Напоминание

Особенности работы над проектом в начальной школе


Автор: Плетнева Вера Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 г.Котельниково
Населённый пункт: г. Котельниково Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы над проектом в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-

познавательной деятельности школьников на результат, который получается

при решении той или иной практически или теоретически значимой

проблемы.

Ученик начальных классов не может ставить такую цель, как –

ознакомиться с учебным материалом, ему ближе искать ответы на свои

вопросы, которые возникают в условиях, созданных учителем. В результате

этой деятельности он расширяет, углубляет, применяет свои знания, но не

ставит целью приобретать опыт деятельности или развивать способности, а

просто

включается

в

познавательную

деятельность.

Преследуя

познавательные цели («интересно знать», «хочу сделать своё открытие»,

«узнать новую информацию» и т.д.), ученик в процессе достижения своих

целей

обогащается

знаниями,

умениями,

способами

деятельности,

формируется

как

исследователь.

Создать

условия

для

этого

переориентировать

деятельность

учащихся

на

разнообразные

виды

деятельности

исследовательского,

поискового,

творческого

характера,

применение на практике метода проектов.

Для

педагогов

и

родителей

небезразлично,

какими

придут

их

воспитанники во взрослую жизнь – частичкой всего сущего, способными

переживать и ощущать чужую боль, или бездушными и отстранёнными от

судьбы обитателей нашей планеты.

Апробация методов проектов в современных условиях показывает, что

с его использованием эффективность процесса воспитания (в том числе

экологической культуры) возрастает:

- метод проектов, являясь методом целенаправленного практического

действия, открывает возможности формирования собственного жизненного

опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;

-

метод

проектов

является

педагогической

технологией,

актуализирующей субъектную позицию ребёнка в педагогическом процессе;

является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей,

стимулирующим

детскую

самостоятельность;

-

метод

проектов

один

из

немногих

методов,

выводящих

педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир,

природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения

ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на

ребёнка.

Организация проектной деятельности позволяет создать ситуацию, в

которой дети учатся делать выбор и нести ответственность, а также

осмыслять этапы своей деятельности. Метод проектов позволяет наименее

ресурсозатратным

способом

создать

«естественную

среду»

для

формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом

появляется исключительная возможность формирования у школьников

компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием

реализации метода проектов является решение учащимися собственных

проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности,

составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Для

продуктивной

проектно

учебной

деятельности

младшим

школьникам

необходима

ещё

и

особая

готовность,

«зрелость»,

заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных

умений:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников,

спрашивать учителя);

- умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость

голоса в зависимости от ситуации);

-

умение

выражать

свою

точку

зрения

(понятно

для

всех

формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать;

- умение договариваться (выбирать самое верное и рациональное

решение, рассуждение).

Второй показатель - «интеллектуальная зрелость»:

- развитие аналитико–синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных,

составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

Поскольку

способности

учащихся

различны,

важно

проводить

дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один

проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть

более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное

изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные

учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения

проекта.

Проект даёт ребёнку возможность найти себя – определить, проверить,

уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом

ребёнок заявляет о своих интересах, проблемах; по реакции других людей он

может судить, имеют ли его заявленные интересы значение для кого-либо

ещё.

Очень

важно,

чтобы

проект

не

просто

предусматривал

самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю,

чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей

деятельности с теми, кому это тоже нужно. Благодаря этому повышается

значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация.

С другой стороны человек (любого возраста), осуществляя свой проект,

проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто

оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного

результата. Необходимо отметить, что без помощи взрослых детский проект,

за редкими исключениями, практически невозможен. По крайней мере, дети

младшего школьного возраста, даже самые способные и увлечённые своим

проектом, нуждаются в поддержке и организационной помощи взрослых.

Проектами детей часто заинтересовываются их родители, что помогает

решать столь сложную в наше время проблему «работу с родителями», связи

с ними в начальной школе. Зачастую к детской проектной деятельности с

удовольствием подключается вся семья – возникает настоящее семейное

деловое сотрудничество.

Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов,

которые

позволяют

решить

ту

или

иную

проблему

в

результате

самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной

презентации результатов их работы.

Этот метод предполагает использование учителем при проектировании

и осуществлении образовательного процесса личностно - ориентированного

подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими

принципами.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1.

Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта

для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе –

разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2.

Проект является значимым для ближайшего и опосредованного

окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

3.

Работа по проекту является исследовательской.

4.

Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают

знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления

и действий.

5.

Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем

допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6.

Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его

результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7.

Проект

реалистичен,

ориентирован

на

имеющиеся

в

распоряжении школы ресурсы.

Реализация методов проектов на практике ведёт к изменению позиции

учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора

познавательной,

исследовательской

деятельности

своих

учеников,

корректирует и переопределяет свои цели.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто

направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного

поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно ив совместных

усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных

областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над

проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Вашему вниманию будет представлен опыт работы по организации

проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

При изучении тематического блока «Мы – жители земли» на уроках

окружающего мира во 2 классе возникла идея проведения проекта.

Рассмотрим этапы работы над данным проектом по окружающему

миру.

I этап – подготовительный

На подготовительном этапе была проведена вводная беседа с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирование интереса к данной теме;

- создание условий и возможностей для дальнейшей творческой

деятельности.

Выбирая тему проекта учителю необходимо опираться, прежде всего,

на интересы учеников, поэтому я провела анкетирование, предложив детям

выделить три проблемы, которые им наиболее интересны. Анкета включала

следующие вопросы:

1.Сколько звёзд на небе?

2.Чем отличаются планеты от звёзд?

3.Что такое наше Солнце?

4.Одиноки ли мы во вселенной?

5.Какая наука занимается исследованием космоса7

6.Плетит ли человек к другим галактикам?

64% учащихся класса выделили 4-ю проблему: «Одиноки ли мы во

вселенной?»

Этот выбор детей помог выбрать тему и цели проекта. Проект был

назван «Межпланетная экспедиция», а цели звучали так:

1)расширить систему представлений о Солнечной системе и о Земле,

как планете Солнечной системы; 2)создать условия для исследовательской

деятельности учащихся по изучению условий существования или отсутствия

жизни

на

планетах

Солнечной

системы,

интеллектуальных,

коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления;

3)формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему

миру.

Так как ребята выделили и другие интересующие их проблемы, то из

тех кто выбрал одинаковые вопросы были сформированы группы по

интересам, остальные ребята примкнули к той или иной группе. Таких групп

получилось четыре. Для каждой были определены различные задачи,

решение которых приводило бы к решению общей интересующей проблемы.

II этап – организация проектной и исследовательской работы

I группа должна была заниматься изучением условий, необходимых

для жизни живых организмов.

II

группа – собрать и обработать сведения о планетах Солнечной

системы.

III группа – отбирать и систематизировать материал о звёздах.

То есть все три группы должны были заняться исследовательской

работой, проанализировать собранный материал и оформить результат своей

деятельности.

Были выделены основные направления поиска информации. Появились

вот такие опорные сигналы:

-копилка народной мудрости;

-советы взрослых;

-школьный учебник;

-книги и журналы;

-видеофильм.

План деятельности по достижению целей был определён и эти три

группы начали свою работу.

Четвёртая – экспертная группа – слушала отчет групп о проделанной

работе. Ребята анализировали, обрабатывали полученную информацию,

принимали текущие решения, а затем формулировали окончательные

выводы.

III этап – презентация

Когда практически - деятельностный этап был завершён, то дети

представили готовый «продукт» своей деятельности.

Состоялась презентация, где лидеры групп представили результат

творческой деятельности своей команды.

Все группы представили свой отчёт в разной форме.

Лидер первой группы исследователей вышел в белом халате, как мы

обычно и привыкли видеть учёных в лаборатории, и предложил нашему

вниманию плакат-схему, на которой были условно обозначены солнце

излучающее тепло и свет,

атмосфера, нижние слои которой до высоты100-150 км состоят из 79%

азота и 20% кислорода и вода, т.е. наглядно были представлены все условия,

необходимые для жизни живых организмов.

Лидер второй группы, в костюме звездочёта и с почти настоящим

телескопом, представил нашему вниманию макеты звёзд разных размеров и

цветов: голубые и белые – очень горячие; жёлтые - холоднее белых; красные

– совсем холодные. Кроме того, все присутствовавшие узнали, что по

размеру звёзды очень сильно отличаются друг от друга. Очень интересно

было рассказано о звезде, которая ближе всего расположена к Земле – о

Солнце. В руках лидера второй группы мы увидели мяч и горошину, так он

сравнивал размеры Солнца и Земли.

Была интересная выставка рисунков, где дети изобразили различные

созвездия. И ещё хочется отметить в отчёте этой группы то, что ребята

предложили собрать «рассыпавшиеся» пословицы. Все они оказались о

Солнце. Смысл пословиц заключался в том, что солнечное тепло и свет дарят

нам жизнь. (Солнце встаёт – так и день настаёт. Солнце «как родная

матушка» никогда не обидит и др.)

Третья группа исследователей была самой многочисленной, потому что

им предстояло изучить крупные объекты, движущиеся в космическом

пространстве вокруг Солнца, то есть – планеты Солнечной системы и

выяснить, есть ли там жизнь.

Свой

отчёт

они

представили

моделью

Солнечной

системы,

изготовленной из пластилина и рисунками планет. Но самое интересное то,

что они рассказывали о каждой планете в стихах, из которых становилось

ясно, есть ли условия для жизни на планете, либо они отсутствуют.

Четвёртая группа экспертов выносит окончательное решение: Планеты,

окружающие

Солнце,

не

могут

быть

уютным

прибежищем

живых

организмов, так как климатические условия не приемлемы для жизни. И

только на планете Земля есть жизнь.

Группа экспертов представила нам для просмотра фрагмент из

видеофильма «Живая природа», мы увидели, насколько прекрасна жизнь на

Земле.

Хотелось бы отметить, что лидер этой группы за поиском информации

ездил в планетарий и обсерваторию г.Волгограда.

В заключении я предложила детям написать письмо, адресованное

планете Земля, в письме можно было задать интересующие вопросы о

Вселенной, написать рассказ о понравившейся планете или созвездии и

многое другое.

IV этап – оценка процессов и результатов работы

После завершения работы над своим первым проектом учащиеся,

конечно же, делились своими впечатлениями не только между собой, но и с

учителем, родителями.

Они обсуждали:

Выполнено ли то, что задумано?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было выполнить легко?

А что оказалось неожиданно трудным?

Кто и что помогло им осуществить этот проект?

Как оценила работу учительница?

Как оценили работу одноклассники?

Какие проекты ещё могли бы сделать?

В своих отзывах учащиеся отметили не только своё эмоциональное

отношение к проделанной работе, но и дали содержательный анализ,

объяснили, чему она их научила, какие были трудности и достижения.

Учитель увидел каждого своего ученика в позиции активного

участника

проекта,

наблюдал,

как

каждый

реализовывает

свой

индивидуальный творческий замысел, учится работать в команде. Педагог

наблюдал с большим удовлетворением обстановку общей увлечённости и

творчества.

Но не подумайте, что роль учителя в проекте – это наблюдать за

деятельностью учеников со стороны. В целом, при работе над проектом

учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы

учеников над проектом.

После завершения работы над проектом детям было предложено

написать письма Планете Земля. В письмах, адресованных своей планете,

дети чаще всего благодарили её за то, что она дарит нам жизнь, многие

просили прощение, что мы не умеем ценить красоту нашей родной земли, не

хотим быть заботливыми хозяевами, не умеем ценить того, что у человека

есть своя планета, где он живёт и чувствует себя счастливым.

Эти письма и высказанные в них проблемы послужили созданию новых

экологических проектов.



В раздел образования