Автор: Сергеева Венера Муллахметовна
Должность: преподаватель вокально - хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г.Набережные Челны
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Функции учреждений детских школ искусств как института социализации детей и подростков
Раздел: дополнительное образование
Функции учреждений детских школ искусств как института
социализации детей и подростков
Сергеева В.М.,
Преподаватель вокально - хоровых дисциплин
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г.Набережные Челны
Работа в учрежденияхдетских школ искусств имеет определенную
специфику, которая связана с особенностями функций этих учреждений в
системе
работы
по
формированию
разносторонне
развитой
личности
гражданина России. И если среднее образование все дети получают в
одинаковом объёме, который определяется государственным стандартом, то
дополнительное
образование
реализуется
индивидуально
в
силу
его
многообразия
и
вариативности.Онипозволяют
лучше
организовать
внеклассную и внешкольную работу учащихся.
Детские школы искусствсоздают равные стартовые возможности для
каждого ребенка, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и
их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального
развития.Данные учреждения охватывают 83% детей[2].
В детских школах искусств неисчерпаемы возможности создания ситуации
успеха для каждого ученика, сочетания видов организации его досуга с
различными формами образования в таких сферах, как деятельность, общение и
самопознание. Обучающиеся не только раскрывают свои таланты, но и
получают поддержку, признание и уважение. Участие в мероприятиях
позволяет учащимся увидеть связь между теорией и практикой, приобрести
жизненный опыт, в практической деятельности в полной мере реализуется
сочетание знания - умения - навыки, проявляется детское творчество и
инициатива. Мероприятия носят открытый и гибкий характер. Они могут быть
как
поэтапными
(школьные
–
городские
–
межрегиональные
–
республиканские), так и предусматривать участие сразу на всероссийских
международных уровнях. Это позволяет ребенку всесторонне раскрыться,
проявить творческие способности, повысить свою самооценку.
Социализация личности - двусторонний процесс, при котором, с одной
стороны, она усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки,
присущие обществу и социальным группам, в которые входит, а с другой, — в
процессе социализации она активно воспроизводит систему социальных связей
и социальный опыт. Социализация детей и подростков в учреждении детских
школ искусств — это диалектический процесс приобретения опыта социальных
отношений и освоения новых социальных ролей, формирование готовности к
социальным действиям в сфере социальных отношений, направленной на
социально значимое преобразование окружающей среды, инициативность,
творчество, самостоятельность, результативность действий.
Необходимость изучения проблемы социализации детей и подростков в
учреждениях детских школ искусстввозрастает в связи с приобретением ими
большей автономности — отделенности от школы и других социальных
институтов, а также в связи с усилением принципа добровольности участия в
их работе детей и подростков.
Исследователи при изучении детских школ искусств выделяют функции,
определяющие
его
содержание:
ценностно-ориентационную,
коммуникативную,
социально-адаптационную,
психотерапевтическую,
профориентационную, рекреационную, культурообразующую (А.К. Бруднов);
социальную, педагогическую и методическую (О.Е. Лебедев), образовательные
и социально-педагогические (А.В. Золотарева)[3].
Образовательная функция
– включают в себя функции обучения,
воспитания и развития детей.
Обучение
-
это
процесс
удовлетворения
детьми
их
различных
образовательных потребностей в форме особого рода интеллектуальных,
психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять и
развивать знания, которые он получает в общеобразовательной школе, услуг,
предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, или тех, которые не
находят применения в школе или других образовательных учреждениях. В
современных учреждениях детских школ искусств детей обучение ведется по
самым разным предметам, в соответствии с реализуемыми направленностями.
К обучающим функциям также относится функция допрофессиональной
и начальной профессиональной подготовки, которая организуется в разных
вариантах.
Социально-педагогические
функции
способствуют
реализации
образовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей
деятельности
учрежденийдетских
школ
искусств,
в
том
числе
целей
социального становления детей.
К социально-педагогическим функциям относятся функции: социальной
поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую и др.
В культурно-досуговой деятельности учреждений детских школ искусств
имеет место широкая интегративность и вариативность: эта деятельность
может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит
активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей
общения, развлечений, отдыха, творчества.
Особенностью детских школ искусств детей и подростков можно выделить
– специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение
этих учреждений является для ребенка добровольным, то есть исключает
обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что
отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования,
приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным
выбором
ребенком
содержания
предметной
деятельности,
длительности
участия
в
жизни
того
или
иного
детского
объединения.
Так
как
многочисленные учреждений предлагают различные услуги, здесь наиболее
ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители
выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения заказчик
– исполнитель создают предпосылки для выбора предметной направленности
деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда
возникает такая специфическая черта учреждений детских школ искусств как
постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит
для педагога возможность реализовать образовательную программу.
Таким образом, учреждения детских школ искусств детей можно
охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс
воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение
этих учреждения для детей и подростков заключается в создании условий для
свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля
дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи
способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный
характер
образовательного
процесса,
его
направленность
на
развитие
мотивации
личности
к
познанию
и
творчеству,
профессиональное
самоопределение детей, их самореализацию.
Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования
является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой
личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений детских
школ искусств необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и
неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в
процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.
Список литературы
1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития /
В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационный технологий, 2010. – 606 с.
2. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития/ В.А. Березина. - М.: Инфра-М, 2016. - 132 с.
3. Буйлова, Л.Н. Дополнительное образование детей в современной школе /
Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Образование в современной школе. - 2010. - №3.
- С. 21-23.
4. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного
образования детей: Учебное пособие / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г.
Крылова и др. – М.: Академия, 2017. – 240с.
5. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие
/О.Е.Лебедев. – М.: Владос, 2019. – 254с.