Автор: Рудевич Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Аист"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Тема: "Я живу на ЯМАЛЕ"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию целостной картины мира
подготовительная группа
Тема: «Мой край родной ЯМАЛ»
Программное содержание: Уточнить знания детей о родном крае, о природе, о диких
животных,
живущих
в
тайге,
о
жилище,
одежде,
труде
коренных
народов
Севера.
Познакомить детей с флагом и гербом ЯНАО. Активизировать и обогащать речь детей
словами: нарты, каюр, малица. Воспитывать чувство уважения к жизни и традициям
обычаев коренных народов Севера.
Материал к занятию: карта России или глобус, изображения гербов и флагов ЯНАО и
Нового Уренгоя, иллюстрации , презентация,
Предварительная
работа: рассматривание
иллюстраций
на
тему:
«Северный
край»
Чтение ненецких сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами, подвижные
игры народов Севера, беседы на заданную тему.
Воспитатель: Дети посмотрите на глобус (карту) какой огромный наш общий Дом-
планета Земля. Сколько разных стран кажется нам таинственными и заманчивыми. Мы с
вами живем, в какой стране?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия - многонациональная страна.
Ребята как называется страна, в которой человек родился?
Дети: Родина
Воспитатель: Как называется поселок, в котором мы живем?
Дети: Мы живем в п. Коротчаево
Воспитатель: В честь кого назван наш поселок?
Дети: наш поселок назван в честь Дмитрия Ивановича Коротчаева – первопроходца
начальника управления «Тюменьстройпуть»
Воспитатель: Ребята, а где находится наш поселок Коротчаево?
Дети: поселок находится на Крайнем Севере России, на полуострове Ямал, в Ямало -
ненецком автономном округе.
Воспитатель: Правильно Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь
ваш дом, вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале,
должны знать, любить, беречь свой любимый край.
Воспитатель: Я предлагаю вам узнать насколько хорошо вы знаете свой родной уголок -
наш Ямал. Будьте внимательны, сейчас мы проведем мини – викторину, а правильный
ответ вы сможете увидеть на экране (см. Презентацию)
1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли) (слайд№1)
2. Столица Ямала? (г. Салехард) (слайд №2)
3. Как называется округ, в котором мы живем? (Ямало-ненецкий) (слайд №3)
4. Что изображено на гербе Ямала? (на гербе белые медведи и олень) (слайд №4)
Воспитатель: – А почему именно олень?
Дети: – Потому что олень кормит и одевает коренных жителей.
5. Что изображено на флаге Ямала? (на флаге народный орнамент) (слайд №5)
6. Назовите коренных жителей Ямала? (ханты, ненцы) (слайд№6,7)
7. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой) (слайд№8)
8. Чем богат наш край? (пушниной, газом, рыбой и т.д.) (слайд №9)
9. Как называется верхняя зимняя одежда коренных жителей севера? (малица)
(слайд№10-12)
10. Как называется зимняя обувь коренных жителей севера? (кисы) (слайд№13)
11. Назовите жилище хантов и ненцев? (чум) (слайд№14)
12. Чем покрывают чум зимой? (шкурой оленя) (слайд№14)
13. Чем украшают одежду ненцы и ханты? (национальным орнаментом) (слайд№15,16)
14.Назовите ягоды, которые растут на Ямале (морошка, брусника, голубика, черника,
княженика, жимолость) (слайд№17)
15.Назовите какие грибы вы знаете? (подосиновик, подберезовик, масленок, белый гриб
(боровик)) ( слайд № 18)
16.Какие вы знаете лекарственные травы Ямала (багульник, иван-чай, шиповник) (слайд
№ 19)
17. Главное животное тундры? (олень) (слайд№20)
18. Кто управляет оленем? (каюр.) (слайд№21)
19. Чем питается олень? (ягель) (слайд№22)
20. Как называются санки хантов и ненцев? (Эти легкие, длинные санки называются
нартами.) (слайд№23)
21. Какие насекомые обитают на Ямале? (комары, мошки, жуки, пауки, стрекозы и т.д.)
(слайд№24)
22. Назовите диких животных Ямала? (сибирские и полярные волки, лисы, песцы, белые
и бурые медведи, соболь, северные олени.) (слайд№25-28)
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, как и чем богат наш Северный край.
Ребята я
хочу вас познакомить с флагом и гербом нашего города Новый Уренгой
Вот он. (Показ детям флага). А что на нем изображено? (Просмотр слайдов № 29-31.)
Воспитатель: – Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? С
какими словами познакомились.
(Ответы детей).
Воспитатель: – А сейчас я предлагаю вам рассказать стихотворения, которые мы с вами
учили.
На Севере Крайнем
Большою семьёй
Ребята всех наций живут,
Гордятся своею богатой землёй,
О ней свои песни поют.
Я люблю наш не густо обжитый,
Но богатый ямальский простор,
Гор Уральских седые гранты,
Нити рек и тарелки озёр.
Край широкий холмы и равнины
Всех оленей твоих не сочтёшь,
Сколько рыбы и ценной пушнины
Ежегодно стране ты даёшь.
В снежном вихре мчат олени
По холмистой тундре мчат,
Не бегут мои олени,
А по воздуху летят.
От Полярного сиянья
Посветлело словно днём,
На большие расстоянья
Хорошо видать кругом.
Я люблю езду такую,
Только править успевай,
И поёт душа ликуя,
Здравствуй, тундра, милый край!
Воспитатель: Молодцы ребята вы сегодня хорошо занимались, правильно отвечали на
вопросы и заслужили вот такие медали. На этом наше занятие закончилось, всем спасибо.