Автор: Тюкова Мария Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад №19 города Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции речи детей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19 г. Благовещенска»
Мастер-класс «Игровая деятельность с песком в
развитии и коррекции речи детей».
Подготовила воспитатель:
Тюкова М.А
г. Благовещенск 2024
Мастер-класс «Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции
речи детей»
Цель работы:
Развитие речи детей через использование метода песочной терапии.
Задачи:
• изучить правила работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и
упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
• сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с
речью детей;
• развивать точность понимания речи;
• способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые
подражания;
• активизировать словарный запас детей по разным темам;
• используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному
изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
• используя игры-инсценировки в создании песочной картины,
формировать диалогическую и монологическую речь;
• пробуждать речевую активность; умение ребенка вступать в разговор,
поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
• помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;
• развивать речь, память, воображение, мышление, фантазию детей;
• вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и
совместной деятельности с другими детьми.
Материал: песочница, миниатюрные фигурки животных, машины,
трубочки для коктейля, влажные салфетки, лейки, пульверизатор.
Ход Мастер-класса:
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для
детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, нет
ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее чем
песочная игра.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности, которая решает множество коррекционно-развивающих
задач.
Во-первых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как
основа "ручного интеллекта".
Во-вторых, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются
все компоненты речи и познавательные функции (восприятие, внимание,
память, мышление).
В-третьих, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что
способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков
ребёнка.
В-четвёртых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое и
экспериментировать.
Практическая часть мастер-класса:
Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы.
Развитие тактильно-кинестетических ощущений:
Создать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра
ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
«Поиграем» на поверхности песка поиграть пальчиками как на пианино.
«Чувствительные ладошки» положите ладони на песок. Погладим
внутренней, затем тыльной стороной ладони. Покладьте песок между
ладоней.
Подобные упражнение используются в начале занятия. Это способствует
развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную
деятельность.
Развитие речевого дыхания:
«Следы» Возьмите любое животное поставьте в песочницу. В песке сделайте
углубления – «следы» животного. Надо «замести» все следы, чтобы охотник
не обнаружил животное. Возьмите коктейльную трубочку и воздушной
струёй выровняйте песочную поверхность. Помните, не должны надуваться
щеки. Будьте осторожны, сила воздушной струи должна быть умеренной так,
как должны соблюдаться правила безопасности.
Выровняй дорогу. Возьмите машинку и прокатите ее по песочной
поверхности. От детской машинки оставлен след на песке. Выровняйте
дорогу после машинки. Помните, не должны надуваться щеки. Будьте
осторожны сила воздушной струи должна быть умеренной так, как должны
соблюдаться правила безопасности.
Игры на развитие органов артикуляции:
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюк. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл»,
пальцами в такт двигать в толще песка.
Часики. Языком двигать вправо-лево, и одновременно в том же
направлении двигать ладонью по песочной поверхности.
Игры на автоматизацию звуков:
«Моторчик» заведи мотор и прокатите зигзагом по песочной
поверхности и произнесите звук - РРР
Прошагайте пальчиками по этой дорожке проговаривая слоги:
Ра-ро-ру-ры ар-ор-ур-ыр
Ро-ру-ры-ра ор-ур-ыр-ар
Упражнения « Ручеёк течёт»- льёт воду из лейки тонкой струйкой.
«Дождик мороси»- увлажняем песок пульверизаторами.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стехи о
воде и дожде.
Вы, слышали о воде
Говорят она везде
В луже, море, океане,
И водопроводном кране.
Полосаный болоногий
Шлёпал дождик по дороге.
Озорник на всякий случай,
Был привязан к маме туче.
Дождик, дождик моросит
В листьях клёна он шумит.
Вода, как песок имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому
её применение в песочных играх целесообразно.
Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка.
На мокром песке можно рисовать, например лица, обучая ребёнка
графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть,
злость, страх, удивление. Рисуем лицо на мокром песке.
Развитие фонематических представлений:
«Прятки» Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный
звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
«Слоги» Возьмите животное поставьте его в песочницу. Прочертите,
полоску-это мы выделили слово. Посчитайте сколько слогов в названии
вашего животного, столько горстей песка насыпьте на эту полоску.
Игры на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи
«Кого не стало». Возьми несколько игрушек и поставите в песочницу.
Каждый из вас внимательно посмотрит на животных, которые стоят в
песочнице у вашего соседа и запомните их. А теперь спрячьте их в песке.
Скажите кого не стало, называя игрушки из соседней песочницы? Уберите
эти игрушки.
Нарисуйте в своих песочницах «дом». Заселите в ваши дома этих
животных и птиц.
Скажите, какое животное у вас,
опишите его – какое оно, что это животное умеет делать,
какую пользу оно приносит человеку.
Молодцы! У вас получилось.
Сегодня мы показали показали вам лишь несколько песочных игр,
направленных на психологическую коррекцию и на развитие речи.
Уважаемые коллеги наш мастер-класс подошёл к концу.