Напоминание

Роль музыкального мышления в формировании навыка чтения нот с листа


Автор: Зеленковская Маргарита Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО СДШИ "Балтика"
Населённый пункт: Город Сосновый Бор Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль музыкального мышления в формировании навыка чтения нот с листа
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА

Зеленковская Маргарита Александровна – преподаватель высшей категории

по классу фортепиано

МБУ ДО СДШИ

«Балтика»

I. Что такое чтение нот с листа.

Разбор музыки и разучивание произведений являются мостиком между

музыкальным развитием ученика и практикой работы за инструментом.

Ознакомление – это целостное проигрывание произведения, при

котором зарождается эскизное представление о его образном содержании.

Такое знакомство с произведением невозможно без умения бегло читать

ноты с листа.

Что такое чтение с листа?

«Разучивание произведения внутренним слухом» Я. Зак.

Главное – не все прочитывается, допускаются «фальшивые ноты»

М. Гринберг, «темп неточный» К. Игумнов.

Есть одноразовое чтение, есть двухразовое (Я. Зак). Г. Коган говорит о

2-3-кратном

проигрывании.

«Столько

читать

с

листа,

пока

не

выкристаллизуется исполнительский замысел произведения».

Следовательно, чтение нот с листа – это не только проигрывание нот,

но эскизная передача первоначального образа произведения, постижение

эмоционального смысла музыки.

Чтение нот с листа – это процесс непрерывного исполнения, основной

целью которого является создание некоего идеального музыкального образа,

на первом этапе – в общих чертах понимание характера, образного

содержания, т. е. музыкального смысла произведения. Необходимо учесть

все авторские указания: темп, штрихи, динамику. При этом допускается

некоторое упрощение фактуры, её отдельных элементов, но ни в коем случае

нельзя останавливаться, исправлять свои ошибки, т. е. это процесс

целостного восприятия музыкального текста.

Большую роль чтение нот с листа играет при первоначальном

знакомстве с музыкальным произведением. Чем лучше у ученика развит этот

навык, тем быстрее складывается у него целостное представление о пьесе.

Чтение нот с листа является важнейшим условием развития музыкального

интеллекта;

оно

дает

возможность

непосредственного

знакомства

с

произведениями музыкальной классики, повышает интерес к занятиям

музыкой.

II. Психологический аспект проблемы.

Однако,

методика

развития

навыка

чтения

нот

с

листа

малосформирована. Есть методические практические указания педагогов

относительно

приемов

чтения

нот.

Но

недостаточно

разработанный

психологический аспект данной проблемы делает невозможным создание

систематизированной методики формирования чтения нот с листа.

Попытку провести психологический анализ данной проблемы сделал

Ю. А. Цагарелли. Он выявил, что успешное чтение нот с листа связано с

преобладанием активности полушария, отвечающего за эмоционально-

образное

мышление,

над

активностью

полушария,

отвечающего

за

абстрактно-логическое мышление, на фоне общего повышения мозговой

активности.

На первый взгляд факт связи успешности чтения нот с листа с

относительным преобладанием активности полушария, отвечающего за

эмоционально-образное

мышление,

кажется

неожиданным,

так

как

оперирование знаковой информацией, к которой несомненно относятся

нотные знаки, является функцией полушария, отвечающего за абстрактно-

логическое мышление. Однако, в процессе успешного чтения нот с листа

нотные знаки сразу перекодируются в слуховые или слухо-двигательные

представления, которые реализуются затем в двигательные (моторные)

реакции

музыканта-исполнителя.

В

противном

случае

нотный

текст

воспринимается как носитель абстрактно-знаковой информации и процесс

чтения нот с листа превращается в решение логической задачи по

оперированию знаковыми и двигательными символами.

Таким образом, именно слуховые и слухо-двигательные представления

являются центральным важнейшим условием успешного чтения нот с листа.

Процесс успешного чтения нот с листа, с точки зрения мозговой и

психической деятельности, очень напоминает процесс игры по слуху.

Разница состоит лишь в том, что при подборе по слуху стимулами

исполнительских движений являются внутренние слуховые представления

памяти, а при игре по нотам – зрительные восприятия нотного текста,

которые предваряют слуховые представления.

В данном случае речь идет о развитии умения «слышать глазами».

III. Понятие музыкального мышления, музыкальной речи.

Основной причиной слаборазвитого чтения нот с листа является низкое

качество слуховых представлений (а на начальном этапе обучения возможно

и полное их отсутствие).

Поскольку в основе слуховых представлений лежат музыкальная

память, музыкальное мышление и музыкальное воображение, то развитию

этих музыкальных профессионально важных качеств необходимо уделять

первостепенное значение в процессе обучения музыканта.

Что такое музыкальное мышление?

Мышление – это познание сущности и закономерностей объектов и

явлений с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,

абстракции и т. д. Музыкальное мышление – это познание музыки.

Спецификой музыкального мышления является то, что оно оперирует

музыкальными

образами.

Следовательно,

для

музыкантов

характерно

хорошо развитое образное мышление.

Каким образом происходит познание и понимание музыки? Через

познание и понимание музыкального языка, то есть специфики музыкальной

речи. Вот как раз при формировании навыка чтения нот с листа на начальном

этапе

обучения

необходимо

научить

ребенка

понимать

структуру

музыкальной речи.

Самой маленькой ячейкой музыкального языка, как мы знаем,

является

ритмо-интонация.

Двузвучная

ритмо-интонация

это

уже

музыкальное слово. Например, «соль – ми» - голос кукушки. Восходящая

квартовая ритмо-интонация – «ау – ау»; или – кварта вверх – вопрос «Ты

где?», кварта вниз – ответ «Я здесь». Эмоциональные оттенки мелодических

интонаций тесно связаны с величиной интервального «шага», его высотной

направленностью, ритмикой и артикуляционной окраской.

IV. Различные точки зрения на процесс обучения и развития

навыка чтения нот с листа.

Когда мы учим ребенка играть с рук, а затем подбирать простые

песенки, то показываем их целиком или частично (мотивами, фразами).

Такой же метод необходимо использовать при формировании навыка разбора

и разучивания пьес по нотам. Следует с первых шагов добиваться того,

чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу группами, то есть мотивами.

Это сохраняет музыкальный смысл, повышает слуховой контроль, помогает

более длительно концентрировать внимание, сохранять интерес к игре на

фортепиано.

Цельность исполнения определяет в свою очередь связность и

плавность

игровых

движений.

Е.

Тимакин

называет

такой

процесс

разучивания методом групповой читки. Об этом также пишут Л. Баренбойм и

Ф. Брянская. Научить ученика при чтении нот мыслить мотивами, фразами,

предложениями – это путь к дальнейшему осмысленному и выразительному

исполнению музыки, к пониманию музыкального языка в целом.

Можно ли научить или развить навык чтения нот с листа? Существует

несколько точек зрения. «Лучший способ научиться читать – это как можно

больше читать» И. Гофман. Общеизвестна схема процесса чтения: вижу –

слышу – играю. Возникают вопросы: что вижу – что слышу – как играю.

Развитый навык игры с листа представляет сложную динамическую

функциональную систему, основанную на тесном взаимодействии зрения,

слуха и моторики, осуществляющуюся при активном участии внимания,

воли,

памяти,

интуиции

и

творческого

воображения

исполнителя.

(Ф.Брянская).

Сложная цепь действий по Ф. Брянской.

3 группы:

1. Включает действия, предваряющие игру с листа:

а) определение характера, темпа, основной ладотональности и размера.

б) беглый просмотр текста с целью выявить господствующий тип

изложения и метроритмический рисунок. (В этот момент рождается общая

предварительная моторная установка – стратегия поведения рук).

2. Относится непосредственно к чтению и связана с работой зрения и

слуха:

зрительный

охват

и

мысленная

дешифровка

ритмической

и

звуковысотной

графики

«опознание»

в

тексте

знакомых

элементов,

осознание его структурной логики по различным параметрам и построение

гипотезы о его ближайшем продолжении.

Работа эта осложняется тем, что слух принужден обрабатывать

одновременно различные фрагменты текста: и тот, который еще предстоит

сыграть (в итоге формируется более или менее приближенный звуковой

образ-программа), и тот, который исполняется в данный момент; при этом

реальное звучание сличается с ожидавшимся (слуховой контроль или

обратная связь).

3. Озвучивание воспринимаемого текста. Это сложная координируемая

деятельность всего двигательного аппарата. Ряд звеньев этой сложной цепи

операций должен выполняться автоматически.

V. Необходимые условия успешного чтения нот с листа.

Прежде всего, это умение предвосхищать развертывание музыкального

текста, его предугадывание (как при чтении книг). На определяющую роль

предугадывания нотного текста в процессе чтения нот с листа указывал

И. Гофман:

«Чтение

с

листа

в

значительной

степени

сводится

к предугадыванию, как вы можете убедиться, проанализировав свое чтение

книг».

Предугадывание зависит от двух взаимосвязанных факторов:

1. Степень упорядоченности элементов нотного текса (этот момент

имеет большое значение при подборе и последовательности распределения

нотного материала)

2. «Начитанность пианиста». В процессе накопления исполнительского

опыта, закрепляются модели музыкальной речи, охватывающие различные

стилистические направления. Главная задача педагога заключается в том,

чтобы

освоение

набора

фортепианных

формул

проходило

в

строго

продуманной системе и охватывало возможно более широко различные

стилистические направления.

Главная цель — мгновенная двигательная реакция на нотную картинку.

У опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо

натренированной «двигательной» памяти, то есть хранящихся в мозгу

обобщений,

моделирующих

типичные

моторно-технические

обороты

(«формулы»). Ф. Лист пишет, что «все отдельно возможные пассажи могут

быть сведены к нескольким основным формулам, из которых проистекают

все встречаемые сочетания… все исследования, каковы бы они ни были,

сводятся к известному количеству основных пассажей, являющихся ключом

ко всему; новые сочетания попадаются редко, или же так незначительны, что

не служат препятствием». По Листу следует, что, владея «ключами», «набив

руку» в вариантах основных «формул», пианист «не встречает больше

никаких трудностей… они побеждены заранее».

«Что касается читки с листа, ясно, что, приучив глаз и руку ко

всевозможным комбинациям, воспроизводишь их с легкостью, не смущаясь

ими; сверх того, надо освоиться на практике со всеми аккордами,

модуляциями,

гармоническими

ходами….

Благодаря

этому,

а

также

занимаясь понемногу обычным разбором текста, можно быстро научиться

читать с листа все, что угодно». (Ф. Лист)

Таким

образом,

необходимо

накопить

в

зрительной,

слуховой,

моторной памяти достаточный запас типовых оборотов фортепианной

музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные аккордовые

структуры, типичные модуляционные последовательности и т.д.

Для этого необходимо воспринимать нотный текст не по складам, а

комплексно, мотивами, фразами, предложениями и так далее. В восприятии

графики нотного текста должно мгновенно, автоматически срабатывать

умение анализировать и синтезировать текст, распознавая в нем типичные,

знакомые элементы в их соотношении с новыми, характерными для данного

произведения.

Навык структурного восприятия нотного текста формируется на

ранней стадии обучения.

Следующий момент — опережающее восприятие нотного текста.

Ускоренное чтение предполагает твердое знание, доведенное до

автоматизма горизонтальных (гаммы, арпеджио и т.д.) и вертикальных

(интервалы, аккорды) звуковых комплексов или формул фортепианной

музыки.

Большое значение для успешного чтения нот с листа имеет также:

а) ориентировка рук на клавиатуре без дополнительного контроля

зрением, тактильное ощущение клавиатуры.

б) владение аппликатурной техникой.

VI.

Школы

и

методические

пособия

для

успешного

формирования и развития навыка чтения нот с листа.

Прекрасным

пособием

для

начинающих

является

«Путь

к

музицированию» Л. Баренбойма, Ф. Брянской и Н. Перуновой. Оно

построено на тех же принципах начального обучения нотной грамоте и

чтения нот с листа, о которой пишет Ф. Брянская в своей работе,

посвященной формированию и развитию навыка игры с листа в первые годы

обучения пианиста. Упражнения для развития интонационного слуха,

структурного воспроизведения нотного текста, упражнения на ориентировку

рук на клавиатуре, аппликатурные упражнения, упражнения на развитие

чувства ритма, творческой фантазии. Это пособие выдержало несколько

изданий и сейчас является библиографической редкостью. Занятия по этой

школе приносят огромную радость не только детям, но и преподавателям.

Есть еще одна интересная методика – это школа интенсивного

обучения игре на фортепиано Т. И. Смирновой, в которой представлены

принципы ускоренного чтения нот с листа. Она считает, что, используя

графический метод восприятия нотного текста, можно легко научить читать

с листа всех без исключения. Достигается такой результат следующим

образом. С первого урока дети знакомятся с записью нот сразу на 10

линейках и первой дополнительной связующей, на которой пишется «До»

первой октавы. Научить графическому восприятию нотной записи помогут

следующие упражнения, которые называются «Бусы».

Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту – нажимаю клавишу, не

вспоминая, как называется эта нота, научить видеть общий рисунок

движения нот в их взаимосвязи.

После того, как ребенок хорошо усвоил игру мелодических линий

(«одинарные бусы»), задачу можно усложнить и предложить упражнение на

игру двойных бус.

А затем, упражнение на бусы из трех нот, «тройные бусы».

Если у ребенка маленькая рука, то играть надо двумя руками.

Параллельно с этими упражнениями используются пьесы из нотных

приложений,

тетрадей

«Allegro».

Они

содержат

много

примеров

на

позиционную пятипальцевую игру, что помогает усвоить и закрепить

необходимые аппликатурные принципы. Можно задавать читать на дом

номера из сборника «Сольфеджио» за 1-й класс. Объем домашнего задания

должен быть большим, главная цель не заучивать песенки, а как можно

больше сыграть нотного текста.

Я давно пользуюсь в своей работе с детьми методикой графического

восприятия нотного текста и могу сказать, что изучение нотной грамоты и

дальнейшая работа по развитию навыка чтения нот не представляет

особенных

сложностей

и

проблем,

осваивается

детьми

легко

и

с

удовольствием.

VII. Выводы.

Таким образом, изучив работы известнейших детских педагогов по

формированию навыка чтения нот с листа, можно сделать следующие

выводы:

1.

с первых же уроков обучения нотной грамоте нужно добиваться,

чтобы ученик воспринимал нотный текст группами (мотивами).

2.

параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения (а

следовательно,

непрерывного

внимания),

умение

видеть

и

слышать несколько впереди движений рук.

3.

правильно и умело подбирать материал для чтения с листа.

4.

систематически играть легкие пьесы в четыре руки с педагогом.

Придавая огромное значение развитию навыка чтения нот с листа, я считаю,

что он не только развивает музыкальное мышление, позволяет быстрее

овладеть различными пианистическими приемами, но сохраняет у учеников

интерес к занятиям музыкой, расширяя их музыкальный кругозор, обогащая

духовно и интеллектуально.

Используемая литература

1.

Ю

А.

Цагарелли.

Психология

музыкально-исполнительской

деятельности. Изд. «Композитор Санкт-Петербург» 2008.

2.

Е. М. Тимакин. Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2010.

3.

Ф. Брянская. Формирование и развитие навыка игры с листа в

первые годы обучения пианиста. – М.: Издательский дом

«Классика-XXI», 2011.

4.

Л. А. Баренбойм. Путь к музицированию. – Л.: 1973.

5.

Л. А. Баренбойм, Н. Н. Перунова. Школа игры на фортепиано

«Путь к музицированию» - Л.: 1980, 1981.

6.

Т.

И.

Смирнова.

Allegro.

Фортепиано.

Интенсивный

курс.

Методические рекомендации. – М.: 1994.



В раздел образования