Автор: Калищук Екатерина Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ № 33 им. В. И. Герасимова"
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: Обновлённый ФГОС
Раздел: начальное образование
ОБНОВЛЕННЫЙ ФГОС НОО:
СОДЕРЖАНИЕ,
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Доклад подготовила
учитель начальных классов
Калищук Екатерина Олеговна
Вопросы реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов – актуальная тема для педагогических коллективов образовательных
учреждений, позволяющая решить задачу повышения доступности качественного
образования, соответствующего современным потребностям педагогов и обучающихся.
ФГОС – это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от
сельской школы до МГУ, который обеспечивает: - единство образовательного
пространства Российской Федерации; - преемственность основных образовательных
программ всех уровней образования в Российской Федерации (предполагается, что
каждый ученик на предыдущем уровне обучения получает все знания, необходимые для
перехода на следующий). В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской
Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –
Закон № 273-ФЗ)
Стандарт включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,
финансовым, материально-техническим условиям; - результатам освоения основных
образовательных программ.
В основу разработки ФГОС третьего поколения положена целевая установка,
предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития
российского образования.
Главной особенностью обновленного ФГОС заявлена конкретизация требований к
обучающимся, так как результаты обучения на предыдущих этапах были недостаточно
детализированы. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные
и предметные. В обновленном ФГОС все виды результатов усилены и
систематизированы. Усиление проявляется в конкретизации формулировок и их четкой
классификации.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу
начального общего образования, является системнодеятельностный подход (п. 40, ФГОС
НОО).
Ядром обновленного ФГОС является ориентация на признание ценности базовых
знаний и на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими
универсальными способами учебной деятельности.
Принципиальным отличием ФГОС НОО является ориентир на формирование
функциональной грамотности.
В стандарте появилось содержание образования. Его определяют утвержденные
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
примерные рабочие программы по предметам, составляющие научно-методические
сопровождение ФГОС. Разработчики стандарта декларируют, что отбор содержания в
обновленном формате происходил с учетом традиционного подхода и новых требований к
учебно-воспитательному процессу, а также требований органов контроля к
образовательным процедурам.
2
Обновленный ФГОС НОО определяет требования к условиям реализации
общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство
возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места
жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше
возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя
передовое оборудование. В документе закрепляется инклюзивный характер
образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к
инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Условия реализации обновленных ФГОС определены таким образом, чтобы
полностью обеспечить участников образовательных отношений всем необходимым для
достижения оговоренных результатов. Для этих целей в процессе образования
необходимо:
- использование современных технологий;
- обновление содержания, методик, технологий образовательной программы; -
постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных
учреждений;
- информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;
- обмен опытом между образовательными учреждениями. Начальная школа
закладывает фундамент всего общего образования и во многом определяет дальнейшее
успешное развитие ребенка на протяжении всего обучения в школе.
Безусловно, ключевую роль здесь играет учитель начальных классов. Обновленный
ФГОС НОО призван стать для него направляющим руководством для достижения новых
профессиональных вершин в вопросах воспитания и обучения будущих поколений.
Обновленный
ФГОС
разработан
с
учетом
региональных,
национальных
и
этнокультурных особенностей:
- инновационной экономики;
- стратегии научно-технологического развития;
- ориентирован на изучение цивилизационного наследия России.
Цели обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
- обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской
Федерации; - обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального
математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных
и социальных наук; - повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных
граждан России на основе традиционных российских духовно - нравственных и
культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной
идеологии;
-
повышение
качества
преподавания
русского
языка,
литературы,
отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий; - сохранение
глубины и фундаментальности отечественного образования
Что касается конкретных изменений в обновленном ФГОС НОО по сравнению со
старыми: обновленный стандарт требует, чтобы содержание Основной образовательной
программы
было
вариативным.
Это
значит,
что
школы
всё
больше
должны
ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ
в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность программы
3
тремя способами. Согласно новым стандартам в школах с 1 по 9 класс будет обязательное
преподавание финансовой грамотности. Она не будет выделена в отдельный предмет. В
начальной школе элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в Математику
и окружающий мир.
В обновленных стандартах подробнее описывают результаты освоения программы,
определяют
чёткие
требования
к
предметным
результатам
по
каждой
учебной
дисциплине. В частности конкретизировали предметные результаты по каждому модулю
ОРКСЭ.
Унифицировали требования к рабочим программам. На уровне НОО больше не нужно
указывать
состав
участников
образовательных
отношений
и
общие
подходы
к
организации внеурочной деятельности.
Требования к рабочим программам формируются с учетом рабочей программы
воспитания
и
содержат
указание
на
возможность
использования
электронных
образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно
содержат форму проведения занятия
На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. В старых стандартах
деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО
стандарт не закреплял предметы и модули.
В обновленном стандарте закрепили, что изучение родного и второго иностранного
языков можно организовывать, если есть условия в школе и заявление родителей.
Уменьшили объём часов аудиторной нагрузки и объём внеурочной деятельности.
Изменили структуру содержательного раздела Основной Общеобразовательной
программы. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Ранее норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не
было. Сейчас закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных
технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно
обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на
территории школы и за ее пределами.
Закрепили
возможность
и
правила
деления
учеников
на
группы.
Теперь
образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с
углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом
успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического
здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей.
Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете
каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме.
Дополнительно можно предоставить электронную версию
4
Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не
обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. При
разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а
затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним.
Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты.
Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже,
чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе
проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан
систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не
указано.
Обновленные
стандарты
должны
обеспечить
единство
образовательного
пространства России; вариативность содержания образовательных программ; применение
методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и
психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья; развитие
личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для
адекватной ориентации в окружающем мире; благоприятные условия воспитания и
обучения; единство учебной и воспитательной деятельности; формирование культуры
непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни;
Разумное и безопасное использование цифровых технологий; формирование
российской гражданской идентичности; личностное развитие обучающихся, в том числе
гражданское,
патриотическое,
духовно
-нравственное,
эстетическое,
физическое,
трудовое, экологическое воспитание; формирование у школьников системных знаний о
месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности,
культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и
формирование представлений о современной России.
Обновленный
стандарт
устанавливает,
что
реализовывать
его
должны
квалифицированные
педагогические
работники,
которые
отвечают
требованиям
профстандарта.
Для
решения
задач
нового
стандарта
нужен
новый
учитель:
рефлексивный, чуткий к изменениям настроения ученика и готовый меняться сам. А
новые учителя - это мы с вами, дорогие коллеги!
5