Напоминание

"Формирование элементарных коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе при переходе в основную школу"


Авторы: Безюлева Анна Владимировна, Хлопкова Татьяна Александровна
Должность: учитель иностранного языка, учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12 С УИОП
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе при переходе в основную школу"
Раздел: начальное образование





Назад




Безюлева А.В.

Хлопкова Т.А.

Формирование элементарных коммуникативных универсальных учебных действий

на уроках английского языка в начальной школе при переходе в основную школу.

Важнейшей

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,

способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и

активного

присвоения

нового

социального

опыта,

а

не

только

освоение

учащимися

конкретных

предметных

знаний

и

навыков

в

рамках

отдельных

дисциплин.

Универсальные

учебные

действия-это

есть

способность

субъекта

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

путем

сознательного

и

активного

присвоения

нового

социального опыта.

В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

I. личностный;

II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

III. познавательный;

IV. коммуникативный.

Коммуникативные УУД

(обеспечивают

социальную

компетентность

и

учет

позиции

других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в

диалог,

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем,

интегрироваться

в

группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми)

Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке

благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем

быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Парная и групповая работа на уроках английского языка - обычная практика, в процессе

которой

дети

учатся

определять

цель,

распределять

функции

каждого

и

способы

осуществления

коммуникативной

задачи

“Узнайте,

как

чувствует

ваш

друг.

Вежливо

попросите друг у друга разрешения что-либо сделать”

Существует много заданий по сбору информации на разную тему (сбор персональных

данных, о пристрастиях в еде, в одежде и т.д., затем заполняют таблицу и перед классом

сообщают

о

результатах

опроса.)

Таким

образом,

формируется

навык

постановки

вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Не менее важной

задачей

учителя

является

обучить

учащихся

разрешению

конфликтов?

выявлению,

проблемы, поиску и оценке альтернативных способов разрешения конфликта, принятию

решения и его реализации.

Для

более

успешной,

эффективной

реализации

учебной

деятельности

необходимо

учитывать симпатии и антипатии учеников, их общность интересов, увлечений. Именно в

парных, групповых формах работы, в проектной деятельности ученики учатся общаться

друг

с

другом,

совместно

решать

коммуникативные

задачи,

избегая

конфликтных

ситуаций, или под руководством учителя находить способы разрешения конфликта.

Дети, работая в парах, контролируют, помогают, исправляют друг друга, например, при

составлении монологического высказывания по теме или работая со словарем.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации развивается в процессе выполнения упражнений по

составлению

предложений,

вопросов,

диалогов,

монологических

высказываний

по

аналогии с образцом.

Ученики строят монологическую, диалогическую речь, опираясь на учебный текст в

начале

каждого

раздела,

который

является

эталоном

высказывания,

на

упражнения

подстановочного характера и т.д. (“Нарисуйте ваших домашних животных. Опишите их.

Расскажите об их “талантах”. Поделитесь друг с другом правилами ухода за ними”).

В

ходе

работы

по

УМК под

редакцией

В.П.Кузовлева стало

очевидным,

что

он

действительно

соответствует

требованиям,

предъявляемым

новыми

образовательными

стандартами.

Сформированные

универсальные

учебные

действия

(личностные,

регулятивные, коммуникативные, познавательные) позволяют успешно решать учебные и

практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают

способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс

познания среды с применением этого опыта в реальной жизни.

Кроме того, в предложенном УМК учтены возможности работы в разноуровневых классах,

даны предложения по осуществлению дифференцированного подхода. Результаты учебной

деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности

к

процессу

изучения

английского

языка.

С

помощью

предложенных

упражнений

качественно

улучшается

процесс

приобретения

учащимися

лексико-грамматических

знаний,

развиваются

речевые

умения,

за

счет

использования

интерактивных

компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения

английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и

коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Я хотела бы подробно остановиться на коммуникативных учебных действиях, которые

обеспечивают

социальную

компетентность

и

сознательную

ориентацию

учащихся

на

позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение

слушать

и

вступать

в

диалог,

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем,

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В

рамках

изучения

иностранного

языка

мы

говорим

о

коммуникативных

учебных

действиях как:

1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение

цели, функций участников,

2. способ взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации;

3. разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных

способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с

задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

монологической

и

диалогической

формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного

языка, современных средств коммуникации.

Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся существует

множество различных технологий, таких как:

- метод проектов;

-интерактивное обучение;

- система безотметочного обучения;

- метод эвристических вопросов;

- мозговой штурм;

- индивидуальные маршруты;

- создание проблемных ситуаций;

- обучение учащихся рефлексивной деятельности.

На своих уроках я стараюсь использовать следующие технологии обучения:

1. Технология интерактивного обучения:

2. Информационно-коммуникационная технология обучения

3. Технология проблемного обучения

4. Метод проектов

Коммуникативные универсальные учебные действия я стараюсь формировать во всех

видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

При аудировании ученик должен послушав определённую аудиозапись извлечь именно

ту информацию, которая соответствует коммуникативной задаче поставленной учителем, а

также

грамотно

изложить

свой

ответ,

используя

соответствующие

лексические

и

грамматические конструкции.

Коммуникативные УУД

(обеспечивают

социальную

компетентность

и

учет

позиции

других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в

диалог,

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем,

интегрироваться

в

группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми)

Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке

благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем

быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Парная и групповая работа на уроках английского языка - обычная практика, в процессе

которой

дети

учатся

определять

цель,

распределять

функции

каждого

и

способы

осуществления коммуникативной задачи (“Узнайте, как чувствует ваш друг. Вежливо

попросите друг у друга разрешения что-либо сделать” [3] стр.12.)

Существует много заданий по сбору информации на разную тему (сбор персональных

данных, о пристрастиях в еде, в одежде и т.д., затем заполняют таблицу и перед классом

сообщают

о

результатах

опроса.)

Таким

образом,

формируется

навык

постановки

вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Не менее важной

задачей

учителя

является

обучить

учащихся

разрешению

конфликтов

?

выявлению,

проблемы, поиску и оценке альтернативных способов разрешения конфликта, принятию

решения и его реализации.

Для

более

успешной,

эффективной

реализации

учебной

деятельности

необходимо

учитывать симпатии и антипатии учеников, их общность интересов, увлечений. Именно в

парных, групповых формах работы, в проектной деятельности ученики учатся общаться

друг

с

другом,

совместно

решать

коммуникативные

задачи,

избегая

конфликтных

ситуаций, или под руководством учителя находить способы разрешения конфликта.

Дети, работая в парах, контролируют, помогают, исправляют друг друга, например, при

составлении монологического высказывания по теме или работая со словарем.



В раздел образования