Напоминание

«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».


Авторы: Черемшанова Виктория Витальевна, Романова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ 7
Населённый пункт: Мурманская область г Мончегорск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление из опыта работы

«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и

воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

и в подготовке их к обучению грамоте».

Учитель – логопед: Романова Ю.С.

Воспитатель: Черемшанова В.В.

Декабрь 2023

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими

нарушения речи, во многом зависит от правильного организованного взаимодействия

логопеда, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и

других специалистов. Каждый из них, решая свои задачи, должен принять участие в

формировании

и

закреплении

правильных

речевых

навыков

у

детей,

развитии

сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации

образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий,

способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей

детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающая деятельность направлена на решение следующих

задач:

- создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию личности и

коррекции психофизических недостатков детей;

- снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в речевом общении;

-

обучение

правильному

произношению,

умению

говорить

внятно,

отчетливо,

выразительно и неторопливо;

- выработка у детей умения модулировать свой голос;

- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

- формирование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи в

соответствии с возрастной нормой;

- коррекция и развитие моторной сферы;

- осуществление всесторонней подготовки к обучению в школе, формирование

положительной мотивации учебной деятельности у детей;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками

ДОУ.

B основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие

принципы:

- комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;

- единства диагностики и непосредственно коррекционно-педагогического процесса;

сотрудничества между воспитателем и логопедом, педагогами и детьми;

-

учета

интересов

всех

участников

коррекционно-педагогического

процесса;

дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.

В понятие «Звуковая культура речи» входят не только правильное произношение, но и

культура речепроизнесения (отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп

речи, её громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи-

необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте.

Н

аиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются

игровые технологии, в частности – дидактические игры. С их помощью у детей

формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно

выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и

активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная

речь.

Для реализации задач звукового анализа в совместной деятельности с детьми

используем дидактические игры Лото «Определи первый звук» (Цель игры: упражнять

детей в выделении первого звука в слове) , «Цепочка слов» (Цель игры: упражнять детей в

выделении первого и последнего звука в слове), «Найди место звука в слове» (Цель игры:

упражнять детей в выделении звука в слове), «Поезд» (Цель игры: учить детей определять

количество слогов в словах), «А у нас в домике» (Цель игры: упражнять детей в подборе

слов с определённым звуком).

Учитель-логопед систематически информирует воспитателей групп о продвижении

детей в речевом развитии, а воспитатели, ориентируясь на консультации учителя-логопеда

осуществляют

контроль

за

соблюдением

единого

речевого

режима

во

время

образовательной деятельности, во время режимных моментов.

Также хотим представить опыт использования развивающих игр и пособий В.В.

Воскобовича в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного

возраста. Развивающие игры В.В. Воскобовича универсальны, многофункциональны,

включение этих игр в

коррекционно-образовательную работу позволяет поддерживать

интерес детей к обучению на протяжении всего занятия. Их можно использовать в

индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

1. Геоконт

Задачи:

- автоматизацию заданного звука;

- ориентировка в пространстве.

Игровая ситуация: поможем Китёнку Тимошке назвать правильно слова со звуком

Л. Задание: слушай внимательно и называй картинку.

2. «Придумай слово на заданный звук и собери фигуры»

Задачи:

- автоматизация заданного звука;

- развитие мелкой моторики.

Материал и оборудование: «Чудо крестики».

Игровая ситуация: Слонику необходимо помочь придумать слова с заданным

звуком и собрать фигуры.

3. «Звуковик»

Задачи:

- учить выделять звук на фоне слова;

- развитие мышления.

Материал и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»/ «Мини Ларчик»,

набор «Разноцветные кружки», Кармашки (3 шт.), персонаж «Слоник Ляп-Ляп».

Игровая ситуация: Слонику необходимо помочь найти звук в слове.

Задание: три квадрата обозначают начало, середину и конец слова. Ребёнку

предлагается картинка, нужно определить. где «спрятался» звук в названии картинки: в

начале, середине или в конце слова и на этой части разместить кружок.

Представляем игру «Путешествие по лесу».

В игре участвуют подгруппа детей. Каждый ребёнок выбирает себе героя для

путешествия. Во время прогулки по лесу дети выполняют много речевых заданий, таких

как:

- назови животных и птиц;

- назови среди них хищников;

- посчитай животных;

- кто где спрятался и др.

Первое задание направлено на развитие словарного запаса у детей «Найди и назови

животных и птиц».

Второе задание следующее: назвать среди животных и птиц хищников.

Третье задание направлено на развитие грамматического строя речи у детей. Игра

«Парочки» или «Один -много».

Дети ищут одинаковых животных, называют их и соединяют верёвочками. Если

животные расположены далеко – используем длинные верёвочки, если близко- короткие

верёвочки.

Следующее задание направлено на развитие слоговой структуры слова у детей.

Предложить разделить слово СИНИЦА. Под картинкой выложить столько кружков,

сколько слогов в слове.

На полянке мы встретили ёжика. Он просит помочь сделать звуко-буквенный

анализ слов (Лиса, волк). Ёжик не может найти животных и птиц, начинающих на звук Л

(лось, ласка); начинающих на звук В (волк, ворон).

Давайте поможем ёжику определить первый звук в названии животных и птиц.

Поставим по картинками определённый кружок. (например: синица – первый звук Сь,

согласный, мягкий звук -зелёный кружок. Ворон -первый звук В – согласный, твёрдый

звук, синий кружок.

На тропинке повстречалась белка, которая искала орешки в шишках. Давайте

посчитаем сколько шишек у белки. Это задание направлено на правильное соотношение

существительного с числительным.

Следующее задание «Лепестки», направленное на развитие словарного запаса.

Подбери к слову БЕЛКА, слова признаки, сколько лепестков, столько слов-признаков

(шустрая, дикая, забавная, пушистая, маленькая и т.д.).

В лесу наши герои встречают большое дерево. Предлагается поиграть в игру

«Прятки», направленную на развитие использования предлогов в речи у детей.

Где сидит сова? (на ветке дерева), где сидит заяц? (у дерева), где спрятался

медведь? (за деревом), где летает ворон? (над деревом) и т.д.

Таким образом, использование развивающих дидактических игр в образовательной

работе с дошкольниками способствует более быстрому и эффективному преодолению

речевых недостатков у детей: развитию связной речи, грамматического строя речи. При

этом образовательный процесс становится более увлекательным.

И наше выступление хочется закончить словами А.С. Макаренко, который игре

придавал большое значение.

«У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить.

Надо не только дать ему время поиграть,

но пропитать игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – игра».



В раздел образования