Авторы: Черемшанова Виктория Витальевна, Романова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 7
Населённый пункт: Мурманская область г Мончегорск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».
Раздел: дошкольное образование
Выступление из опыта работы
«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и
воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
и в подготовке их к обучению грамоте».
Учитель – логопед: Романова Ю.С.
Воспитатель: Черемшанова В.В.
Декабрь 2023
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими
нарушения речи, во многом зависит от правильного организованного взаимодействия
логопеда, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и
других специалистов. Каждый из них, решая свои задачи, должен принять участие в
формировании
и
закреплении
правильных
речевых
навыков
у
детей,
развитии
сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации
образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий,
способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей
детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на решение следующих
задач:
- создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию личности и
коррекции психофизических недостатков детей;
- снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в речевом общении;
-
обучение
правильному
произношению,
умению
говорить
внятно,
отчетливо,
выразительно и неторопливо;
- выработка у детей умения модулировать свой голос;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи в
соответствии с возрастной нормой;
- коррекция и развитие моторной сферы;
- осуществление всесторонней подготовки к обучению в школе, формирование
положительной мотивации учебной деятельности у детей;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками
ДОУ.
B основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие
принципы:
- комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;
- единства диагностики и непосредственно коррекционно-педагогического процесса;
сотрудничества между воспитателем и логопедом, педагогами и детьми;
-
учета
интересов
всех
участников
коррекционно-педагогического
процесса;
дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.
В понятие «Звуковая культура речи» входят не только правильное произношение, но и
культура речепроизнесения (отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп
речи, её громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи-
необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте.
Н
аиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются
игровые технологии, в частности – дидактические игры. С их помощью у детей
формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно
выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и
активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная
речь.
Для реализации задач звукового анализа в совместной деятельности с детьми
используем дидактические игры Лото «Определи первый звук» (Цель игры: упражнять
детей в выделении первого звука в слове) , «Цепочка слов» (Цель игры: упражнять детей в
выделении первого и последнего звука в слове), «Найди место звука в слове» (Цель игры:
упражнять детей в выделении звука в слове), «Поезд» (Цель игры: учить детей определять
количество слогов в словах), «А у нас в домике» (Цель игры: упражнять детей в подборе
слов с определённым звуком).
Учитель-логопед систематически информирует воспитателей групп о продвижении
детей в речевом развитии, а воспитатели, ориентируясь на консультации учителя-логопеда
осуществляют
контроль
за
соблюдением
единого
речевого
режима
во
время
образовательной деятельности, во время режимных моментов.
Также хотим представить опыт использования развивающих игр и пособий В.В.
Воскобовича в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного
возраста. Развивающие игры В.В. Воскобовича универсальны, многофункциональны,
включение этих игр в
коррекционно-образовательную работу позволяет поддерживать
интерес детей к обучению на протяжении всего занятия. Их можно использовать в
индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
1. Геоконт
Задачи:
- автоматизацию заданного звука;
- ориентировка в пространстве.
Игровая ситуация: поможем Китёнку Тимошке назвать правильно слова со звуком
Л. Задание: слушай внимательно и называй картинку.
2. «Придумай слово на заданный звук и собери фигуры»
Задачи:
- автоматизация заданного звука;
- развитие мелкой моторики.
Материал и оборудование: «Чудо крестики».
Игровая ситуация: Слонику необходимо помочь придумать слова с заданным
звуком и собрать фигуры.
3. «Звуковик»
Задачи:
- учить выделять звук на фоне слова;
- развитие мышления.
Материал и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»/ «Мини Ларчик»,
набор «Разноцветные кружки», Кармашки (3 шт.), персонаж «Слоник Ляп-Ляп».
Игровая ситуация: Слонику необходимо помочь найти звук в слове.
Задание: три квадрата обозначают начало, середину и конец слова. Ребёнку
предлагается картинка, нужно определить. где «спрятался» звук в названии картинки: в
начале, середине или в конце слова и на этой части разместить кружок.
Представляем игру «Путешествие по лесу».
В игре участвуют подгруппа детей. Каждый ребёнок выбирает себе героя для
путешествия. Во время прогулки по лесу дети выполняют много речевых заданий, таких
как:
- назови животных и птиц;
- назови среди них хищников;
- посчитай животных;
- кто где спрятался и др.
Первое задание направлено на развитие словарного запаса у детей «Найди и назови
животных и птиц».
Второе задание следующее: назвать среди животных и птиц хищников.
Третье задание направлено на развитие грамматического строя речи у детей. Игра
«Парочки» или «Один -много».
Дети ищут одинаковых животных, называют их и соединяют верёвочками. Если
животные расположены далеко – используем длинные верёвочки, если близко- короткие
верёвочки.
Следующее задание направлено на развитие слоговой структуры слова у детей.
Предложить разделить слово СИНИЦА. Под картинкой выложить столько кружков,
сколько слогов в слове.
На полянке мы встретили ёжика. Он просит помочь сделать звуко-буквенный
анализ слов (Лиса, волк). Ёжик не может найти животных и птиц, начинающих на звук Л
(лось, ласка); начинающих на звук В (волк, ворон).
Давайте поможем ёжику определить первый звук в названии животных и птиц.
Поставим по картинками определённый кружок. (например: синица – первый звук Сь,
согласный, мягкий звук -зелёный кружок. Ворон -первый звук В – согласный, твёрдый
звук, синий кружок.
На тропинке повстречалась белка, которая искала орешки в шишках. Давайте
посчитаем сколько шишек у белки. Это задание направлено на правильное соотношение
существительного с числительным.
Следующее задание «Лепестки», направленное на развитие словарного запаса.
Подбери к слову БЕЛКА, слова признаки, сколько лепестков, столько слов-признаков
(шустрая, дикая, забавная, пушистая, маленькая и т.д.).
В лесу наши герои встречают большое дерево. Предлагается поиграть в игру
«Прятки», направленную на развитие использования предлогов в речи у детей.
Где сидит сова? (на ветке дерева), где сидит заяц? (у дерева), где спрятался
медведь? (за деревом), где летает ворон? (над деревом) и т.д.
Таким образом, использование развивающих дидактических игр в образовательной
работе с дошкольниками способствует более быстрому и эффективному преодолению
речевых недостатков у детей: развитию связной речи, грамматического строя речи. При
этом образовательный процесс становится более увлекательным.
И наше выступление хочется закончить словами А.С. Макаренко, который игре
придавал большое значение.
«У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить.
Надо не только дать ему время поиграть,
но пропитать игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – игра».