Напоминание

"Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"


Автор: Королева Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад № 100"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании

дошкольников

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские

обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими

качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой

природе. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С

первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты

характера,

которые

помогут

ему

стать

человеком

и

гражданином.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение,

где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство

Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям –

отцу, матери, дедушке, бабушке. Мы проводим совместные праздники в группе.

Родители вместе с детьми участвуют в конкурсах поделок и рисунков.

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации

детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития

личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом

определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым

малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется,

что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем

их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в

отношении уровня и качества образования своего ребенка. Поэтому построить

систему взаимодействия с современными родителями непросто. Не вызывает

сомнения

важность

взаимодействия

воспитателей

и

родителей.

В

процессе

воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного,

патриотического,

эмоционального,

речевого,

физического

развития,

которые

эффективно решать всем вместе.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что

ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем,

что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по

длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не

может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к

поступлению к школе он более чем на половину сформирован как личность.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является

духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в

которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух,

который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели –

люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается

определяющем в формировании внутреннего мира ребенка.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей

является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие

личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру

собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает

уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина

начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает

«расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному

вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям

и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. «В

вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что

совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», –

эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с

детьми и с их родителями.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из

основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием

которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и

хранительницей национальных традиций.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию

нравственно – патриотических качеств:

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и

других

работников

дошкольного

учреждения.

Она

направлена

на

решение

следующих задач:

- установление единства в воспитании детей;

- педагогическое просвещение родителей;

- изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Привлекать

родителей

к

мероприятиям,

способствующим

совместной

деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так

и индивидуальные формы работы с родителями:

беседы;

консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как

воспитать маленького гражданина»;

совместные конкурсы поделок из природного материала,поделки из

овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья». Дети

делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к

собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной

деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект

относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей

семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью

является воспитание любви к своим родным, семье;

досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья»,

«А,ну-ка,папы»;

поручения родителям.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые

и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции,; оформляются

информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов

и ответов, встречи за круглым столом.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого

такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма,

гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается

интерес

к

своей

генеалогии,

к

исследованию

национальных,

сословных,

профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное

изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и

глубоких постулатов:

корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом

края и страны;

семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с

историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи,

можно лучше узнать историю своего народа.

Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в

согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных

членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять

свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут.

Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость

всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так

говорится в мудрых пословицах.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым

прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность

своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с

предательством.

Поэтому

важно,

чтобы

дети

как

можно

раньше

увидели

«гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка

получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной

войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие

важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к

врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы

победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших

жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей,

в их честь воздвигнуты памятники.

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими

людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию

ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной

устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного

достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости

за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей,

воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада

и семьи.



В раздел образования