Напоминание

"Я живу на ЯМАЛЕ"


Автор: Рудевич Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Аист"
Населённый пункт: ЯНАО г. Новый Уренгой
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Тема: "Я живу на ЯМАЛЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по формированию целостной картины мира

подготовительная группа

Тема: «Мой край родной ЯМАЛ»

Программное содержание: Уточнить знания детей о родном крае, о природе, о диких

животных,

живущих

в

тайге,

о

жилище,

одежде,

труде

коренных

народов

Севера.

Познакомить детей с флагом и гербом ЯНАО. Активизировать и обогащать речь детей

словами: нарты, каюр, малица. Воспитывать чувство уважения к жизни и традициям

обычаев коренных народов Севера.

Материал к занятию: карта России или глобус, изображения гербов и флагов ЯНАО и

Нового Уренгоя, иллюстрации , презентация,

Предварительная

работа: рассматривание

иллюстраций

на

тему:

«Северный

край»

Чтение ненецких сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами, подвижные

игры народов Севера, беседы на заданную тему.

Воспитатель: Дети посмотрите на глобус (карту) какой огромный наш общий Дом-

планета Земля. Сколько разных стран кажется нам таинственными и заманчивыми. Мы с

вами живем, в какой стране?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия - многонациональная страна.

Ребята как называется страна, в которой человек родился?

Дети: Родина

Воспитатель: Как называется поселок, в котором мы живем?

Дети: Мы живем в п. Коротчаево

Воспитатель: В честь кого назван наш поселок?

Дети: наш поселок назван в честь Дмитрия Ивановича Коротчаева – первопроходца

начальника управления «Тюменьстройпуть»

Воспитатель: Ребята, а где находится наш поселок Коротчаево?

Дети: поселок находится на Крайнем Севере России, на полуострове Ямал, в Ямало -

ненецком автономном округе.

Воспитатель: Правильно Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь

ваш дом, вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале,

должны знать, любить, беречь свой любимый край.

Воспитатель: Я предлагаю вам узнать насколько хорошо вы знаете свой родной уголок -

наш Ямал. Будьте внимательны, сейчас мы проведем мини – викторину, а правильный

ответ вы сможете увидеть на экране (см. Презентацию)

1. Что означает слово Ямал в переводе с ненецкого языка? (край земли) (слайд№1)

2. Столица Ямала? (г. Салехард) (слайд №2)

3. Как называется округ, в котором мы живем? (Ямало-ненецкий) (слайд №3)

4. Что изображено на гербе Ямала? (на гербе белые медведи и олень) (слайд №4)

Воспитатель: – А почему именно олень?

Дети: – Потому что олень кормит и одевает коренных жителей.

5. Что изображено на флаге Ямала? (на флаге народный орнамент) (слайд №5)

6. Назовите коренных жителей Ямала? (ханты, ненцы) (слайд№6,7)

7. Чем занимаются ханты, ненцы на Ямале? (охотой, рыбалкой) (слайд№8)

8. Чем богат наш край? (пушниной, газом, рыбой и т.д.) (слайд №9)

9. Как называется верхняя зимняя одежда коренных жителей севера? (малица)

(слайд№10-12)

10. Как называется зимняя обувь коренных жителей севера? (кисы) (слайд№13)

11. Назовите жилище хантов и ненцев? (чум) (слайд№14)

12. Чем покрывают чум зимой? (шкурой оленя) (слайд№14)

13. Чем украшают одежду ненцы и ханты? (национальным орнаментом) (слайд№15,16)

14.Назовите ягоды, которые растут на Ямале (морошка, брусника, голубика, черника,

княженика, жимолость) (слайд№17)

15.Назовите какие грибы вы знаете? (подосиновик, подберезовик, масленок, белый гриб

(боровик)) ( слайд № 18)

16.Какие вы знаете лекарственные травы Ямала (багульник, иван-чай, шиповник) (слайд

№ 19)

17. Главное животное тундры? (олень) (слайд№20)

18. Кто управляет оленем? (каюр.) (слайд№21)

19. Чем питается олень? (ягель) (слайд№22)

20. Как называются санки хантов и ненцев? (Эти легкие, длинные санки называются

нартами.) (слайд№23)

21. Какие насекомые обитают на Ямале? (комары, мошки, жуки, пауки, стрекозы и т.д.)

(слайд№24)

22. Назовите диких животных Ямала? (сибирские и полярные волки, лисы, песцы, белые

и бурые медведи, соболь, северные олени.) (слайд№25-28)

Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, как и чем богат наш Северный край.

Ребята я

хочу вас познакомить с флагом и гербом нашего города Новый Уренгой

Вот он. (Показ детям флага). А что на нем изображено? (Просмотр слайдов № 29-31.)

Воспитатель: – Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? С

какими словами познакомились.

(Ответы детей).

Воспитатель: – А сейчас я предлагаю вам рассказать стихотворения, которые мы с вами

учили.

На Севере Крайнем

Большою семьёй

Ребята всех наций живут,

Гордятся своею богатой землёй,

О ней свои песни поют.

Я люблю наш не густо обжитый,

Но богатый ямальский простор,

Гор Уральских седые гранты,

Нити рек и тарелки озёр.

Край широкий холмы и равнины

Всех оленей твоих не сочтёшь,

Сколько рыбы и ценной пушнины

Ежегодно стране ты даёшь.

В снежном вихре мчат олени

По холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят.

От Полярного сиянья

Посветлело словно днём,

На большие расстоянья

Хорошо видать кругом.

Я люблю езду такую,

Только править успевай,

И поёт душа ликуя,

Здравствуй, тундра, милый край!

Воспитатель: Молодцы ребята вы сегодня хорошо занимались, правильно отвечали на

вопросы и заслужили вот такие медали. На этом наше занятие закончилось, всем спасибо.



В раздел образования