинный»,
короткий», «высокий», «низкий»;
закрепить название транспорта;
закрепить знания о животных и птицах России.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое
мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать память и
внимание.
Воспитательные:
воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно.
воспитывать эмоционально-положительное отношение к Родине.
Методы: наглядный, словесный, игровой, продуктивный.
Приёмы: показ, рассказ воспитателя, педагогическая оценка, упражнения.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика,
зрительная гимнастика.
Словарная работа: Родина, Россия, патриот, перелетные птицы,
многоэтажный дом, россияне, нерюнгринцы.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, плоскостное
конструирование из геометрических фигур, разучивание пальчиковой
гимнастики, разучивание стихов о символике России.
Предварительная работа воспитателя: подготовка презентации;
подготовка призов для детей; изготовление атрибутов для выполнения
заданий.
Раздаточный материал: белый картон, полоски цветной бумаги разных
цветов, клей, кисточки, тарелочки для клея, клеенки, деревянные палочки.
Демонстрационный материал и оборудование: Проектор, слайдовая
презентация, карточки для игры «Повтори силуэт», куклы в национальных
одеждах, лепестки ромашки, резиновые игрушки, мольберт, магнитная доска,
иллюстрации президента, флага и герба России, якутские сувениры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте их
поприветствуем. (Дети здороваются)
Воспитатель: Здравствуйте, наши гости, здравствуйте мои маленькие
россияне! Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? (Ответы
детей) Ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое
имя – РОССИЯ! Давайте вместе повторим это слово – «Россия». И мы с вами
граждане России, а значит россияне.
– Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое
«Родина»? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем.
Родина у каждого человека одна.)
Воспитатель: Алиса нам приготовила стихотворение о Родине.
Стихотворение:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Ни одна
страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. А где мы с
вами можем увидеть нашу страну? (Ответы детей)
Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.)
Пальчиковая игра «Российская земля»
Посмотрю на карту я: (сделать очки, приставить к глазам)
Вот российская земля (вытягивают вперед прямые ладони)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Посмотрите как много места занимает территория России. Когда на одном
конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На
одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать
солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7
дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Ребята у нашей страны, как и в других странах есть народные символы,
которые напоминают нам нашу родину. Это мишка, цветок ромашки,
матрешка, белая береза, баранки, и самовар.
Воспитатель: Ребята, если бы мне дали возможность выбрать какой-нибудь
из этих символов, как вы думаете, что бы я выбрала? Я прочитаю вам загадку
и вы поймете, что мене больше по душе.
Загадка:
«Стоят в поле сестрички- желтый глазок, белые реснички» (Ответы
детей)
Да ребята, Белая ромашка – это истинно русский цветок. Вот только
РОМАШКА наша грустит… (На доске расположена жёлтая серединка
ромашки с грустным личиком, без лепестков)
Ах, это же проказник ветер сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей
нашей огромной стране. Надо бы Ромашке помочь. Ребятки, поможем
Ромашке
собрать
лепестки?
(- Да!) Тогда
предлагаю
отправиться
в
путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей
Ромашке.
Воспитатель: - Ребятки, Вы любите путешествовать, а на каком транспорте
можно отправиться в путешествие? (Ответы детей: на машине, на
самолете, на поезде, пешком, на корабле, на воздушном шаре...)
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который нас уже ждёт.
Дети цепляются друг за другом паровозиком, приговаривают слова:
Поезд наш по рельсам мчится
Дружно смотрим мы в окно,
Поезд наш остановился все мы вышли из него.
Воспитатель: Ребята смотрите впереди светофор. Кажется, он горит красным
цветом и кто-то машет нам. Это лесные звери, кажется у них что-то
случилось, давайте спросим в чем же дело? (Зверюшка шепчет на ушко
воспитателю)
Задача: «Собери вещи и развесь в правильном порядке»
Животные поблагодарили ребят, и мы поехали дальше.
Остановка: столица нашей Родины – Москва.
Воспитатель: Вот мы с вами прибыли в самое сердце России! Ребята, как
называется главный город нашей страны? (Город Москва) Как еще называют
этот город? столица нашей Родины. Давайте послушаем стихотворение про
Москву.
Ксюша:
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель Ребята, а почему город Москва - это главный город страны?
-Там живет президент.
Воспитатель: Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович
Путин)
Воспитатель: Что делает президент? (Он руководит нашей страной)
Воспитатель: Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной,
его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело,
поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека.
Посмотрите на портрет нашего президента В. В. Путина.
Воспитатель: В каждой стране есть государственные символы, по которым
узнают страну. Это - флаг и герб. Про герб России нам расскажет
стихотворение Анна Титова:
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Игра «Найди герб России»
Герб России – красивый и величественный. Золотой двуглавый орел на
красном щите означает единство и независимость страны, всадник – победу
добра над злом!
Игра «Найдите флаг России»
О российском флаге прочитает стихотворение Тимошенко Лиза:
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Белый цвет – ассоциируется с березкой, означает благородство; синий – неба
цвет, означает честность; красная полоска – солнечный рассвет, означает
смелость и великодушие.
Физминутка:
Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад.
Продуктивная деятельность «Изготовление российского флага»
Молодцы ребята, у вас получилось замечательные флажки, которые после
занятия вы сможете забрать с собой. А сейчас наше путешествие
продолжается. Далее мы продолжим путь на самолете, но прежде чем нам
лететь, мы с вами немножко разомнемся и поиграем.
Дети встают врассыпную, изображая самолет и проговаривают слова:
Самолет по небу мчится
Дружно смотрим мы в окно,
Самолет наш приземлился все мы вышли из него.
Пролетая над страной, мы встретили пролетающих мимо птиц.
Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: Дать название птицам, определить какие из них зимующие, а
какие перелетные птицы.
Остановка Якутия – город Якутск
Рассказать детям о народах севера, их образе жизни, занятиях, национальной
одежде, домашней утвари.
Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Ой
ребята, кажется я забыла куда нам нужно ехать, кто помнит в каком городе
мы с вами живет? (Нерюнгри) Ну конечно, Нерюнгри, а если мы живем в
Нерюнгри, то мы кто с вами? (Нерюнгринцы)
Остановка детский сад «Энергетик» - город Нерюнгри
Подведение итогов: Ребята вам понравилось наше путешествие? О чем мы с
вами беседовали? Что вы запомнили? Что вам понравилось больше всего?
Ребятки, любите свою Родину и гордитесь ею!!! Вы большие молодцы,
хорошо сегодня занимались и за это я хочу вам вручить сладкую награду.