Напоминание

ЛОВУШКИ РЕМЕСЛЕННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ


Автор: Цитцер Валерий Викторович
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "Детская школа искусств имени М.А.Балакирева"
Населённый пункт: п.Металлострой, Колпинский р-н, Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: ЛОВУШКИ РЕМЕСЛЕННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЛОВУШКИ РЕМЕСЛЕННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО

В ДЕТСКИХ ШКОЛАХ ИСКУССТВ.

Сижу на экзамене пианистов в школе искусств.

Играет один ученик, затем второй, третий- и вот я уже

засыпаю от скуки, монотонности, безликости.

Что же это: неужели все ученики так играют. И вроде программы

выучены: сыграны все ноты, просчитан весь ритм, и даже

временами форте меняется на пиано, и наоборот.

А слушать нечего.Как сказал однажды Константин Николаевич

Игумнов ..."нет витаминов". Да что там витаминов!-

Вообще нет ничего съедобного!! Одни вызубренные ноты:

так и слышится: дважды два -четыре, дважды три-шесть,

дважды четыре- восемь и так далее и так далее.

Всё выучено намертво. Хоть десять, сто раз попроси

таких учеников сыграть- всё будет звучать также,как

под копирку.

И ведь таких учеников много!Изредка выходит ученик и играет

живую человеческую музыку!

«Я думаю, что всякое музыкальное исполнение есть связный живой рассказ, интересный,

развивающийся, в котором все звенья связаны друг с другом, все контрасты закономерны»-

говорит Игумнов.

Конечно можно сказать, что тех учащихся, которых интересно

слушать- это дети талантливые и не все родились

одарёнными от природы.Но это общие слова, а что конкретно

отличает игру музыкальную от бездарной?

И только ли ученик виноват в "ученической" игре.

Да и что плохого в ученической игре: ведь фортепианное

искусство, мастерство опирается на навыки :умение играть

пальцами, умение играть октавами, аккордами,

двойными нотами, владеть педализацией, умение играть

форте и пиано, умение интонировать на инструменте,

и так далее и так далее.

Да кто бы спорил, только не я!

Разумеется, ремесло, в данном случае фортепианное,

требует огромного труда и много времени. Но беда

в том, что на этом уровне, уровне ремесла, многие

учащиеся так и остаются. И в старших классах продолжают

играть по-ученически: вместо изложения уже каких-то

музыкальных мыслей, ведь уже есть и навыки и опыт

музыкальный и жизненный, а игра представляет

из себя всё ту же зубрёжку!

Может дело вовсе не в ремесле, а в том, что часто

ремесло становится конечной целью изучения музыкального

произведения! Тогда становится понятным, почему нечего

слушать, кроме этой мелкой техники, октав, аккордов

и т.д.- многие учащиеся в этом и видят цель исполнения!

«Сколько раз я слышал, как ученики, не прошедшие настоящей музыкальной и худо

жественной школы, то есть не получившие эстетического воспи

тания, музыкально малоразвитые, пытались передать сочинения

великих композиторов! Музыкальная речь им была неяс

на, вместо речи получалось бормотание, вместо ясной мысли —

скудные ее обрывки, вместо сильного чувства — немощные поту

ги, вместо глубокой логики — «следствия без причин», вместо

поэтических образов — прозаические их отрыжки. В соответст

вии с этим, конечно, и так называемая техника была недостаточ

на '. Такова игра, в которой художественный образ искажен, не

занимает центрального положения или даже совсем отсутствует»- пишет в своей книге Генрих

Густавович Нейгауз.

РЕМЕСЛО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ!

Ну вы же не будете спорить, что стул создаётся, чтобы на нём сидеть, а не

любоваться на него, например, на выставке, а сидеть при этом на полу! Владеть каким-либо

ремеслом необходимо если вы хотите что-то сказать, выразить какую-то мысль или чувство.

И ради этого стоит овладеть ремеслом- умением играть на инструменте!

Но вот ученик выучил все ноты в произведении, играет нужными пальцами, добился, чтобы не

было ошибок, остановок, корявостей, игра происходила в нужном темпе, были фразы и т.д. и т .п.,а

музыки нет: нет мысли, не понятно для чего ученик играет это произведение, что он хотел сказать?

А маленький пианист ничего и не хотел сказать! Просто мама привела ребёнка в школу и сказала,

что он будет учится музыке, и что нужно слушать учителя и делать то что он говорит.

А преподавателю в ДШИ так много нужно втиснуть в 45 минут урока, что думать о каких-либо

образах, чувствах и музыкальных мыслях просто некогда.

И если в 1 классе ещё спасает то, что играются песенки, где есть слова, которые сами по себе

создают содержание, образ произведения, то уже со второго класса идет давление новых знаний:

гамм,( с аккордами и арпеджио), знание терминов и т.д. Плюс к этому ансамбль , четыре

произведения (этюд, полифония, крупная форма,пьеса) плюс еще два этюда, которые играются на

техническом зачете…

А…Что…Образ…Какой образ! Вы что не видите мы ничего не успеваем выучить! Экзамен через

неделю, а еще ничего не сделано, наизусть недоучено, спотыкания, корявости…

И ведь преподаватель прав! Именно так всё и обстоит! И всё же…

С чего начинается… изучение произведения?

Ну как с чего, скажут многие,

естественно с разбора текста. А об образе, смысле произведения еще помните? Может нужно

начать с понимания конечной цели: создания художественного произведения, образа?

Сыграть ученику произведение пару раз. И именно тут в самом начале выяснить о чём это

произведение, какая его главная мысль, главная идея. Какие чувства, эмоции выражены в

произведении и с помощью каких средств. И как всё это собралось в музыкальную форму. То есть

произвести исполнительский анализ формы произведения. Именно исполнительский анализ ,а не

теоретический, какой мы все делали на уроках под названием «анализ музыкальных форм». И всё

это нужно не просто сказать ученику: он сам должен почувствовать те настроения, которые

композитор выразил в своём произведении. И дальше внимание:

то, что ученик почувствует в музыкальном произведении, не обязательно то же самое, что

почувствуете ВЫ- дорогой мой преподаватель фортепиано. Отнеситесь с большим уважением к

тому, что в качестве образа предложит вам ученик: то, что ощущает ученик, гораздо важнее того,

что чувствуете вы: это его образ, его интерес в музыке, его возможность высказать свою мысль!

Поддержите ученика! Дайте ему почувствовать себя творцом!

Даже если образ созданный учеником имеет несостыковки, не рубите на корню инициативу юного

музыканта! Творите вместе с ним!

Но и это ещё не всё!

Вам ещё нужно решить как этот образ вы вместе с учеником донесёте до слушателя. Мало знать

что сказать- нужно ещё это понимание образа донести до ушей и сердец слушателей. Каким

образом донести? Какова должна быть фразировка, тембр звучания, темп, как в воплощении

образа нам поможет педаль, каково должно быть туше, аппликатура и т.д.

Вот только теперь мы подошли к ремеслу.

Теперь мы будем учить текст со всеми

его нотами, ритмом, пальцами, педализацией,штрихами, оттенками и всем остальным, что есть в

тексте. И главное: ни на минуту при этом мы не будем забывать о главной цели- создание образа,

создание музыкального произведения, которое своей осмысленностью, прочувствованностью

коренным образом отличается от хорошо вызубренной игры. Теперь мы поставили ремесло на

служение искусству!

Но кто будет так точно настраиваться на конечную цель- создание образа?

Ну , конечно, преподаватель, делясь своими мыслями и замыслами с учеником, привлекая его при

этом к совместному творчеству. Разве может маленький музыкант самостоятельно создать образ,

особенно учащийся в начальных классах? Ему столько нужно всего обьяснить и втолковать!

Важно, чтобы учитель никогда не терял главное в развитии своих учеников- содержание музыки,

которое маленькие музыканты должны хотеть сознательно воплощать.

Отдельно хочется сказать о фортепианной технике как образе.

Не даром же я упоминал всякие там аккорды, октавы, терции, сексты, мелкую технику.

Да, конечно не каждому ученику суждено добиться играть с блеском и виртуозностью сложные в

техническом отношении произведения. Но создать образ виртуозной игры можно.

И не это ли делают в конечном счете мастера виртуозной игры. Собственно какие качества игры

вопринимаются слушателями как техничная, виртуозная игра: скорость, чёткость, лёгкость,

ровность, блеск, сверкание в игре.

Некоторые качества этого «образа виртуозности» можно создать и не владея выдающимися

техническими возможностями.

Конечно

сложно

создать

скорость

и

возможно

чёткость

без

природных

двигательных

способностей, но такие качества техничной игры ,как лёгкость, ровность и даже блеск вполне

достижимы как образ виртуозности.

Собственно, что такое блеск в игре как не сочетание лёгкости и «сверкания» некоторых ноток

заранее и точно выбранных для этого. Лёгкость и ровность достигаются выработкой определённых

навыков, то есть трудом. Да и скорость игры во многом вещь относительная: игра чёткая часто

воспринимается как игра более быстрая. Игра активная, энергичная, пульсирующая также

воспринимается как игра более подвижная, чем сыгранная вяло и даже в более быстром темпе.

Так что здесь есть довольно много возможностей для создания образа быстрой виртуозной игры!

И в заключении слова Нейгауза: «Я призываю к тому, чтобы по возможности прямолинейно,

не сбиваясь с пути и не слишком задерживаясь на его этапах, стремиться к цели, а цель эта —

художественное исполнение художественной музыкальной литературы, воскрешение к жизни

звука немой нотной записи».

Литература:

Я.Мильштейн Константин Николаевич Игумнов

Москва «Музыка» 1975

Г.Нейгауз Об фортепианной игре. Записки педагога

Москва «Музыка» 1988, издание пятое

Й.Гат Техника фортепианной игры

«Музыка» Будапешт: Корвина;1973г. Издание 4-е, доп.



В раздел образования