Автор: Кирикова Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г. Саров, Нижегородская обл.
Наименование материала: Непосредственно образовательная деятельность.
Тема: "Путешествие в страну здоовья"
Раздел: дошкольное образование
Цель: формировать бережное отношение к глазам
Задачи:
-помочь понять значение органа чувств для человека;
-познакомить с элементарным строением глаза;
-развивать мышление, внимание;
-воспитывать бережное отношение к глазам.
Материал к занятию:
-схема как устроен глаз человека;
-иллюстрации из книги Г. Зайцев « Уроки Мойдодыра»
Алгоритм занятия:
-отгадывание загадок;
- беседа о значении зрения для животных и человека;
-знакомство с устройством глаза;
- что полезно , вредно для глаз.
Педагог предлагает отгадать загадку.
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора,
Назови их детвора. ( глаза)
Посмотрите на картинку.
Как вы думаете , у кого самое острое зрение у совы, орла или зайца? ( у орла)
Ему оно необходимо. Он парит высоко в облаках и высматривает добычу.
А кто, лучше всех видит ночью? (сова, она охотится ночью)
Вы слышали , что зайца называют « косым» ?
Ребята у него наверное плохое зрение или это не так? ( у него так устроены
глаза чтобы видеть большие пространство)
У человека зрение не такое острое как у орла. Мы не видим в темноте так
хорошо , как сова, не можем сразу увидеть большое пространство, как заяц.
Но мы тоже не можем обойтись без глаз.
Для чего нужны глаза человеку? ( мы видим все вокруг, видим разные
предметы, видим красоту природы, видим родителей)
Закройте глаза . Как вы себя чувствуете, вам хорошо? Представляете, как
плохо быть слепым.
Глаза – наши помощники. Нужно заботится о них, чтобы не случилось разных
неприятностей. Расскажите, как надо заботится?( не бросать в глаза какие –то
предметы, не смотреть близко телевизор, не сидеть долго за компьютером,
если глазки устали делать гимнастику для глаз.)
Хотите узнать , как устроен глаз человека?
Посмотрите друг на друга. Видите ,глаз лежит, как в норке. Эта норка
называется глазница.
На что похож глаз по форме?
Действительно глаз похож на шар. А еще можно сказать , что он похож на
яблоко. Поэтому так и говорят : « глазное яблоко».
Глазное яблоко выглядывает наружу сквозь верхнее и нижнее веко.
Кто знает, как называется черный кружок в центре глаза?( зрачок)
(Давайте вместе повторим – зрачок.)
В темноте он расширяется, чтобы впустить в глаз больше света, а на ярком
свету - уменьшается.
(Вношу иллюстрацию строения глаза)
Прежде , чем свет попадает на глазное яблоко, он должен пройти сквозь
маленькое увеличительное стеклышко. Благодаря этому стеклышку, мы видим
ясно и четко. Это стеклышко называют чистым и красивым словом -хрусталик.
Если нам нужно увидеть что – то вдалеке, то мозг дает команду глазным
мышцам: « хрусталик с боков сжать». Он становиться выпуклым ( показ
руками). А когда мы рассматриваем муравьев, или маленькую божью коровку,
то есть что – то очень маленькое, хрусталик становиться плоским.
На дне глазного яблока лежит удивительная сетка , которая называется
сетчатка. В ней много ячеек. Те, что в центре, вылавливают цветные картинки,
а те, что по краям черно – белые. Вот так лучи света проходят через зрачок и
хрусталик, собираются на сетчатке глаза. Потом по нервным сигналам
предаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
Скажите , для чего нужны брови ,ресницы , веки?( оберегают глаза от пыли .
ветра)
Физкультминутка
Под листочком жук проснулся
Потянулся , встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы
(Дети показывают движение в соответствии с текстом)
Гимнастика для глаз ( раскрыть широко глаза, зажмуриться выполняем 4 раза;
затем посмотреть на потолок, перед собой, затем на пол выполняем 3 раза )
Ребята предлагаю вам картинки. Выберите то, что по вашему мнению полезно
для глаз и что вредно.
(дети классифицируют предметы и обосновывают свой выбор)
Для чего мы выполняем гимнастику для глаз? ( чтобы глаза отдыхали)
Вы знаете , что глаза могут о многом рассказать. Врач, например, может сразу
определить, болен ребенок или нет. А еще говорят «что глаза – зеркало души»
Как вы думаете, почему так говорят?( ответы детей)
Правильно , по глазам определяют какой человек добрый или сердитый , злой
правду говорит или врет, обманывает.
Давайте поиграем. Покажите глазами радость, удивление, гнев, страх.
Вы настоящие артисты. Возможно эти упражнения помогут вам быть более
внимательными друг к другу, если кто – то грустит , придете на помощь.
Знаете ребята, у наших глаз есть защитник – слезы. Мы часто мигаем ,через
каждые 6 секунд и наш глаз омывается слезами. Для чего?
(чтобы глаз оставался влажным и вымыть соринки )
Теперь вам понятно, почему мы плачем, когда в глаз попадает дым или когда
чистим лук?
Самые знаменитые слезы крокодиловы. Хотите узнать их историю?
Эту историю рассказал Джанни Родари.
Однажды скушал бедную собаку крокодил.
И по обыкновению слезами исходил.
- Раскаялся?- спросили щенята у злодея.
Да нет, сиротки милые, о вас теперь радею…
Хотел и вас устроить к себе в живот набитый,
И крайне тем расстроен, что нету аппетита.
Так стоит ли верить крокодиловым слезам? ( высказывание детей)
Ребята , о чем мы сегодня говорили?
Если вам было интересно на занятии и захочется продолжить разговор, вы
можете дома рассказать маме и всем родным как нужно беречь свои глазки.