Напоминание

Обновлённый ФГОС


Автор: Калищук Екатерина Олеговна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ № 33 им. В. И. Герасимова"
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: Обновлённый ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




ОБНОВЛЕННЫЙ ФГОС НОО:

СОДЕРЖАНИЕ,

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Доклад подготовила

учитель начальных классов

Калищук Екатерина Олеговна

Вопросы реализации обновленных федеральных государственных образовательных

стандартов – актуальная тема для педагогических коллективов образовательных

учреждений, позволяющая решить задачу повышения доступности качественного

образования, соответствующего современным потребностям педагогов и обучающихся.

ФГОС – это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от

сельской школы до МГУ, который обеспечивает: - единство образовательного

пространства Российской Федерации; - преемственность основных образовательных

программ всех уровней образования в Российской Федерации (предполагается, что

каждый ученик на предыдущем уровне обучения получает все знания, необходимые для

перехода на следующий). В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Российской

Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее –

Закон № 273-ФЗ)

Стандарт включает в себя требования к:

- структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению

обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой

участниками образовательных отношений) и их объему;

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым,

финансовым, материально-техническим условиям; - результатам освоения основных

образовательных программ.

В основу разработки ФГОС третьего поколения положена целевая установка,

предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития

российского образования.

Главной особенностью обновленного ФГОС заявлена конкретизация требований к

обучающимся, так как результаты обучения на предыдущих этапах были недостаточно

детализированы. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные

и предметные. В обновленном ФГОС все виды результатов усилены и

систематизированы. Усиление проявляется в конкретизации формулировок и их четкой

классификации.

Научно-методологической основой для разработки требований к личностным,

метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу

начального общего образования, является системнодеятельностный подход (п. 40, ФГОС

НОО).

Ядром обновленного ФГОС является ориентация на признание ценности базовых

знаний и на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими

универсальными способами учебной деятельности.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является ориентир на формирование

функциональной грамотности.

В стандарте появилось содержание образования. Его определяют утвержденные

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

примерные рабочие программы по предметам, составляющие научно-методические

сопровождение ФГОС. Разработчики стандарта декларируют, что отбор содержания в

обновленном формате происходил с учетом традиционного подхода и новых требований к

учебно-воспитательному процессу, а также требований органов контроля к

образовательным процедурам.

2

Обновленный ФГОС НОО определяет требования к условиям реализации

общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство

возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места

жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше

возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя

передовое оборудование. В документе закрепляется инклюзивный характер

образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к

инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Условия реализации обновленных ФГОС определены таким образом, чтобы

полностью обеспечить участников образовательных отношений всем необходимым для

достижения оговоренных результатов. Для этих целей в процессе образования

необходимо:

- использование современных технологий;

- обновление содержания, методик, технологий образовательной программы; -

постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных

учреждений;

- информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов;

- обмен опытом между образовательными учреждениями. Начальная школа

закладывает фундамент всего общего образования и во многом определяет дальнейшее

успешное развитие ребенка на протяжении всего обучения в школе.

Безусловно, ключевую роль здесь играет учитель начальных классов. Обновленный

ФГОС НОО призван стать для него направляющим руководством для достижения новых

профессиональных вершин в вопросах воспитания и обучения будущих поколений.

Обновленный

ФГОС

разработан

с

учетом

региональных,

национальных

и

этнокультурных особенностей:

- инновационной экономики;

- стратегии научно-технологического развития;

- ориентирован на изучение цивилизационного наследия России.

Цели обновления Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

- обеспечение единого образовательного пространства на территории Российской

Федерации; - обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального

математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных

и социальных наук; - повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных

граждан России на основе традиционных российских духовно - нравственных и

культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной

идеологии;

-

повышение

качества

преподавания

русского

языка,

литературы,

отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий; - сохранение

глубины и фундаментальности отечественного образования

Что касается конкретных изменений в обновленном ФГОС НОО по сравнению со

старыми: обновленный стандарт требует, чтобы содержание Основной образовательной

программы

было

вариативным.

Это

значит,

что

школы

всё

больше

должны

ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ

в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность программы

3

тремя способами. Согласно новым стандартам в школах с 1 по 9 класс будет обязательное

преподавание финансовой грамотности. Она не будет выделена в отдельный предмет. В

начальной школе элементы знаний по этой тематике будут интегрированы в Математику

и окружающий мир.

В обновленных стандартах подробнее описывают результаты освоения программы,

определяют

чёткие

требования

к

предметным

результатам

по

каждой

учебной

дисциплине. В частности конкретизировали предметные результаты по каждому модулю

ОРКСЭ.

Унифицировали требования к рабочим программам. На уровне НОО больше не нужно

указывать

состав

участников

образовательных

отношений

и

общие

подходы

к

организации внеурочной деятельности.

Требования к рабочим программам формируются с учетом рабочей программы

воспитания

и

содержат

указание

на

возможность

использования

электронных

образовательных ресурсов. Рабочие программы внеурочной деятельности дополнительно

содержат форму проведения занятия

На уровне НОО конкретизировали учебные предметы и модули. В старых стандартах

деление предметов и курсов по предметным областям было другим. На уровне НОО

стандарт не закреплял предметы и модули.

В обновленном стандарте закрепили, что изучение родного и второго иностранного

языков можно организовывать, если есть условия в школе и заявление родителей.

Уменьшили объём часов аудиторной нагрузки и объём внеурочной деятельности.

Изменили структуру содержательного раздела Основной Общеобразовательной

программы. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Ранее норм об электронных средствах обучения и дистанционных технологиях не

было. Сейчас закрепили использование электронных средств обучения, дистанционных

технологий. Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, нужно

обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам на

территории школы и за ее пределами.

Закрепили

возможность

и

правила

деления

учеников

на

группы.

Теперь

образовательную деятельность можно реализовывать в группах по-разному, в том числе с

углубленным изучением отдельных предметных областей, предметов – с учетом

успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического

здоровья, пола, общественных и профессиональных целей детей.

Ввели новые требования к форме учебных пособий. Теперь, если обеспечиваете

каждого ученика учебным пособием, надо предоставить его в печатной форме.

Дополнительно можно предоставить электронную версию

4

Изменили требования к рабочей программе воспитания. Теперь она может, но не

обязана включать модули. Главное – описать четыре обязательных раздела. При

разработке новых рабочих программ воспитания сначала ориентируйтесь на ФГОС, а

затем на примерные программы воспитания и методические рекомендации к ним.

Из ФГОС НОО убрали нормы об учениках с ОВЗ и умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), так как для них действуют отдельные стандарты.

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже,

чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе

проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан

систематически повышать квалификацию. Как часто он должен это делать, теперь не

указано.

Обновленные

стандарты

должны

обеспечить

единство

образовательного

пространства России; вариативность содержания образовательных программ; применение

методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и

психического развития, а также на сохранение и укрепление здоровья; развитие

личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач для

адекватной ориентации в окружающем мире; благоприятные условия воспитания и

обучения; единство учебной и воспитательной деятельности; формирование культуры

непрерывного образования и саморазвития на протяжении всей жизни;

Разумное и безопасное использование цифровых технологий; формирование

российской гражданской идентичности; личностное развитие обучающихся, в том числе

гражданское,

патриотическое,

духовно

-нравственное,

эстетическое,

физическое,

трудовое, экологическое воспитание; формирование у школьников системных знаний о

месте РФ в мире, а также о её исторической роли, территориальной целостности,

культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и

формирование представлений о современной России.

Обновленный

стандарт

устанавливает,

что

реализовывать

его

должны

квалифицированные

педагогические

работники,

которые

отвечают

требованиям

профстандарта.

Для

решения

задач

нового

стандарта

нужен

новый

учитель:

рефлексивный, чуткий к изменениям настроения ученика и готовый меняться сам. А

новые учителя - это мы с вами, дорогие коллеги!

5



В раздел образования