Напоминание

Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»


Автор: Лебедева Светлана Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 31
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Патриотическое воспитание дошкольников
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание детей.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему :

«Сказочно - былинный жанр в литературе и в живописи»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей нашей России, с её

настоящими и былинными героями. Раскрыть героический характер русского народа через изучение

русских былин и сказок. Познакомить с творчеством русских художников В. М. Васнецова и К.

Васильева. Воспитывать патриотические чувства у детей, формировать творческие способности,

умение реализовывать свои замыслы.

Материал:

Предварительная работа:

• Чтение русских былин и сказок

• Рассматривание иллюстраций к книгам, изображением русских воинов

• Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря», составление

описательных рассказов о воинах

• Д\и «Собери богатыря в поход»

• Работа в тетрадях «История России»

• Просмотр м\ф «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня

Никитич», «Василиса Микулишна»

• Рисование героев русских сказок

• Д\и «Народные и авторские сказки»

Ход занятия:

- Ребята, вы любите сказки? Почему? (в них есть волшебство, злые и добрые герои, приключения

и т. д.)

- А как вы думаете, кто придумывает сказки? (авторы-писатели, простой народ)

- Мы говорим с вами «передается сказка из уст в уста» т. е. от одного человека к другому.

Воспитатель предлагает детям сесть и обратить свое внимание на картину «Боги Славян» из

альбома «История России».

- Почему же зародилась сказка?

Очень давно, много сотен лет назад русских людей называли славянами (росами, русичами, а

территорию России – Русью. Люди не верили в одного бога, а верили во множество богов, славяне

верили, что весь мир состоит из трех миров: верхнего (небесного, где жили только боги, среднего

(земного, где жили разные духи и сами люди, низшего (подземного, где обитали самые страшные и

злые существа.

Люди никак не могли по другому объяснить: почему идет дождь, почему сдохла корова или

заболела сестра.

Для того, чтобы в жизни складывалось все удачно люди придумали себе богов и духов. Духи

жили рядом с человеком, и дома, и в лесу, и в реке. Одни были добрые, другие злые или

пакостливые, шаловливые. Я думаю, что многих духов вы можете мне назвать.

- Игра «Вспомни и расскажи что-нибудь о своем духе» - дети по карточкам с

изображением сказочных духов и героев рассказывают о них.

- Постепенно человек стал понимать, что многое зависит от него самого, от его характера и его

труда. На Руси было принято Крещение, и люди стали верить в одного Бога. Но страх перед

природой заставлял верить людей в домовых, русалок, водяных и люди стали сочинять про

них сказки, придумывать волшебные истории.

- Вместе со сказками сочинялись и слагались в песни былины. Они никем не записывались, а так

же передавались гуслярами, баянами народу их уст в уста (просмотр видеосюжета «Песня баяна»).

Слово «былина» происходит от слова «быль», т. е., что было на самом деле (воспитатель

обращает внимание детей на выставку книг)

- Посмотрите внимательно на книги, иллюстрации в книжном уголке и скажите каких героев –

богатырей вы здесь узнаёте (дети по иллюстрации из книг называют былинных героев, варианты

ответов: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Василиса Микулишна, Никита

Кожемяка).

- Молодцы, ребята! Быстро определили героев и в этом нам помогли художники - иллюстраторы.

А самым первым и приданным мастером сказочно – былинного жанра был и остается великий

русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Именно он стал рисовать на своих полотнах героев

русских народных сказок и былин. Давайте рассмотрим некоторые из них (воспитатель предлагает

детям рассмотреть картины Васнецова и вспомнить сказки, былины). Продолжателем мастерства

Васнецова стал другой художник Константин Васильев, он создал целый цикл картин на тему «Русь

былинная» (воспитатель рассматривает открытки, картины этого художника и называет былины).

- Посмотрите, как живо и выразительно представлены герои былин и сказок на картинах этих

великих художниках. Но ведь и художники должны опираться на точные, достоверные факты. Они

должны знать, как одевались богатыри, какое оружие у них было. А в этом им и нам помогают

настоящие учёные – историки и археологи.

Удалось даже подтвердить археологическими раскопками, сто богатырские заставы

действительно существовали. Это были мощные земляные укрепления с частоколом на верху. На

таких заставах располагались дружины, которые несли дозор и препятствовали неожиданному

нападению. Из земли к нам попали остатки одежды и оружия русского воина.

- Давайте попытаемся назвать эти предметы одежды и оружия. Мы называем слово и добавляем к

нему постоянный эпитет, часто встречающий в былинах:

Меч – кладенец

Стрела – калёная

Лук – тугой

Тетива – шелковая

Плеточка – шелковая

Латы – кольчужные

Кольчуга – богатырская

Палица – булатная

Доспехи – ратные

Конь – буланый

Копье – длинное, острое

( педагог обращает внимание на костюм русского воина: шлем –кольчуга – плащ – меч – щит,

рассматривают его)

- Ребята, как называлась защитная рубаха из металлических колец? (кольчуга)

- А из металлических пластин? (латы)

- Как назывался головной убор русского витязя, сделанный из металла, кожи и украшенный

камнями? (шлем)

-Для чего служил воину плащ? (для укрытия от непогоды, для тепла)

- Из какого материала обычно делались щиты? (из коры деревьев, из дерева, кожи, обивали

металлом)

(Педагог предлагает поработать с одеждой воинов разных эпох. Дети из предложенных картинок

выбирают изображения воина богатыря, солдата царской армии и современного солдата нашей

Российской армии. Картинки распределяются на «Реке – времени» древность – старина – наше время.

Видео – загадки

- А сейчас я узнаю, как вы хорошо знаете русские былины (детям предлагается просмотреть

несколько видеосюжетов и узнать богатырей)

Варианты:

1. Алеша Попович и Тугарин Змей

2. Добрыня Никитич и Змей Горыныч

3. Илья Муромец и Соловей Разбойник

4. Илья Муромец и Идолище Поганое

5. Святогор

6. Садко

7. Василиса Микулишна

- Посмотрите, как много нечисти нападало на русскую землю: это и Змей Горыныч и Тугарин

Змей, Соловей Разбойник, Калин – царь.

- Как вы думаете, кого олицетворяли с этими героями?

- На Русь всегда нападали иноземцы, хотели захватить наши земли и превратить росичей в рабов.

Так было и в 1242 году. На Русь напали шведские и немецкие рыцари, но русские войска одержали

победу, победив врагов хитростью. Войска под предводительством князя Александра Невского

заманили тяжелых рыцарей на замершее озеро, и те провалились в воду и утонули.

С тех пор Александр Невский стал одним из самых почитаемых героев в России.

- Можно ли Александра Невского назвать богатырем? (ответы детей)

- Александр Невский сказал после победы : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Нам

чужой земли не надо, но и своей земли мы не отдадим»

- Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)

- Мы сегодня много говорили о подвиге русского народа, о сказочно – былинном жанре. Сейчас я

предлагаю вам всем составить коллаж

«Сказочно – былинный жанр» - что я узнал сегодня.

Каждый выбирает из предложенных картинок ту. Которая по его мнению подходит к нашей

сегодняшней теме и объясняет свой выбор (дети совместно с педагогом создают коллективную

работу – коллаж).

В конце занятия отметить активных детей, коллективное творчество. Предложить рассмотреть

коллаж.



В раздел образования