Автор: Лебедева Светлана Георгиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 31
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Патриотическое воспитание дошкольников
Тема: Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание детей.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Сказочно-былинный жанр в литературе и в живописи»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему :
«Сказочно - былинный жанр в литературе и в живописи»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с историей нашей России, с её
настоящими и былинными героями. Раскрыть героический характер русского народа через изучение
русских былин и сказок. Познакомить с творчеством русских художников В. М. Васнецова и К.
Васильева. Воспитывать патриотические чувства у детей, формировать творческие способности,
умение реализовывать свои замыслы.
Материал:
Предварительная работа:
• Чтение русских былин и сказок
• Рассматривание иллюстраций к книгам, изображением русских воинов
• Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря», составление
описательных рассказов о воинах
• Д\и «Собери богатыря в поход»
• Работа в тетрадях «История России»
• Просмотр м\ф «Илья Муромец», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня
Никитич», «Василиса Микулишна»
• Рисование героев русских сказок
• Д\и «Народные и авторские сказки»
Ход занятия:
- Ребята, вы любите сказки? Почему? (в них есть волшебство, злые и добрые герои, приключения
и т. д.)
- А как вы думаете, кто придумывает сказки? (авторы-писатели, простой народ)
- Мы говорим с вами «передается сказка из уст в уста» т. е. от одного человека к другому.
Воспитатель предлагает детям сесть и обратить свое внимание на картину «Боги Славян» из
альбома «История России».
- Почему же зародилась сказка?
Очень давно, много сотен лет назад русских людей называли славянами (росами, русичами, а
территорию России – Русью. Люди не верили в одного бога, а верили во множество богов, славяне
верили, что весь мир состоит из трех миров: верхнего (небесного, где жили только боги, среднего
(земного, где жили разные духи и сами люди, низшего (подземного, где обитали самые страшные и
злые существа.
Люди никак не могли по другому объяснить: почему идет дождь, почему сдохла корова или
заболела сестра.
Для того, чтобы в жизни складывалось все удачно люди придумали себе богов и духов. Духи
жили рядом с человеком, и дома, и в лесу, и в реке. Одни были добрые, другие злые или
пакостливые, шаловливые. Я думаю, что многих духов вы можете мне назвать.
- Игра «Вспомни и расскажи что-нибудь о своем духе» - дети по карточкам с
изображением сказочных духов и героев рассказывают о них.
- Постепенно человек стал понимать, что многое зависит от него самого, от его характера и его
труда. На Руси было принято Крещение, и люди стали верить в одного Бога. Но страх перед
природой заставлял верить людей в домовых, русалок, водяных и люди стали сочинять про
них сказки, придумывать волшебные истории.
- Вместе со сказками сочинялись и слагались в песни былины. Они никем не записывались, а так
же передавались гуслярами, баянами народу их уст в уста (просмотр видеосюжета «Песня баяна»).
Слово «былина» происходит от слова «быль», т. е., что было на самом деле (воспитатель
обращает внимание детей на выставку книг)
- Посмотрите внимательно на книги, иллюстрации в книжном уголке и скажите каких героев –
богатырей вы здесь узнаёте (дети по иллюстрации из книг называют былинных героев, варианты
ответов: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Василиса Микулишна, Никита
Кожемяка).
- Молодцы, ребята! Быстро определили героев и в этом нам помогли художники - иллюстраторы.
А самым первым и приданным мастером сказочно – былинного жанра был и остается великий
русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Именно он стал рисовать на своих полотнах героев
русских народных сказок и былин. Давайте рассмотрим некоторые из них (воспитатель предлагает
детям рассмотреть картины Васнецова и вспомнить сказки, былины). Продолжателем мастерства
Васнецова стал другой художник Константин Васильев, он создал целый цикл картин на тему «Русь
былинная» (воспитатель рассматривает открытки, картины этого художника и называет былины).
- Посмотрите, как живо и выразительно представлены герои былин и сказок на картинах этих
великих художниках. Но ведь и художники должны опираться на точные, достоверные факты. Они
должны знать, как одевались богатыри, какое оружие у них было. А в этом им и нам помогают
настоящие учёные – историки и археологи.
Удалось даже подтвердить археологическими раскопками, сто богатырские заставы
действительно существовали. Это были мощные земляные укрепления с частоколом на верху. На
таких заставах располагались дружины, которые несли дозор и препятствовали неожиданному
нападению. Из земли к нам попали остатки одежды и оружия русского воина.
- Давайте попытаемся назвать эти предметы одежды и оружия. Мы называем слово и добавляем к
нему постоянный эпитет, часто встречающий в былинах:
Меч – кладенец
Стрела – калёная
Лук – тугой
Тетива – шелковая
Плеточка – шелковая
Латы – кольчужные
Кольчуга – богатырская
Палица – булатная
Доспехи – ратные
Конь – буланый
Копье – длинное, острое
( педагог обращает внимание на костюм русского воина: шлем –кольчуга – плащ – меч – щит,
рассматривают его)
- Ребята, как называлась защитная рубаха из металлических колец? (кольчуга)
- А из металлических пластин? (латы)
- Как назывался головной убор русского витязя, сделанный из металла, кожи и украшенный
камнями? (шлем)
-Для чего служил воину плащ? (для укрытия от непогоды, для тепла)
- Из какого материала обычно делались щиты? (из коры деревьев, из дерева, кожи, обивали
металлом)
(Педагог предлагает поработать с одеждой воинов разных эпох. Дети из предложенных картинок
выбирают изображения воина богатыря, солдата царской армии и современного солдата нашей
Российской армии. Картинки распределяются на «Реке – времени» древность – старина – наше время.
Видео – загадки
- А сейчас я узнаю, как вы хорошо знаете русские былины (детям предлагается просмотреть
несколько видеосюжетов и узнать богатырей)
Варианты:
1. Алеша Попович и Тугарин Змей
2. Добрыня Никитич и Змей Горыныч
3. Илья Муромец и Соловей Разбойник
4. Илья Муромец и Идолище Поганое
5. Святогор
6. Садко
7. Василиса Микулишна
- Посмотрите, как много нечисти нападало на русскую землю: это и Змей Горыныч и Тугарин
Змей, Соловей Разбойник, Калин – царь.
- Как вы думаете, кого олицетворяли с этими героями?
- На Русь всегда нападали иноземцы, хотели захватить наши земли и превратить росичей в рабов.
Так было и в 1242 году. На Русь напали шведские и немецкие рыцари, но русские войска одержали
победу, победив врагов хитростью. Войска под предводительством князя Александра Невского
заманили тяжелых рыцарей на замершее озеро, и те провалились в воду и утонули.
С тех пор Александр Невский стал одним из самых почитаемых героев в России.
- Можно ли Александра Невского назвать богатырем? (ответы детей)
- Александр Невский сказал после победы : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Нам
чужой земли не надо, но и своей земли мы не отдадим»
- Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)
- Мы сегодня много говорили о подвиге русского народа, о сказочно – былинном жанре. Сейчас я
предлагаю вам всем составить коллаж
«Сказочно – былинный жанр» - что я узнал сегодня.
Каждый выбирает из предложенных картинок ту. Которая по его мнению подходит к нашей
сегодняшней теме и объясняет свой выбор (дети совместно с педагогом создают коллективную
работу – коллаж).
В конце занятия отметить активных детей, коллективное творчество. Предложить рассмотреть
коллаж.