Автор: Чеботаев Михаил Юрьевич
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 97"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Работа классного руководителя по предотвращению и разрешению конфликтов в классном коллективе
Тема: "Диагностика, профилактика и разрешение конфликтов в детских и подростковых коллективах"
Раздел: среднее образование
Автор: Чеботаев Михаил Юрьевич,
классный руководитель
Актуальность
Одна из главных трудностей с которой сталкиваются учителя, классные руководители во время работы с
учащимися - это своевременная диагностика и профилактика конфликтов, а также их разрешение в детских
и подростковых коллективах.
Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти
все в них участвуют.
Конфликты между учащимися в пределах школы, класса, чаще всего основаны на эмоциях и личной
неприязни. Если конфликт обостряется, то он охватывает все больше людей.
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах
жизнедеятельности школы. Конфликты между учащимися отрицательно влияют как на самих
конфликтующих, так и на весь класс. В классе, в котором конфликтные ситуации происходят часто и они
носят затяжной характер, складывается неблагоприятный социально-психологический климат, учащиеся
плохо усваивают программный материал, происходит разобщённость детского и подросткового коллектива,
возникает стойкое нежелание учиться, участвовать в мероприятиях школы и класса и, в конечном счете, всё
это приводит к проявлению жестокости в межличностных отношениях.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в
школьных коллективах крайне необходимо.
Актуальность
Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению
качества учебного процесса. Ученики и педагоги станут тратить
интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на
свою основную деятельность.
Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое
состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе
конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний.
Поэтому своевременные профилактические меры положительно влияют на
психологическое и физическое здоровье учеников и педагогов.
Именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения
противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни
каждого человека. И главная задача педагога заключается в том, чтобы
научить детей находить правильные пути выхода из конфликтных ситуаций
.
Особенности конфликтов в классных
коллективах
Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных
ситуациях.
Как для любого социального института, для школы характерны разнообразные конфликты.
Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, поэтому именно в школе необходимо создать
благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт ученикам, педагогам и
родителям.
Один из наиболее распространенных видов конфликтов в учебной деятельности – конфликты между учениками в
рамках одного класса. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается
борьба двух – трех лидеров или их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа
мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт двух – четырех подростков с целым классом или
противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в
подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности.
Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что
ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости и
травле себе подобных.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста –
формированием морально – этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его
поведению.
Особенности конфликтов в классных
коллективах
Основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учащимися
Во-первых, специфика конфликтов между учащимися определяется возрастной психологией.
Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения
конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
•
Одним из способов и проявлений социализации у учащихся выступает межличностный
конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток осознают, как можно и
как нельзя поступать по отношению к сверстникам, педагогам, родителям.
Во-вторых, особенности конфликтов между учащимися определяются характером
их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба.
В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях
определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической
обстановке, неравенством в материальном обеспечении семьи.
Особенности конфликтов в классных коллективах
Конфликты «ученик-ученик», «ученик – класс» возникают в следующих ситуациях:
• из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов
• из-за отсутствия взаимопонимания
• в связи с борьбой за лидерство
• из-за противопоставления личности ученика коллективу
• в связи с общественной работой
• грубость, хамство в общении
• употребление в речи нецензурных выражений
• ложь
• неуважение учеников друг к другу
• мелкие кражи
• драки
• хулиганство
• курение, употребление спиртных напитков, наркомания
• издевательства над младшими, слабыми
• азартные игры (на деньги)
Основные причины ненависти к сверстникам:
• подлость и предательство
• подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей
• личная обида
• ложь и высокомерие
• соперничество между одноклассниками
На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность.
Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с
их участием, но и без них – между другими членами классного коллектива:
причины агрессии: желание выделиться среди сверстников бессердечие и жестокость взрослых
проявление агрессии зависит от взаимоотношений в классе
Особенности конфликтов в классных коллективах
Профилактика конфликтов – это их предупреждение.
Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и
взаимодействия, которые приводят к конструктивному развитию противоречивых
ситуаций.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.
Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил,
средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия,
которые имеет любой положительно разрешенный конфликт.
Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять учителя, классные
руководители, а также сами ученики.
Работа может проводиться по четырем основным направлениям:
Профилактика и предотвращение конфликтов
1
Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному
развитию предконфликтных ситуаций: доброжелательное, теплое, заботливое,
внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей и воспитателей,
шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей.
2
Оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и
гласное распределение материальных и духовных благ среди учеников. Не скупиться на
похвалы, одобрение, награды, поощрения.
Создание «ситуации успеха».
3
Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном
этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов,
создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться
ученики, их родители и учителя.
Профилактика большинства видов конфликтов
в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем
направлениям.
4
Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Для этого можно использовать тематические тренинги, классные часы, групповые и
индивидуальные беседы, дискуссии, метод игрового моделирования проблемных
ситуаций, ролевые и деловые игры (упражнения на групповую сплоченность).
Примерная тематика: «Тренинг общения», «Тренинг толерантности», «Все цвета, кроме
черного», «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.
Несколько правил, которые можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми:
Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его
мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.
Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений
или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.
Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или
чувствуете.
Спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или
чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.
Не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что
ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали,
чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то понять с первого раза, не
отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и
доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала
Научитесь слушать другого.
Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете
разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок;
высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно
слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания
разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).
Примеры ролевых игр
(упражнения на групповую сплоченность)
«Дверь в человеческие отношения открывается на себя».
Цели ролевых игр: формирование у учащихся установки на сотрудничество, осознание проблем класса и путей
их решения, установление благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачи:
•
Способствовать сплочению группы и получению положительных эмоциональных ощущений от групповой
работы.
•
Помочь осознать важность каждого участника в процессе групповой работы.
•
Формировать установку на бережное и внимательное отношение друг к другу.
Упражнение 1. «Рисунок моего настроения»
Учащимся предлагается нарисовать свое настроение на листе бумаги. Подчеркивается, что рисунок может быть
как конкретным, так и абстрактным. Предлагаются различные изобразительные материалы (гуашь, акварельные
краски, пастель, восковые мелки, карандаши, фломастеры, цветные ручки).
После того как все выразили себя на листе бумаги, предлагается показать рисунки друг другу, рассказать о том,
что именно изображено на рисунке и какое настроение отражает данный рисунок.
Упражнение 2. «Лава»
Необходимый материал: круглые коврики диаметром около 30 см, стулья.
Инструкция:
«Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в горы. Перед вами котлован с кипящей лавой. Нужно
перебраться через него, обогнув горную гряду (преграда из стульев) на другую сторону. Для того, чтобы вы могли
выполнить задание вам предлагаются огнеупорные коврики. Вы можете вставать на них и идти по лаве. Но,
внимание, коврики без соприкосновения с человеческим телом оставлять нельзя, и передавать их можно только
вперед. Осторожнее с горами. Прикасаться к ним также нельзя. В случае нарушения правил, вся команда
возвращается назад и начинает выполнение упражнения снова. Все ли понятно?»
Если участники не поняли инструкцию, педагог объясняет все это еще раз, показывая какой именно путь нужно
пройти и как можно вставать на коврики.
В упражнении важно следить за тщательным соблюдением правил. Упражнение должно быть выполнено
правильно от начала до конца. Только тогда оно поможет группе сплотиться, используя свои групповые ресурсы.
После упражнения обязательно обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
•
Что вам больше всего понравилось в ходе выполнения этого упражнения?
•
Что больше всего не понравилось?
•
Как вы думаете, почему ваша группа смогла выполнить это упражнение?
•
Что ей мешало его выполнять?
•
Как вы чувствуете себя сейчас, после того как упражнение выполнено?
Упражнение 3. «Импульс»
Необходимый материал: секундомер.
Упражнение выполняется в несколько этапов. Ведущие на каждом этапе должны меняться.
Инструкция:
Группа встает в круг, взявшись за руки. Выбирается ведущий, который начнет игру. В начале игры ведущий
посылает «импульс»: он пожимает руку своему правому, либо левому соседу, который передает импульс дальше по
кругу, пока сигнал не вернётся к ведущему.
1 этап. После нескольких попыток группа приступает к выполнению задания. Опытным путем группа должна
определить наименьшее время, за которое она сможет передавать импульс по кругу. Педагог может помочь игрокам,
замеряя секундомером время передачи импульса.
2 этап. Теперь импульс передается в другом направлении. Педагог предоставляет игрокам возможность
поэкспериментировать и выбрать подходящий темп, замеряя время по секундомеру.
3 этап. Наконец группа переходит к более сложному этапу, на котором импульс передается с закрытыми
глазами.
4 этап. На последнем этапе задача еще более усложняется: теперь импульс передается сразу по двум
направлениям: влево и вправо. Теоретически оба импульса должны встретиться на равном расстоянии от ведущего и
вернуться обратно. Группе нужно дать время поупражняться, если один или оба импульса были «потеряны».
Пусть игроки обсудят, какой из импульсов передается быстрее, и заметят время, за которое они могут быстро и
правильно передавать импульсы в обе стороны одновременно.
Упражнение 4. «Кораблекрушение»
Необходимый материал: два резиновых коврика: один размером около 50x80 см. и один размером около
40x60 см., секундомер.
Перед каждой группой участников (примерное количество группы 8-10 человек) на пол кладутся два коврика.
Инструкция:
«Вы пытаетесь спастись с необитаемого острова на плоту. Ваша задача разместиться на этом плоту
(ковриках) всей командой и продержаться хотя бы минуту. До моря (пола под ковриками и рядом) ногами и руками
дотрагиваться нельзя».
Сначала команда пытается выполнить упражнение на коврике большего размера, после того, как команда
справилась с этим заданием, ведущий предлагает коврик меньшего размера.
«Не все так просто как вы думаете. В море плавают злые акулы, и они откусили часть плота. Необходимо
удержаться хотя бы минуту, на том, что от него осталось».
Для ведущего важно правильно засекать время и следить за соблюдением правил. Если хотя бы один участник
дотронулся до пола, время засекается снова.
После упражнения обязательно обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
•
Что вам больше всего понравилось в ходе выполнения этого упражнения?
•
Что больше всего не понравилось?
•
Как вы думаете, почему ваша группа смогла выполнить это упражнение?
•
Что ей мешало его выполнять?
•
Как вы чувствуете себя сейчас, после того как упражнение выполнено?
Упражнение 5. «Картина двух художников»
Цель игры: тренировка невербального партнерства.
Необходимый материал: лист плотной бумаги и фломастер или карандаш для каждой пары учащихся.
Инструкция:
Учащиеся сидят по двое за столом и выполняют следующее задание: держась одновременно за один фломастер
или карандаш и не разговаривая друг с другом, рисуют картину (тематика любая), придумывают к ней название и
подписывают её. При этом разговаривать и обсуждать сюжет картины нельзя. Когда рисунок будет готов, художники
сами ставят две оценки: одну за результат, другую за удовольствие от работы. Затем все работы показываются классу.
После упражнения обязательно обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
•
Как вы действовали: рисовал ли кто-то один или менялись ролями?
•
Как изъяснялись друг с другом без слов? Как понимали друг друга?
•
Оба ли партнера довольны результатом работы?
•
Напоминает ли вам эта работа ситуации из вашей жизни?
•
Как можно достичь единства в чем-либо, избежав неравенства в отношениях?
Вариация: «Жили-были два карандаша: черный и красный». Задание то же самое, только дети рисуют каждый
своим карандашом. Один учащийся — черным, другой красным.
Упражнение 6. «Бродячие репортёры»
Необходимый материал: стандартные листы бумаги и карандаш для каждого участника игры.
Инструкция:
Каждый учащийся пишет на листе свое собственное имя, ходит по классной комнате и берет интервью у своих
одноклассников. Ре портер задает вопросы и записывает ответы на своем лис те. К концу игры каждый участник игры
имеет определен ную информацию о свойствах характера, интересах, симпа тиях своих товарищей.
Вариация. Можно задать какую-нибудь тему, например: «Что нравится (не нравится) мне в нашей школе,
классе», «Что нужно нам всем делать, чтобы в классе было интересней?»
Упражнение 7. «Руки»
Класс делится на группы, при повторном выполнении упражнения участники меняют состав групп.
Инструкция:
Ведущий просит участников встать в круг, подняв правую руку. Он соединяет между собой руки участников и
просит не разжимать их. После этого, ведущий просит каждого из участников поднять левую руку и соединяет их друг
с другом поверх уже соединенных правых, следя за тем, чтобы руки не держали соседи, и чтобы не оказалось, что два
участника держат друг друга за обе руки. После этого ведущий просит участников распутаться в один большой круг,
не расцепляя рук.
Упражнение считается выполненным, если это удалось или если вместо круга участники распутались в
восьмерку.
Разрешение конфликтов
Модели поведения учителя, классного руководителя
в конфликтных ситуациях
Кто принимает участие в разборе конфликта?
Для успешного разбора конфликта очень важно, кто в нем принимает участие. Кроме участников конфликта могут
присутствовать свидетели или целый класс, коллеги, представители администрации школы или родители.
Однако «соотношение сил» должно быть сбалансированным. Может быть, одной из сторон понадобится поддержка.
Это играет особую роль в тех случаях, когда одна из сторон обладает меньшим авторитетом или меньшими
полномочиями.
В чем заключается роль ведущего в разборе конфликта?
Если вы непосредственный участник конфликта, вам не следует брать на себя роль ведущего в разборе конфликта, так
как это было бы нечестно по отношению к противоположной стороне.
Решающее значение имеет также то, принимаете ли вы чью-либо сторону или соблюдаете нейтралитет. Если заранее
известно или выясняется в ходе разбора, что кто-то стал жертвой грубой несправедливости, вы можете и даже должны
встать на его сторону. Однако в этом случае имеет смысл пригласить коллегу, который бы с нейтральной позиции
выступал в роли посредника. Это касается тех случаев, когда кто-то из детей внушает вам неприязнь.
В обычных случаях, т. е. если конфликт произошел между двумя равными сторонами, лучше соблюдать нейтралитет.
Тогда вам не придется объяснять или обосновывать свою позицию и будет легче контролировать ход беседы.
В какой обстановке должен проходить разбор конфликта?
Беседа должна проходить в спокойной, непринужденной обстановке, в которой все ее участники чувствовали бы
себя как можно свободнее. Если первое, предварительное осуждение происходит на месте происшествия, то у вас,
вероятно, вряд ли будет выбор относительно места разбора. Однако вы можете, например, отойти в сторону и
попросить окружающих оставить вас наедине с участниками конфликта.
Для более обстоятельного разговора вам нужны время и удобное помещение, где бы вам никто не мешал. В конце
разговора выясните, надо ли информировать кого-то о результатах разбора и кто этим займется.
Как вести разговор?
Для ведущего важно структурировать беседу, но не доминировать в ней. Рассматривайте себя как помощника,
посредника, ваша задача состоит в том, чтобы помочь разрешить конфликт. Необходимо выслушать обе стороны,
если, конечно, кто-нибудь из участников конфликта не откажется от участия в беседе. Разбор конфликта — это не
судебное заседание. Все участвующие в нем имеют право изложить свое понимание или видение проблемы.
Полезно в начале беседы установить определенные правила, обязательные для всех, например: не перебивать
говорящего, дать ему возможность закончить свою речь; говорить только правду; не оскорблять, не упрекать
друг друга; стремиться к сотрудничеству, искать общее решение.
Если участники конфликта способны непосредственно вести переговоры друг с другом, вам остается лишь следить
за тем, чтобы высказывания были конструктивными, и время от времени направлять их в нужное русло. Однако
вероятнее всего, что вам придется выступать в роли посредника и тем самым четко структурировать разговор.
Обсуждать нужно следующее: • Что произошло?
• Что привело к конфликту? Почему это произошло? (Выяснить причины.)
• Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения?
• Как быть в этой ситуации? (Найти решение.)
Сформулировать суть конфликта.
Чтобы начать разговор, вы можете, например, спросить: «Что произошло? В чем проблема?».
Предоставьте возможность участникам конфликта нарисовать картину происшествия с их точки зрения.
В случае, если вам ясна ситуация, дайте возможность первой высказаться более слабой стороне. Затем обобщите
сказанное, спросите у одного из конфликтующих, правильно ли вы его поняли, и проделайте то же самое с другой
стороной. Попробуйте найти общую для обоих формулировку.
Суть конфликта должна быть сформулирована на как можно более нейтральном языке.
Вот два примера:
•
«Проблема заключается не в том, что Катя разложила свои вещи и заняла всю парту, а Наташа накричала на нее, а
в том, что вы, Катя и Наташа, не можете договориться, кому сколько места полагается на парте».
•
«Проблема заключается не в том, что Паше захотелось свежего воздуха и он открывает окно, а Тане все время
холодно и она его закрывает, а в том, что вы, Паша и Таня, не можете договориться между собой, как часто и на
какой промежуток времени должно открываться окно».
Определить чувства
.
Это чрезвычайно важно, особенно при разборе конфликтов между школьниками, так как чувства у них играют
решающую роль.
Спросите поочередно обе стороны конфликта, как они чувствовали себя во время конфликта и чувствуют себя
теперь. Затем нужно обобщить сказанное и предложить конфликтующим сделать то же самое. Проследите за тем,
чтобы участники конфликта действительно услышали друг друга.
Найти решение
.
Эффективность разбора конфликта определяется его результатом.
Предложения должны поступать непосредственно от самих участников конфликта, ведь им придется реализовать их,
им придется с ними жить. Только они могут определить, соответствует ли принятое решение их желаниям и
потребностям.
•
Первый шаг в этом направлении заключается в том, чтобы собрать предложения. Лучше всего это сделать в форме
«мозгового штурма», т. е. записывать все предложения по решению конфликта независимо от того, насколько они
могут быть смехотворны и нереальны. Это может облегчить поиск решения.
•
Второй шаг — выяснение, с какими предложениями были бы согласны обе стороны. Это можно сделать, читая
список всех предложений и вычеркивая те из них, с которыми не согласна та или иная сторона.
•
Третий шаг — принять одно или несколько предложений, удовлетворяющих обе стороны.
Вы должны следить за тем, чтобы решение было реалистично и сбалансировано. Если кто-то из участников
конфликта пострадал (физически, морально или материально), решение должно предусматривать некую
компенсацию в той или иной форме. Спросите обе стороны: «Вас это устраивает?», «Вы согласны с таким
решением?»
В конце беседы должно быть сформулировано решение, отвечающее желаниям и потребностям обеих сторон и при
этом достаточно реалистичное, т. е. вполне осуществимое. Оно может иметь форму устного или письменного
договора с четкими сроками реализации.
Поблагодарите всех за сотрудничество и участие в pешении проблемы. Желательно, чтобы такой разбор конфликта
выполнял функцию некой модели, позволяющей учиться улаживать конфликты самостоятельно, без посторонней
помощи
Заключение
Процесс формирования практической готовности учителя, классного руководителя, воспитателя к
своевременной диагностике, профилактике и разрешению конфликтов в детских и подростковых
коллективах носит индивидуально-творческий, поэтапный и системно-организованный характер.
Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив
усилия.
Этому способствует:
•
Во-первых, анализ собственной позиции и действий.
•
Во-вторых, необходимо постараться понять интересы всех участников конфликта. Понять — не
значит принять или оправдать. Однако это расширит представление о конфликте и его участниках,
сделает его более объективным.
•
В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях
участников. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей. В каждом есть что-то
положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.
Поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным
закономерностям, педагоги не должны «бояться» конфликтов, а, понимая природу их возникновения,
использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных
педагогических ситуациях.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ/КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
по профилактике конфликтов
Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с другими педагогами, родителями учеников.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции, учите этому школьников. В процессе
общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:
- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективность оценки окружающих;
- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
Никогда не выясняйте отношения с учениками, родителями учеников, коллегами в присутствии других
учащихся.
Не стремитесь радикально, быстро, лобовыми методами переделывать учеников. Перевоспитание и
воспитание учащихся – процесс длительный, требующий от учителя и воспитателя терпения, такта и
осторожности.
Оценивая результаты учебы и поведение ученика, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему
удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках
ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить
эффективность работы учителя и воспитателя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между
педагогами и учениками.
Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей,
воспитателей, администрации школы, родителей.
Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только
самостоятельную, но и большую общественную ценность.
Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя.
По-своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит
злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать авторитет, повышая
качество преподавания и воспитания, создавая высоконравственную атмосферу в классе.
Во все времена у всех народов сложно было жить без чувства юмора. Хорошее настроение и смех способен
предотвратить многие конфликты.
Расширяйте временные границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и
историю родного края, России, человечества.
Расширяйте вероятностные границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий
и учите этому школьников. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты
развития событий.
Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий.
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить.
Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить.
Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.