Автор: Борисова Людмила Вениаминовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 176
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Автоматизация звуков в играх
Раздел: дошкольное образование
«Автоматизация звуков в играх»
Правильная, хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего,
полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем
легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании
речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя
различные нарушения.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребенка. Некоторые дети, начиная осознавать
свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешитель-
ными.
Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение
детьми звуков и слов в период обучения их грамоте, так как письменная
речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести
к неуспеваемости
.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. А так
как к основным видам деятельности дошкольника относят игру и об-
щение, то, следовательно, игровое общение — это тот необходимый ба-
зис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование
речевой активности ребенка. Игра — это не просто развлечение, это
творческий труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры он познает не
только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Иг-
рая, малыш накапливает знания, осваивает язык, развивает мышление
и воображение. Лингвистические (словесные) игры во всем их многообра-
зии способствуют становлению разных сторон речевой деятельности ре-
бенка. Благодаря им у малыша происходит становление культуры речи и
общения:
формируются
интонационно-динамическая
выразительность
речи, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в
словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль,
чтобы быть понятым другими, обогащается словарный запас, формируются
предпосылки письменной речи. Участие в таких играх стимулирует
собственную речевую активность ребенка.
Самое главное условие в организации словесных игр с дошкольниками
— способствовать развитию желания ребенка говорить, а для этого он не
должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных
ошибок. Ни в коем случае нельзя критиковать речь ребенка, делать заме-
чания по ходу высказывания, грубым вторжением исправлять неверно ска-
занные слова и фразы. Постоянные поправки речи остаются либо совсем
незамеченными, либо надоедают малышу — он может стать скупым на
слова или совсем замкнуться, предпочитая промолчать, лишь бы не оши-
биться. Лучший способ помочь ребенку — повторить фразу, слово, звук
правильно (делать это надо после того, как ребенок закончил говорить, а
сам повтор осуществить в форме подведения итога всего сказанного им),
чаще хвалить его, особенно за реальные достижения и успехи, эмоцио-
нально поддерживать его.
При организации речевых игр и упражнений необходимо учитывать
следующие рекомендации:
—
игры не должны быть длительными по времени (10—15 минут);
—
взрослый должен ставить перед детьми только игровую задачу, а перед
собой — учебную;
—
перед игрой взрослый должен показать используемые в игре
картинки, объяснить и проговорить те слова, которые он считает сложными;
—
игра должна проводиться в темпе, соответствующем возможностям
конкретного ребенка, чтобы он имел возможность понять задание, осознанно
исправить возможную ошибку в произношении;
—
игра должна быть в то же время живой, интересной, заманчивой для
ребенка, поэтому в ней должны присутствовать элемент соревнования,
награды за успешное выполнение, красочное оформление;
—
оценка за результат игры должна быть личностно-ориентированной,
то есть
оценивать успехи ребенка надо только в сравнении с его
собственными прежними достижениями;
—
в игре следует развивать навыки контроля за чужой и своей речью и
стремление правильно выполнять задания;
—
игра может быть частью НОД или проводиться в один из режимных
моментов (на прогулке, в минуты отдыха и т. д.);
—
в процессе игры взрослый должен принимать непосредственное уча-
стие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей,
задачами и условием игры), дети должны чувствовать заинтересованность
взрослого в игре, видеть в нём равноправного партнёра;
—
взрослые не должны забывать радоваться и хвалить ребенка за ста-
рание, поощрять малейшие его успехи.
«ПОКУПКИ» (для детей 5 – 7 лет)
Игровой материал: 10-15 игрушек или предметов, которые ребенок хорошо
знает. Желательно, чтобы они были небольшого размера. В старшем возрасте
можно предметы заменить картинками. Разложите заранее все предметы на
«прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы будете давать
ребенку задание. Предложите малышу «сходить в магазин и сделать
покупки». Назовите 4-6-8 предметов (зависит от возраста и возможностей
конкретного ребенка) из тех, что на «прилавке». Это могут быть (например,
на звук «Р») тарелка, кастрюлька, брелок для ключей, крем, парик, варежка,
крючок вязальный, пряник, грибок, матрешка, резинка... Ребенок должен
запомнить и принести все названные предметы. И обязательно назвать.
Вариант игры
Игротека
Ребенку выдаются деньги-карточки с нарисованными предметами. Он
должен подойти к «продавцу» и правильно, четко назвать изображенный на
«купюре» предмет, только тогда он сможет купить его в «магазине».
Вариант игры. Эту игру можно проводить также с несколькими детьми
одновременно. Цель: кто больше купит и, соответственно, правильно назовет
игрушек. Только не забудьте в этом случае увеличить количество npeдметов
в «магазине».
«ЛИСИЧКА ПРЯЧЕТСЯ» (для детей 5 – 7 лет).
Игровой материал: 10-15 карточек с картинками на определенны звук (5x10 см),
«лисичка» из картона (3x3 см). Если ребенок знает буквы, то «лисичку» можно
заменить буквой.
Играть можно с одним ребенком или с группой детей (2-4 человека).
Перед игрой взрослый раскладывает на столе карточки рисунками вверх. Затем
ребенок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый кладет «лисичку» под
одну из карточек. Ребенок открывает глаза и ищет «лисичку», называя предметы,
изображенные на карточках. Если он находит «лисичку» с первого раза, то берет
карточку себе как выигрыш и получает право спрятать «лисичку», чтобы ее искал
взрослый. Если он находит «лисичку» не с первого раза, то карточку, под которой
спряталась «лисичка», берет себе взрослый. Выигрывает тот, кто больше соберет
карточек. Игра позволяет многократно называть слова с данным звуком.
«У МЕНЯ БОЛЬШЕ….» (для детей 5 – 7 лет)
Игровой материал: разноцветные карточки с предметами на определенный
звук (на карточках разное количество предметов, от 1 до 5, например: 2 ракеты, 4
розы, 5 груш...). В игре участвуют 2 человека. Игроки делят между собой карточки
поровну. Кладут стопки перед собой картинками вниз. Игроки одновременно
открывают верхние карточки из стопки и сравнивают их между собой по
количеству изображенных предметов («У меня 2 груши... А у меня 5 рыб...»).
Тот игрок, у кого количество больше — забирает обе карточки. Игра
продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся у одного из игроков.
Он — победитель. Если выпадает одинаковое количество предметов, то дети
выкладывают следующие картинки.
«ЧТО НЕ НАЗВАЛ НЕЗНАЙКА…» (для детей 5 – 7 лет).
Игровой материал: игрушки или картинки (6-8 штук). Незнайка - игрушка
бибабо.
Незнайка (на руке взрослого) «называет» игрушки в любом порядке, но одну
пропускает. Дети следят глазами за игрушками по мере называния и должны
определить, что пропустил Незнайка и не назвал.
Пример игры. Перед ребенком на наборном полотне выставляются картинки: стол,
стакан, слон, маска, стул, самокат.
Варианты заданий:
—
... стакан, слон, маска, стул, самокат (стол);
—
стол, стакан, слон, маска, стул... (самокат);
—
стол... слон, маска, стул, самокат (стакан);
—
стол, стакан, слон... стул, самокат (маска);
—
стол, самокат, стакан, стул, слон... (маска) и т.д.
Игра развивает произвольное внимание, память.
МЕШОК С ПОДАРКАМИ ОТ ДЕДЕА МОРОЗА (для детей 5 –
7 лет).
Игровой материал: мешочек с мелкими предметами, игрушками.
Ребенок должен на ощупь определить предмет и назвать его. В этом случае
ребенок должен определить (назвать) ощупываемый предмет только на основе
тактильного восприятия.
Вариант игры
Вы называете предмет, который должен найти в мешочке ребенок (например,
пуговицу), а он ощупывает предметы в мешке и находит этот предмет среди
других (огурец, заяц, яйцо, блюдце, цепь, кольцо, ножницы), достает и называет.
Если ребенок правильно выполнил задание, он получает этот предмет для игры.
Вариант игры
Ребенок может ощупывать предметы через ткань мешочка. Игра позволяет
развивать у детей тактильное восприятие и память.
ПУТАНИЦА (для детей 5 – 7 лет).
В игру можно играть с реальными предметами или карточками.
Пример игры. Разложите на столе 10 предметов, которые не связаны между собой
по смыслу (расческа, ручка, часы, значок, мячик, чашка, птичка, чайник, уточка,
лампочка). Предложите ребенку внимательно рассмотреть их в течение 2 минут и
запомнить, где что лежит. Накройте предметы платком. Пусть ребенок назовет их.
Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте местами 1-2 предмета, а потом задайте
вопрос: «Что изменилось?»
Вариант игры
Вы можете добавить одну игрушку или картинку и спросить: «Кто пришел в
гости?»
Вариант игры
Вы убираете одну игрушку и спрашиваете: «Кто спрятался?» Сна¬чала можно
сообщить ребенку перед игрой, что именно вы будете делать с картинками
(игрушками) — убирать или добавлять. А затем усложните задание — не
предупреждайте об этом. Тогда ребенок должен будет сам определить, что
произошло.
Игра развивает зрительную память.
ЗВУКОВОЕ ЛОТО (для детей 5 – 7 лет).
Игровой материал: 10 больших карт с 8 картинками на каждой на определенный
звук (С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л, Й), маленькие карточки с такими же картинами, как
и на больших картах. Играют от 2 до 6 человек.
Игрокам раздаются большие карты — каждому по одной на отрабатываемый звук.
Маленькие карточки перемешиваются ведущим (или взрослым) и выкладываются
стопкой картинками вниз. Затем ведущий переворачивает верхнюю карточку
картинкой вверх. Игрок, у которого на большой карте есть такой же предмет,
говорит: «Моя ..., мой ..., мое...» (называется предмет). Выигрывает тот, кто первым
закроет все свои картинки на большой карте.
Игра позволяет учить детей различать род притяжательных местоимений (моя,
мой, мое).