Автор: Зеленковский Леонид Алексеевич
Должность: Преподаватель духовых инструментов
Учебное заведение: МБУ ДО СДШИ "Балтика"
Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие ощущения пульсации и чувства ритма
Раздел: дополнительное образование
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ ПУЛЬСАЦИИ И ЧУВСТВА РИТМА
автор Зеленковский Леонид Алексеевич – преподаватель духовых
инструментов, руководитель симфонического оркестра
Для
успешных
занятий
музыкой
необходимо
иметь
целый
комплекс
музыкальных способностей: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную
память, эмоциональную отзывчивость на музыку, ряд психо-физических данных и,
конечно, хороший, восприимчивый ум, который будет всем этим управлять. Также
каждый человек имеет свою физиологию, подходящую или не очень к конкретному
музыкальному инструменту.
Все люди в разной степени одарены. Иногда музыкальных способностей нет, или
отсутствуют какие-либо из необходимых компонентов, значит, профессионально
заниматься музыкой таким людям, не дано. Но музыкальная школа и не ставит своей
задачей поголовное воспитание профессионалов. Нам приходится иметь дело с
людьми разной степени одарённости. А так как это - дети, то зачастую, невозможно
на этапе приёмных экзаменов в ДМШ или ДШИ, составить абсолютно верное
представление о степени одарённости ребёнка. Можно лишь констатировать тот
факт, что на момент поступления, есть координация голоса со слухом, и умение
повторять отдельные мелодические и ритмические элементы, то есть, отдалённо
предположить, что данный поступающий в школу ребёнок всё-таки имеет некоторые
способности к музыке. Да и «чувство ритма» всегда стоит на втором месте после
«музыкального слуха», что является большой несправедливостью по отношению к
этому компоненту, так как именно чувство ритма хуже развивается и должно быть у
ребёнка изначально.
«Развивается хуже», не значит - «совсем никак»! И я попробую изложить свои
взгляды на развитие чувства ритма.
Что такое чувство ритма, и что обычно под этим понимают?
Обычно под этим понимают, что в четверти две восьмых, а в восьмой две
шестнадцатых, а четвертей в целой ноте - четыре, “и как это дети не могут такое
простое запомнить?” и т.д.
На самом деле чувство ритма, это - прежде всего, чувство метра. Умение
ощущать течение времени, подвергать его дискретизации, (делить и измерять его
метрическими
долями),
чувствовать,
понимать
и
контролировать
скорость
чередования этих долей, представлять, как эти доли наполняются различными
ритмическими длительностями.
В музыке есть как минимум четыре элемента связанные с понятием времени.
1. Метр - чередование сильных и слабых времён (долей).
2. Ритм - сочетание различных длительностей, которые укладываются на метр, т.е.
измеряются метром. Поэтому все длительности - относительные.
3. Размер, это – численное выражение метра. (Имеется в виду размер такта, а дети
этого часто не понимают, приходится рассказывать про размер портфеля c книжками
и тетрадками). Верхняя цифра говорит, сколько в такте долей. Нижняя цифра
говорит, какая длительность является метрической долей. Можно сказать, что такт,
это - расстояние от одной сильной доли до другой сильной доли. И перед сильной
долей ставится тактовая черта. Такты нужны для удобства записи и чтения нот.
4.
Темп
– скорость чередования метрических долей, значит это - скорость
исполнения музыки.
Работа над развитием чувства ритма должна вестись над каждым из этих
компонентов.
Понимание,
осмысление,
перевод
в
ощущения
и
в
чувство
развёртывания музыки во времени.
Развитие чувства Метра.
В жизни и в окружающем нас мире всё подвержено пульсации, чередованию.
Начиная с философских законов бытия и до самых простых вещей: день-ночь, лето-
зима и т. д. Всё это подчинено совершенно простому и единому ритму: фаза-
противофаза.
Осознать, почувствовать чётный метр не сложно. Мы имеем две руки, две ноги, два
глаза, два уха. Раз - сильно, два - слабо! Сложнее почувствовать нечётный,
трёхдольный метр. Раз - сильно, два - слабо, три – слабо! Пожалуй, ни один
серьёзный музыкант не согласится с такой трактовкой трёхдольного метра, но для
детей, это пока принимается, как начало освоения нечётной пульсации. Для тех, кто
не чувствует такую пульсацию, есть упражнения, которые быстро налаживают
трёхдольное соотношение времён. (Например, хлопки в ладоши и по коленям). Но
обо всём по порядку.
Почувствовать течение времени можно, заполнив его какими-нибудь равномерно
повторяющимися действиями. Например, можно ходить по классу, маршировать и
хлопать в ладоши, сочетая разные длительности. Однако, дети часто не умеют
хлопать из-за плохой координации рук, гораздо легче отбивать удары по
поверхности стола, стучать в бубен, барабан и т. д. Можно считать вслух: «раз –
два», «раз – два - три», или просто произносить «ту – ту». Также всё это нужно
делать под метроном, и обязательно в разных темпах. Самое главное, в процессе
работы над метром, научить ребёнка предчувствовать момент, когда наступает
следующая доля.
Исполнители, играющие на духовых инструментах, лишены возможности считать
вслух во время игры, но есть очень хороший приём, это – счёт ногой. Практически,
это – как ходьба, только на месте.
Считать ногой тоже нужно правильно. Пожалуй, есть два способа счёта ногой:
Первый, это равномерное движение, в котором хорошо ощущается внутридолевая
пульсация (восьмыми). Второй способ – активное отбивание начала каждой доли, а
внутридолевая пульсация носит условный характер. В обоих случаях вес тела
переносится на ногу, которой мы не считаем. А нога, которой мы считаем, стоит на
пятке с небольшой опорой, носок делает движение вниз – вверх. Нельзя громко
топать, нельзя раскачиваться. Со временем амплитуда уменьшается, это становится
практически незаметным движением пальца в ботинке. Ноги можно чередовать,
избегая усталости и напряжения. Особенно важно научить считать ногой детей,
имеющих плохое внутреннее чувство пульса. Счёт ногой для них, это – внешний
инструмент, который помогает измерять доли, считать количество долей в такте,
рассчитывать длину длительностей. Я часто наблюдал, как дети, не имеющие
природного чувства ритма и слухового опыта, от волнения переставали считать
ногой, и сразу начинали делать ритмические ошибки в простых мелодических
фразах. Как только счёт ногой восстанавливался, ошибки прекращались.
В процессе работы над развитием ощущения пульса я выделяю основные
направления:
1). Слушание музыки, с обязательным отбиванием метра, (тактирование).
2). Артикуляционное произнесение различных слогов или слов, соответствующих
пульсу.
3). Дирижирование с пропеванием необходимых ритмических фраз.
4). Ритмически развивающая ходьба.
1). Слушание музыки, с обязательным отбиванием метра, (тактирование).
Этим нужно заниматься с каждым ребёнком, независимо от способностей, так мы
можем понять не только ритмические данные, но и эмоциональную реакцию на
музыку. Сначала ребёнку нужно показать, что от него требуется. Можно отбивать
метр, и если получается, то потом и ритм. Это приучает ребёнка слушать и находить
движение в музыке, и даёт понимание деления на доли.
Список произведений каждый может составить сам, на свой вкус. Например:
Ф.Шуберт «Музыкальный момент f-moll», Э.Григ «В пещере горного короля»,
В.Моцарт «Колыбельная», И.Бах «Менуэт», М.Глинка «Полька» и т.д.
2). Артикуляционное произнесение различных слогов или слов, соответствующих
пульсу.
Самая ритмичная деталь нашего организма, это – наш язык. Всё, что мы сумеем
сказать, мы наверняка сумеем и сыграть.
Все слова содержат определённое количество слогов, а сильная доля совпадает с
ударением в слове.
Слова «мама», «папа» - двудольный размер. Слова: «девочка», «бабушка» -
трёхдольный размер. Фраза «роза красная» или «красная роза» - пятидольный.
Легче всего выучить ритмический рисунок и уложить его на пульс, если придумать
подходящие слова. Я думаю, что когда учащиеся хорового отделения или вокалисты
учат песню сразу со словами, то проблем с пульсом и ритмом гораздо меньше, чем у
инструменталистов.
3). Дирижирование с пропеванием необходимых ритмических фраз.
Этот приём совмещает в себе два предыдущих, и очень эффективен, так как
показывает течение времени в пространстве с делением его на доли.
Под словом «дирижирование» здесь понимается не управление другими людьми
посредством жеста, а тактирование дирижёрских схем, с соблюдением направления
движения, и заучивание этих движений до автоматизма, чтобы в дальнейшем это
умение стало инструментом для разбора сложных метрических и ритмических задач.
Я рисую детям схемы: вниз-вверх – 2/4, треугольник – 3/4, кораблик с парусом – 4/4
и т. д. Сначала это сложно, так как многие дети не имеют навыков пения с
дирижированием, потом - всё легче и продуктивней. Я не требую от всех детей
точного интонирования голосом, на данном этапе достаточно ритмически верной
артикуляции.
4). Ритмически развивающая ходьба.
Какое ритмичное действие совершает человек, не обращая на него внимание?
Конечно, это ходьба. Мы имеем естественный природный инструмент ритмичности.
Я даю ученику задание ходить в размере 2/4 – раз-два, левой-правой! В размере 3/4
сильная доля будет поочерёдно попадать то на левую, то на правую ногу. Объясняю и
говорю, что это правильно, и нужно чуть сильнее топать раз. Дети, которые
занимаются танцами, легко справляются с этим заданием. Размер 4/4 аналогичен
двудольному размеру. 6/4 – трёхдольному, для этого нужно акцентировать первую и
четвёртую доли. 5/4 нужно ходить в более быстром темпе, чтобы не терялось
ощущение сильной доли. Раз, как я уже говорил, шагается чуть сильнее. Таким
образом, запоминается количество действий (шагов) от одной сильной доли до
другой, и вырабатывается чувство размера. Это упражнение требует многократного
повторения и простора для ходьбы. Поэтому я даю ученику задание, например: «Иди
домой в размере 3/4, сначала просто считай, потом напевай пьесу такую-то.»
Ритм
Ритм, это соотношение различных длительностей.
Выучить длительности не сложно, можно быстро объяснить ребёнку, как делятся
длительности, от самых больших до мелких. Гораздо трудней объяснить ребёнку
правила группировки длительностей в различных размерах.
Я часто предлагаю ученику, считая ногой исполнять четверти, восьмые, триоли и
шестнадцатые на одной ноте, чтобы почувствовать, как делится четверть. Поиграть
половинные и целые ноты, чтобы понять, как четверти объединяются. Также я
объясняю, в каком размере мы будем это делать. Для наглядности рисую в тетради
схему. Изображаю ритмический рисунок, а пульс в виде ударений на определённых
нотах. Иногда, на мелких длительностях, обозначаю направление движения ноги
вниз-вверх. Требую точной координации.
Также как и в работе над метром, я прошу пропевать со счётом различные
ритмические группы.
Артикуляция
Артикуляция слогов и определённые слова дают очень точное понимание
длительностей: четверть – шаг, восьмые – по-лу, шестнадцатые – ди-ли-ди-ли (ти-
ри-ти-ри). Четверть с точкой и восьмая – та-и-ти, восьмая с точкой и шестнадцатая
– дай-те, пунктирный ритм в трёхдольном размере – Амстердам, и так далее.
Ещё раз скажу, что выучить сложный ритм, можно придумав слова.
В свою очередь, трудный пассаж, написанный одинаковыми длительностями, можно
проигрывать пунктирным ритмом:
там, ту-да, ту-да, ту-да, потом обратным
пунктиром (так называемым ломбардским ритмом): ря-дом, ря-дом или мес-то, ме-
сто. Потом опять исполнять ровно. Этот способ работает удивительно хорошо,
налаживая ровность и чёткость исполнения.
Язык очень важен для развития музыканта-духовика. Потому что, всё, что мы
исполняем, мы проговариваем.
Кстати, на вступительных экзаменах я часто предлагаю детям повторять за мной
различные речевые ритмические задания, например: там-там-там, там-та-ра-там;
ти-ри-ти-ри ти-ти, ти-ри-ти-ри та.
Дети, имеющие дефекты речи, в дальнейшем могут иметь проблемы с артикуляцией
на духовом инструменте.
Паузы
Особое внимание следует уделять исполнению пауз. Пауза, это не остановка, а знак
молчания. Нужно, чтобы дети узнавали, как обозначаются длительности пауз
одновременно
с
изучением
длительностей
нот.
Паузы
наравне
с
нотами
присутствуют в моих ритмических упражнениях. Паузы, это тоже движение, только
молча.
А вот знаком остановки в музыке является фермата. Совершенно неверным является
расхожее мнение, что фермата удлиняет ноту или паузу примерно в два с половиной
раза. Нет. Останавливаемся, прекращая пульсацию, и слушаем по смыслу, когда нам
захочется продолжать движение.
Синкопы
Ещё один ритмический оборот, который требует специальной работы, это работа над
синкопами. Общепринятое определение синкопы: «Перенос акцента с сильной доли
на слабую» - мне не нравится. Я считаю, что лучше: «Синкопа, это - несовпадение
метрического и ритмического акцентов». Ведь акценты в пульсации никуда не
исчезают, и являются опорой для исполнения синкопы. А опору в данном случае
нужно очень хорошо чувствовать. Мы делаем много упражнений для освоения
синкопы.
При
изучении
синкоп
восьмыми
длительностями,
нога
движется
равномерно, звук начинается на фазе вверх и продолжается до следующей фазы
вниз.
Размер
Размеры бывают простые: двух и трёхдольные. Сложные размеры: четырёх, шести,
восьми, девяти и двенадцатидольные.
Бывают
размеры
составные
из
разных
простых
размеров:
пяти,
семи,
одинадцатидольные и т. д.
А бывают размеры переменные. Причём бывает, что такты различаются только по
количеству долей, а иногда различаются и длительности, принятые за единицу
метра. В этом случае, обычно в нотах есть обозначения, что к чему приравнивается.
Все эти вопросы, а также полиритмия и полиметрия, решаются путём умной
ритмичной ходьбы с проговариванием названия долей.
Ставится конкретная задача, например: почувствовать и запомнить соотношение три
на два, или семидольный размер 2+2+3. Для этого духовику не нужен музыкальный
инструмент. Мы просто всё проговариваем. Мы учим свои чувства, мы измеряем
время в долях пульсации, мы перераспределяем его по-другому, по-новому.
Темп
Темп – скорость движения пришла в музыку из жизни. Какие-то процессы
происходят быстро, какие-то медленнее. Темпы подразделяются на медленные,
умеренные
и
быстрые.
Если
музыкальное
произведение
исполнить
в
несоответствующем темпе, то характер его сразу изменится. До изобретения
метронома скорость исполнения измерялась ударами пульса. Существуют старинные
таблицы темпов, в которых указано, сколько метрических долей соответствует
определённому количеству ударов пульса. А обычный средний пульс человека 70-75
ударов в минуту. (Возможно поэтому метр в музыке обычно называют пульсом). В
начале 19 века в Амстердаме Дитрих Николаус Винкель изобрёл метроном - прибор,
который точно отбивал нужное количество ударов в минуту. А в 1816 году в
Германии Иоганн Непомук Мельцель доработал и запатентовал аналогичное
устройство, а также наладил его производство. С этого момента композиторы могли
точно указывать темп, который будет соответствовать характеру произведения.
Людвиг ван Бетховен первым стал это делать, так как дружил с И. Мельцелем, и
сразу оценил пользу нового прибора. Теперь все музыканты получили возможность
контролировать
правильность
в
выборе
темпа
и
ритмическую
ровность
в
исполнении.
С самых первых занятий необходимо знакомить детей с игрой под метроном, чтобы
выработать у них чувство равномерности. Если есть проблемы со звукоизвлечением,
то можно просто ходить, хлопать, петь, декламировать под метроном (о чём я уже
говорил). Именно в этот период закладывается чувство, что ноты не просто так идут
друг за дружкой, а что они строго укладываются в определённые временные ячейки -
метрические доли.
Выбор метрической доли (единицы измерения)
В зависимости от темпа метрическая доля не всегда соответствует указанной в
размере. В подвижных темпах в трёхдольных размерах три доли объединяются в
одну. Размер 3/4 исполняется как 1/половинная с точкой. Размер 3/8 исполняется как
1/четвертная с точкой. Размер 6/8 исполняется как 2/четвертных с точками, и т. д.
В медленных темпах метрическая доля часто в два раза мельче, указанной в размере.
Размер 4/4 исполняется как 8/8. Размер 3/4 нужно считать как 6/8, в группировке
2+2+2, и т. д. Получатся, что длительности становятся вдвое длиннее.
В быстрых темпах, наоборот, доли объединяются. Происходит то, что в музыке
называется Alla
breve
(вдвое крупней). Музыка приобретает лёгкость, она
избавляется от половины ударов пульса. Длительности становятся как бы вдвое
короче.
Конечно, не все дети это сразу понимают. Упражнения со счётом вслух и
тактированием дают правильные ощущения.
Изменения темпа
Ещё в музыке встречаются изменения темпа: accelerando и ritenuto – ускоряя и
замедляя. С этим у детей проблем обычно нет. Также они очень любят rubato, ad
libitum и freely, что значит свободно, не строго в такт. Здесь важно соблюдать
чувство меры. А правильная игра rubato, это вообще, признак музыкальной зрелости
или природной одарённости.
Развитие чувства ритма и ощущения пульсации, это - важнейший компонент
музыкального воспитания, но наиболее важным является ощущение живой
пульсации. Когда музыкант чувствует смысл музыки, её движение. Когда
метрические доли не тормозят развёртывания музыкального материала во времени.
А слушатели вовлекаются в процесс музыкального развития, и получают огромное
наслаждение от ощущения движения.
Живая пульсация является важнейшим средством музыкальной выразительности. И
в этом убеждаешься каждый раз, когда слушаешь великих исполнителей.
В настоящее время мы имеем возможность воспитываться на самых лучших
образцах музыки, в исполнении самых выдающихся музыкантов. Именно с такими
шедеврами исполнительского искусства обязательно нужно знакомить своих
учеников для их гармоничного развития.
30.11.2021