Автор: Гурова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-детский сад №14"
Населённый пункт: Город
Наименование материала: метадическая разработка
Тема: Игры-эксперименты для интеллектуального развития дошкольника
Раздел: дошкольное образование
Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только он может открыть
себя миру и мир для себя. Детство нам дано для того, чтобы мы играли. Сегодня
одной из задач дошкольного возраста является стремление ребенка
реализовывать себя в разных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти
и применять знания и умения.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей
дошкольного возраста, становятся игры – эксперименты. Для каждого возрастного
периода следует подбирать игры соответствующие ведущей игровой деятельности. В
младшем дошкольном возрасте – это игры предметного содержания, так как
познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и
манипуляций с ними. Основное действие для ребенка – это манипуляция с
определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр
заключается в закреплении культурно – гигиенических умений и навыков, навыков
здорового образа жизни. Например щетка (зубная, для волос, одежда и т.д.) Подбери
щетку для того, что бы убрать со стола. Попробуй это сделать при помощи щетки –
расчески. Скажи, какая из этих щеток больше подходит ?
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше
напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5-
летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или
цепочке экспериментальных действий или предлагается роль, которая позволит ребенку
экспериментировать в заданных условиях. Игры в этом возрасте имеют широкий,
познавательный контекст. Ребенок должен получить ответы в игре на интересующие его
вопросы.
Для детей старшего дошкольного возраста игры- эксперименты ориентированы на
исследовательскую деятельность, обеспечивающую
как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая прак-
тика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющие у него знания и
представления в систему знаний, установить простейшие причино-следственные связи,
сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при
косвенном участии взрослого.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях
быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в
первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить
самостоятельно и творчески.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,
постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые
сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность
ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между
явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как
будто бесцельное(процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого
дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по
цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные
действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской
деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде
ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность
вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами,
осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить
свои представления о какой-либо сфере жизни.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира
благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом
возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и
видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника,
так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к
окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На
протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное
значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс
усвоения знаний, умений, навыков. Познавая окружающий мир, ребенок стремится не
только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и
т.п.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность
познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической
деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют
познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в
которых раскрывается содержание данного объекта.
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности:
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру,
занятия, прогулку, сон. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую
очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной
частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода
работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента.
Например,
наблюдение
за
весенним
пробуждением
природы
не
связано
с
экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд
(например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но
экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи
двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков
наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой —
экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует
развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо
прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время
обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об
увиденном. «Если знания есть — то и слову честь».
Так дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий
начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая
речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или
признавать правоту своего соседа.
Связь
детского
экспериментирования
с
изобразительной
деятельностью
тоже
двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее
будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем
глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он
передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов
деятельности
одинаково
важны
развитие
наблюдательности
и
способность
регистрировать увиденное.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает
необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это
придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их
осознанию.
Экспериментирование
связано
и
с
другими
видами
деятельности —
чтением
художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи
выражены не столь сильно.
Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками,
можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения
детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом
повышения самостоятельности ребенка.
Игры-занятия по экспериментированию являются одновременно и играми по развитию
речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций в играх-занятиях всегда ведут
непрерывный
разговор
с
детьми.
Такая
организация
совместной
деятельности
пробуждает к творческой активности, стимулирует речевые высказывания детей,
способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует диалог с игрушечными
персонажами или со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной
функции речи детей.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети знакомятся с
родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными
оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно
включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и
явлений развивается словарь.
В ходе проведения экспериментальной деятельности задача воспитателя состоит в
том, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать
свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни (грамматический
строй речи).
В каждом виде исследовательской деятельности предусматривалось решение
речевых задач: подбор определений к различным словам, упражнения в подборе слов,
разгадывание загадок, проговаривание скороговорок и чистоговорок.
Что в свою
очередь способствует совершенствованию звуковой культуры речи.
Дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе
экспериментирования.
Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с
просьбами; «Как это сделать? Давайте сделаем так. Давайте посмотрим, что будет,
если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-
рассуждение.
Дети расспрашивают своих родителей и педагогов об интересующем их вопросе,
они с удовольствием рассказывают о своих открытиях, тем самым обмениваются
знаниями и опытом, что в свою очередь способствует формированию связной речи.
Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику
информации, просят прочитать взрослых. Им нравятся занятия, где вместе со взрослыми
они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Алгоритм организации детского экспериментирования
сформировали так — ребенок совместно с взрослым учится:
1. Видеть и выделять проблему.
2. Принимать и ставить цель.
3. Решать проблемы.
4. Анализировать объект или явление.
5. Выделить существенные признаки и связи.
6. Сопоставлять различные факторы.
7. Выдвигать гипотезы, предложения.
8. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
9. Осуществлять эксперимент.
10. Делать вывод.
В процессе экспериментальной деятельности активно используют:
художественное слово (чтение отрывков из художественных произведений,
загадывание загадок, чтение стихов, заучивание считалок).
театрализованная
деятельность
(работа
в
«лаборатории»,
встреча
с
волшебником, путешествия).
рассказы
беседы
решение проблемных ситуаций
наблюдения
игры (дидактические, словесные и др.)
В нашей работе опытно-экспериментальная деятельность непосредственно связана с
такой познавательной областью, как коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех
этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода
опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Проведение опытно-
экспериментальной деятельности сопровождается сопряжённой речью, каждый ребёнок
проговаривает своих действий. Умение ребенка четко выразить свою мысль облегчает
проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи.
Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников в ДОУ.
Работая в дошкольном учреждении мы стремимся искать новые подходы для
интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей
жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы
диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и
воспитания. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной
проблемы, является детское экспериментирование, который относится к познавательно-
речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий
потенциал. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит,
видит и делает сам.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:
живая природа:
характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие
живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
неживая природа:
воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы.
Методы и приёмы работы:
наблюдения, трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации
результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристическике беседы,
(сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)
Формы работы:
наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой
неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между
собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода
открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и
способствует развитию гибкости мышления.
Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные
способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами
действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как
нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам,
побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко
выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного
психологического развития.
Приборы и оборудование для мини-лабораторий:
- приборы-помощники: лупы, компас, магниты, микроскопы, зеркала, термометры,
бинокли, весы, песочные часы.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки,
сита, лопатки, формочки, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса,
стекло, металл, керамика).
- природный материал: желуди, шишки, камешки, глина, песок, ракушки, перья, мох, листья,
семена, спилы дерева и т.д.
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и
др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл),
мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, сито и др.
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента,
побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива,
способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение
оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.
Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.Главное, создать
воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего
мира.