Автор: Королева Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад № 100"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании
дошкольников
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские
обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими
качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой
природе. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С
первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты
характера,
которые
помогут
ему
стать
человеком
и
гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение,
где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство
Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке. Мы проводим совместные праздники в группе.
Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах поделок и рисунков.
Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом
определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым
малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется,
что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем
их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в
отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить
систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает
сомнения
важность
взаимодействия
воспитателей
и
родителей.
В
процессе
воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного,
патриотического,
эмоционального,
речевого,
физического
развития,
которые
эффективно решать всем вместе.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что
ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем,
что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по
длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не
может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к
поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является
духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в
которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух,
который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели –
люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается
определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей
является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие
личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру
собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина
начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает
«расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному
вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям
и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В
вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что
совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», –
эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с
детьми и с их родителями.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из
основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием
которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и
хранительницей национальных традиций.
Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию
нравственно – патриотических качеств:
Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и
других
работников
дошкольного
учреждения.
Она
направлена
на
решение
следующих задач:
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Привлекать
родителей
к
мероприятиям,
способствующим
совместной
деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так
и индивидуальные формы работы с родителями:
беседы;
консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как
воспитать маленького гражданина»;
совместные конкурсы поделок из природного материала,поделки из
овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья». Дети
делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к
собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной
деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект
относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей
семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью
является воспитание любви к своим родным, семье;
досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья»,
«А,ну-ка,папы»;
поручения родителям.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые
и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции,; оформляются
информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов
и ответов, встречи за круглым столом.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого
такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,
гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается
интерес
к
своей
генеалогии,
к
исследованию
национальных,
сословных,
профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное
изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и
глубоких постулатов:
корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом
края и страны;
семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с
историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи,
можно лучше узнать историю своего народа.
Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в
согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных
членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять
свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут.
Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость
всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так
говорится в мудрых пословицах.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым
прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность
своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с
предательством.
Поэтому
важно,
чтобы
дети
как
можно
раньше
увидели
«гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка
получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни
старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие
важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к
врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы
победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших
жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей,
в их честь воздвигнуты памятники.
Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими
людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию
ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной
устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного
достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости
за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей,
воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада
и семьи.