Авторы: Безюлева Анна Владимировна, Хлопкова Татьяна Александровна
Должность: учитель иностранного языка, учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12 С УИОП
Населённый пункт: г.Губкин
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе при переходе в основную школу"
Раздел: начальное образование
Безюлева А.В.
Хлопкова Т.А.
Формирование элементарных коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках английского языка в начальной школе при переходе в основную школу.
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,
способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного
присвоения
нового
социального
опыта,
а
не
только
освоение
учащимися
конкретных
предметных
знаний
и
навыков
в
рамках
отдельных
дисциплин.
Универсальные
учебные
действия-это
есть
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового
социального опыта.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
I. личностный;
II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
III. познавательный;
IV. коммуникативный.
Коммуникативные УУД
(обеспечивают
социальную
компетентность
и
учет
позиции
других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться
в
группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми)
Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке
благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем
быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
Парная и групповая работа на уроках английского языка - обычная практика, в процессе
которой
дети
учатся
определять
цель,
распределять
функции
каждого
и
способы
осуществления
коммуникативной
задачи
“Узнайте,
как
чувствует
ваш
друг.
Вежливо
попросите друг у друга разрешения что-либо сделать”
Существует много заданий по сбору информации на разную тему (сбор персональных
данных, о пристрастиях в еде, в одежде и т.д., затем заполняют таблицу и перед классом
сообщают
о
результатах
опроса.)
Таким
образом,
формируется
навык
постановки
вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Не менее важной
задачей
учителя
является
обучить
учащихся
разрешению
конфликтов?
выявлению,
проблемы, поиску и оценке альтернативных способов разрешения конфликта, принятию
решения и его реализации.
Для
более
успешной,
эффективной
реализации
учебной
деятельности
необходимо
учитывать симпатии и антипатии учеников, их общность интересов, увлечений. Именно в
парных, групповых формах работы, в проектной деятельности ученики учатся общаться
друг
с
другом,
совместно
решать
коммуникативные
задачи,
избегая
конфликтных
ситуаций, или под руководством учителя находить способы разрешения конфликта.
Дети, работая в парах, контролируют, помогают, исправляют друг друга, например, при
составлении монологического высказывания по теме или работая со словарем.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации развивается в процессе выполнения упражнений по
составлению
предложений,
вопросов,
диалогов,
монологических
высказываний
по
аналогии с образцом.
Ученики строят монологическую, диалогическую речь, опираясь на учебный текст в
начале
каждого
раздела,
который
является
эталоном
высказывания,
на
упражнения
подстановочного характера и т.д. (“Нарисуйте ваших домашних животных. Опишите их.
Расскажите об их “талантах”. Поделитесь друг с другом правилами ухода за ними”).
В
ходе
работы
по
УМК под
редакцией
В.П.Кузовлева стало
очевидным,
что
он
действительно
соответствует
требованиям,
предъявляемым
новыми
образовательными
стандартами.
Сформированные
универсальные
учебные
действия
(личностные,
регулятивные, коммуникативные, познавательные) позволяют успешно решать учебные и
практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают
способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс
познания среды с применением этого опыта в реальной жизни.
Кроме того, в предложенном УМК учтены возможности работы в разноуровневых классах,
даны предложения по осуществлению дифференцированного подхода. Результаты учебной
деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности
к
процессу
изучения
английского
языка.
С
помощью
предложенных
упражнений
качественно
улучшается
процесс
приобретения
учащимися
лексико-грамматических
знаний,
развиваются
речевые
умения,
за
счет
использования
интерактивных
компьютерных сред можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения
английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Я хотела бы подробно остановиться на коммуникативных учебных действиях, которые
обеспечивают
социальную
компетентность
и
сознательную
ориентацию
учащихся
на
позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение
слушать
и
вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться
в
группу
сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В
рамках
изучения
иностранного
языка
мы
говорим
о
коммуникативных
учебных
действиях как:
1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение
цели, функций участников,
2. способ взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
3. разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
4. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и
диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка, современных средств коммуникации.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся существует
множество различных технологий, таких как:
- метод проектов;
-интерактивное обучение;
- система безотметочного обучения;
- метод эвристических вопросов;
- мозговой штурм;
- индивидуальные маршруты;
- создание проблемных ситуаций;
- обучение учащихся рефлексивной деятельности.
На своих уроках я стараюсь использовать следующие технологии обучения:
1. Технология интерактивного обучения:
2. Информационно-коммуникационная технология обучения
3. Технология проблемного обучения
4. Метод проектов
Коммуникативные универсальные учебные действия я стараюсь формировать во всех
видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.
При аудировании ученик должен послушав определённую аудиозапись извлечь именно
ту информацию, которая соответствует коммуникативной задаче поставленной учителем, а
также
грамотно
изложить
свой
ответ,
используя
соответствующие
лексические
и
грамматические конструкции.
Коммуникативные УУД
(обеспечивают
социальную
компетентность
и
учет
позиции
других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в
диалог,
участвовать
в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться
в
группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми)
Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке
благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем
быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
Парная и групповая работа на уроках английского языка - обычная практика, в процессе
которой
дети
учатся
определять
цель,
распределять
функции
каждого
и
способы
осуществления коммуникативной задачи (“Узнайте, как чувствует ваш друг. Вежливо
попросите друг у друга разрешения что-либо сделать” [3] стр.12.)
Существует много заданий по сбору информации на разную тему (сбор персональных
данных, о пристрастиях в еде, в одежде и т.д., затем заполняют таблицу и перед классом
сообщают
о
результатах
опроса.)
Таким
образом,
формируется
навык
постановки
вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Не менее важной
задачей
учителя
является
обучить
учащихся
разрешению
конфликтов
?
выявлению,
проблемы, поиску и оценке альтернативных способов разрешения конфликта, принятию
решения и его реализации.
Для
более
успешной,
эффективной
реализации
учебной
деятельности
необходимо
учитывать симпатии и антипатии учеников, их общность интересов, увлечений. Именно в
парных, групповых формах работы, в проектной деятельности ученики учатся общаться
друг
с
другом,
совместно
решать
коммуникативные
задачи,
избегая
конфликтных
ситуаций, или под руководством учителя находить способы разрешения конфликта.
Дети, работая в парах, контролируют, помогают, исправляют друг друга, например, при
составлении монологического высказывания по теме или работая со словарем.