Напоминание

Игры-эксперименты для интеллектуального развития дошкольника


Автор: Гурова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-детский сад №14"
Населённый пункт: Город
Наименование материала: метадическая разработка
Тема: Игры-эксперименты для интеллектуального развития дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только он может открыть

себя миру и мир для себя. Детство нам дано для того, чтобы мы играли. Сегодня

одной из задач дошкольного возраста является стремление ребенка

реализовывать себя в разных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти

и применять знания и умения.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей

дошкольного возраста, становятся игры – эксперименты. Для каждого возрастного

периода следует подбирать игры соответствующие ведущей игровой деятельности. В

младшем дошкольном возрасте – это игры предметного содержания, так как

познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и

манипуляций с ними. Основное действие для ребенка – это манипуляция с

определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр

заключается в закреплении культурно – гигиенических умений и навыков, навыков

здорового образа жизни. Например щетка (зубная, для волос, одежда и т.д.) Подбери

щетку для того, что бы убрать со стола. Попробуй это сделать при помощи щетки –

расчески. Скажи, какая из этих щеток больше подходит ?

В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше

напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5-

летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или

цепочке экспериментальных действий или предлагается роль, которая позволит ребенку

экспериментировать в заданных условиях. Игры в этом возрасте имеют широкий,

познавательный контекст. Ребенок должен получить ответы в игре на интересующие его

вопросы.

Для детей старшего дошкольного возраста игры- эксперименты ориентированы на

исследовательскую деятельность, обеспечивающую

как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая прак-

тика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и

представления в систему знаний, установить простейшие причино-следственные связи,

сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при

косвенном участии взрослого.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях

быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в

первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить

самостоятельно и творчески.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,

постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые

сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского

поведения.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность

ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между

явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как

будто бесцельное(процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого

дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по

цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные

действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской

деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде

ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность

вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами,

осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить

свои представления о какой-либо сфере жизни.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира

благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом

возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и

видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника,

так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к

окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На

протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное

значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс

усвоения знаний, умений, навыков. Познавая окружающий мир, ребенок стремится не

только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и

т.п.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность

познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической

деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют

познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в

которых раскрывается содержание данного объекта.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности:

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру,

занятия, прогулку, сон. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую

очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной

частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода

работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Например,

наблюдение

за

весенним

пробуждением

природы

не

связано

с

экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд

(например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но

экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи

двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков

наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой —

экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует

развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо

прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время

обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об

увиденном. «Если знания есть — то и слову честь».

Так дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий

начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая

речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или

признавать правоту своего соседа.

Связь

детского

экспериментирования

с

изобразительной

деятельностью

тоже

двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее

будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем

глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он

передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов

деятельности

одинаково

важны

развитие

наблюдательности

и

способность

регистрировать увиденное.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных

математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает

необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это

придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их

осознанию.

Экспериментирование

связано

и

с

другими

видами

деятельности —

чтением

художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи

выражены не столь сильно.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками,

можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения

детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом

повышения самостоятельности ребенка.

Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию

речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда ведут

непрерывный

разговор

с

детьми.

Такая

организация

совместной

деятельности

пробуждает к творческой активности, стимулирует речевые высказывания детей,

способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными

персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной

функции речи детей.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт

детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети знакомятся с

родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными

оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно

включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и

явлений развивается словарь.

В ходе проведения экспериментальной деятельности задача воспитателя состоит в

том, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать

свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни (грамматический

строй речи).

В каждом виде исследовательской деятельности предусматривалось решение

речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов,

разгадывание загадок, проговаривание скороговорок и чистоговорок.

Что в свою

очередь способствует совершенствованию звуковой культуры речи.

Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе

экспериментирования.

Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с

просьбами; «Как это сделать? Давайте сделаем так. Давайте посмотрим, что будет,

если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-

рассуждение.

Дети расспрашивают своих родителей и педагогов об интересующем их вопросе,

они с удовольствием рассказывают о своих открытиях, тем самым обмениваются

знаниями и опытом, что в свою очередь способствует формированию связной речи.

Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику

информации, просят прочитать взрослых. Им нравятся занятия, где вместе со взрослыми

они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.

Алгоритм организации детского экспериментирования

сформировали так — ребенок совместно с взрослым учится:

1. Видеть и выделять проблему.

2. Принимать и ставить цель.

3. Решать проблемы.

4. Анализировать объект или явление.

5. Выделить существенные признаки и связи.

6. Сопоставлять различные факторы.

7. Выдвигать гипотезы, предложения.

8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

9. Осуществлять эксперимент.

10. Делать вывод.

В процессе экспериментальной деятельности активно используют:

художественное слово (чтение отрывков из художественных произведений,

загадывание загадок, чтение стихов, заучивание считалок).

театрализованная

деятельность

(работа

в

«лаборатории»,

встреча

с

волшебником, путешествия).

рассказы

беседы

решение проблемных ситуаций

наблюдения

игры (дидактические, словесные и др.)

В нашей работе опытно-экспериментальная деятельность непосредственно связана с

такой познавательной областью, как коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех

этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода

опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Проведение опытно-

экспериментальной деятельности сопровождается сопряжённой речью, каждый ребёнок

проговаривает своих действий. Умение ребенка четко выразить свою мысль облегчает

проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников в ДОУ.

Работая в дошкольном учреждении мы стремимся искать новые подходы для

интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей

жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы

диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и

воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной

проблемы, является детское экспериментирование, который относится к познавательно-

речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий

потенциал. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит,

видит и делает сам.

Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:

живая природа:

характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие

живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.

неживая природа:

воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.

человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы.

Методы и приёмы работы:

наблюдения, трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации

результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристическике беседы,

(сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)

Формы работы:

наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии.

В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой

неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между

собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода

открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и

способствует развитию гибкости мышления.

Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные

способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами

действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как

нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам,

побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко

выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного

психологического развития.

Приборы и оборудование для мини-лабораторий:

- приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала, термометры,

бинокли, весы, песочные часы.

- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки,

сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,

стекло, металл, керамика).

- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья,

семена, спилы дерева и т.д.

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и

др.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),

мерные ложки, резиновые груши и др.;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и

прозрачные стекла, сито и др.

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента,

побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива,

способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение

оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.

Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.Главное, создать

воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего

мира.



В раздел образования