Автор: Кузнецова Инна Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 24 имени С.И.Климакова
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Разработка урока литературы
Тема: "Темные силы в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Раздел: полное образование
ТЕМА: Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Цель урока: Проанализировать образы Мастера и Маргариты, обобщить материал по изучению романа
М.Булгакова, выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку
героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся
чувства ответственности за все добро и зло, совершенное на земле; умение определять свой
собственный выбор в жизни
Ход урока:
1.
Орг.момент
1.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы встретились с миром душевной пустоты, корысти, пошлости, равнодушия. Мы
характеризовали с вами образ Воланда.
На сегодняшнем уроке мы будем говорить, на мой взгляд, о самом сокровенном в романе, о самом
вечном в жизни человеческого общества: о мужчине и женщине. Какова должна быть их связь, что
должен значить мужчина для женщины и женщина для мужчины? Это один из основных вопросов, на
который пытается дать ответ М. Булгаков. Тема нашего урока «Мастер и Маргарита» (запись в
тетрадь). Сегодня на уроке мы с вами проанализируем образы Мастера и Маргариты, обобщим
материал по изучению романа М.Булгакова, выясним главную идею романа.
1.
Актуализация опорных знаний
Тема мужчины и женщины в литературе не нова. Вспомните, в каких ранее изученных произведениях
звучит эта тема? (JI.H. Толстой и его бессмертная «Война и мир». Идеал семьи, идеал мужа и жены -
Наташа Ростова и Пьер Безухов. Шекспир «Ромео и Джульетта»).
У А. С. Пушкина есть такие слова: «Любовь несет жизнеутверждающее начало, не требующее
обязательств». Но Булгаков идет дальше, сюжет любви двух людей он окрашивает в философские
тона. Что же может противостоять стихии жизни? На этот вопрос автор отвечает, развивая сюжетную
линию Мастера и Маргариты, составляющую романтический пласт произведения, но сюжет этот
основной, о чем свидетельствует название романа.
Читая главы о Мастере и Маргарите, вы заметили, что меняется интонация, стилевая окраска? В
чем это изменение?
Ирония, в главах, посвященных Мастеру и Маргарите, отсутствует. Нет ни одного сатирического слова в
их адрес. Они насыщены необыкновенным лиризмом.
Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?
Обыватель - это тот, кто лишён общественного кругозора, живущий только мелочными, личностными
интересами. Одним из центральных персонажей романа является Маргарита, возлюбленная Мастера,
которая, по словам самого автора, "всю жизнь ждала Мастера". В каком-то смысле, если брать за основу
общественную иерархию, Маргариту можно назвать обывателем. Но в авторском замысле она таковой
не являлась.
В отличие от подобных самодовольному Берлиозу, героиня, преодолевая собственные слабости, на
протяжении всего романа стремится к добру и Любви. И она находит её, заполняя собой душу Мастера.
А поскольку Любовь - это наивысшая добродетель с готовностью к самопожертвованию, то Маргарита в
итоге совершает высшую жертву во имя спасения её, отдав свою душу дьяволу.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ни один обыватель не способен на такую глубину чувств,
а самое главное - на жертву во имя Любви.
Биография Мастера до появления в его жизни Маргариты.
- Когда появляется в романе Мастер?
В 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают
загадочную, таинственную атмосферу в романе.
- Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?
- Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?
Глава 13: «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца», «глаза гостя широко
раскрылись». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя
(зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.
- Расскажите о Мастере.
Мастер - человек, который получил прекрасное образование, знает много (пять) языков, историк, работал
в одном из московских музеев, занимается переводами. Жил одиноко: не было ни родных, ни друзей. Как
оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не
хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. И однажды ему повезло: он выиграл по облигации 100 тысяч.
Он купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой и нанял «дыру» у застройщика на Арбате. Службу в
музее бросил и начал писать роман о Понтии Пилате, о далеких событиях Древней Иудеи.
Почему Мастер выбирает для своего романа историческую тему?
Он ищет в прошлом аналог своей эпохи. Рассказывая о закате античной жизни, он рассчитывает
обнаружить причины и указать на них людям XX века, он выступает против истины, которая одета в
белоснежный плащ, но с кровавым подбоем.
На деньги руководят Мастером, а постижение Великой Истины, Великой Правды.
Против чего направлен роман Мастера?
Против лести, лицемерия, беззакония.
Как литературный мир встретил версию библейской истории?
Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, -
обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик
Латунский.
В одной из статей «автор предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который
вздумал протащить ее в печать».
Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера?
Они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и
совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели
мастера до того, что он сжег свой роман.
Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его
современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.
Почему М. Булгаков называет его Мастером?
Он потому зовется Мастером, что творчество его - вся жизнь. Он не похож на раздвоенного Ивана
Бездомного, который за деньги описывает даже то, о чем не знает. Когда Мастера после написания
романа изничтожают журналисты, сказав о нем: «Что-то фальшивое и неуверенное». Но Мастер занят
не фальшивым псевдотворчеством, а серьезным историческим трудом. Иван Бездомный будет писать о
Христе, ничего не зная о нем, а Мастер, готовясь к нему.
Слово «мастер» обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а
также (в древности) – магистра, причастного высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным
правом называться мастером по двум параметрам.
Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком
особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)
Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из
ершалаимских глав соответствует мастер?
В нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения.
Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей,
Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).
Можно провести параллель собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера?
В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много
совпадений в судьбе героя и Булгакова.
Хочу добавить, что отношение критики к произведениям Булгакова и мастера тоже было одинаковым. Из
трехсот рецензий и статей о произведениях писателя, напечатанных при его жизни, только 3 были
положительными. Зная биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой
мастера и судьбой Булгакова?»
Мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Биография Маргариты до встречи с Мастером.
- Когда появляется в романе Маргарита? (Сначала в рассказе Мастера, но без имени – «Она», а
знакомство читателя с героиней происходит только в начале II части романа).
- Найдите слова в тексте романа, которыми М.Булгаков знакомит нас с Маргаритой. (Глава 19
«Маргарита»).
Она появляется в романе в период тяжелого душевного кризиса. Ее, как и Понтия Пилата, замучила
двойная жизнь. У нее мысль о самоубийстве. Ее не радовало то, чему завидовали все женщины Москвы.
Просмотр отрывка из 4 серии к\ф «Мастер и Маргарита» 2005 г.
В чем особенность отношений Мастера и Маргариты?
История любви мастера и Маргариты лирична и пронзительна. Это любовь, за которую Маргарита готова
отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей
встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех
препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им
обрести вечную свободу и вечный покой.
Как описывает М. Булгаков отношения Маргариты к Мастеру и его роману?
Женщина, ставшая «тайной женой» Мастера, возникает в его жизни вовремя. И не для того только,
чтобы готовить по утру кофе. Подобно Левию Матвею, она готова бросить все по дороге, чтобы идти за
Мастером и, если надо, погибнуть с ним вместе.
Но роман, написанный Мастером, не принят, не напечатан. Как ведут себя Мастер и Маргарита в
этой ситуации?
Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер не герой, он - лишь
служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя
спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. К нему приходит тоска
и страх. Но не страх Понтия Пилата, который пренебрегая своей совестью, совершает подлость. Страх
Мастера иной. Он не падет как человек, не поступится своей совестью. Он не хочет вспоминать о
романе, чтобы не причинить себе боль и добровольно уходит в клинику для душевнобольных.
А Маргарита?
Маргарита совершает подвиг. Она умеет бороться. Громко заклинает она судьбу: «За что это, за что?
Но я тебя спасу, я тебя спасу».
И начинается волшебный сон Маргариты - ее мечта, желание, надежда пересоздается художником в
фантастическую реальность.
Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой. Летя над ночной Москвой, Маргарита мстит
врагам Мастера. На балу у Сатаны ей возвращают Мастера и его сожженную рукопись.
Пусть не в реальной жизни, а в сказочном сне, но Маргарита восстанавливает справедливость,
доказывая свою «настоящую, вечную, верную любовь».
Многие упрекают ее за сделку с дьяволом. Но верно ли это?
Самоотверженно любя, Маргарита преодолевает хаос жизни, сама творит свою судьбу. Не она, а
«ведомство» Воланда служит ей.
Почему Мастер помогает Сатане?
Мастер сломлен. Он говорит: «Меня сломали, мне скучно, я хочу в подвал».
Булгаков пишет: «... тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он
любит». Маргарита разделила эту участь?
Она делит участь мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.
Почему смерть Мастера и Маргариты показана дважды?
Чтобы читатель не сомневался в этом: дана фантастическая смерть и реальная. Маргарита пьет
отравленное вино вместе с Мастером. И когда Мастер скончался в клинике, в это время внезапно упала,
схватившись за сердце, в своем особняке Маргарита Николаевна. Теперь они всегда будут вместе, и
никто и ничто не разъединит их.
А почему Воланд говорит Мастеру: «Ты заслужил не свет, а покой»!
Судьба Мастера и Маргарита определена. Автор романа о Пилате заслужил не свет, уготованный лишь
святым мученикам за веру, а покой, предназначенный истинному человеку.
Свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям,
беззаветная любовь и самоотречение. Кто же его заслужил?
Маргарита заслужила свет, потому что борется за свою любовь до конца.
Какова должна быть любовь женщины и мужчины?
Верной, сильной, чистой, но способной на самопожертвование.
М.Булгаков в образе Маргариты показывает любовь «настоящую, верную, вечную». А какая это
«настоящая любовь по Булгакову»?
Уход Маргариты к Мастеру – самое счастливое время в их жизни.
ВЫВОД. Настоящая – это бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и
устремления любимого человека как свои, жить его жизнью и помогать во всем, умение разделять не
только радости, но и неудачи, в трудные минуты быть опорой.
Как в романе показана верная любовь?
Поведение Маргариты во время разлуки с Мастером.
ВЫВОД. Красота Маргариты в ее вере в любимого человека.
Вечной любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание свободной от всех норм и
законов и испытание встречи с вечными силами (превращение в ведьму, бал у Воланда, встреча с
Мастером). «Я стала ведьмой от горя и бесправий, поразивших меня».
В начале романа Булгаков задает вопрос: «Какая же сила управляет человеком?»
Любовь, всепобеждающая, сильная и верная, управляет людьми, возносит душу к высотам истинной
человечности.
Каков же финал романа?
Любовь и творчество – два наиболее высоких проявления духовности человека. Они оказываются за
пределами интересов современного М.Булгакову общества и вынуждены идти за помощью к Сатане.
Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений.
Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет непрерывный поиск истины,
следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения,
мужества, любви и духовного роста. О чем же роман М.А.Булгакова?
Он об ответственности человека за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный
выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и
бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества.
Какова же основная идея романа?
Человеческую судьбу определяет следование нравственным нормам, идеалам. Наличие веры в высокое,
вечное. Каждый человек несет ответственность за выбор жизненного пути перед Богом, людьми, самим
собой.
В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
шагнет однажды ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но, простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что спасенье есть.
Б.Окуджава
1.
Оценивание учащихся
5. Д\з – подготовиться к написанию сочинения «История любви Мастера и Маргариты»