Напоминание

"О роли концертмейстера-аккомпаниатора в ДШИ. Мысли вслух"


Автор: Колчина Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер-аккомпаниатор
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Синтез"
Населённый пункт: г.о.Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "О роли концертмейстера-аккомпаниатора в ДШИ. Мысли вслух"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

О роли концертмейстера-аккомпаниатора в детской школе

искусств. Мысли вслух.

Колчина Т.Г. - концертмейстер МБОУ ДО

«Детская школа искусств «Синтез»»

г.о. Серпухов

...При слове «аккомпаниатор» так и видишь картину, как серьезная

тетенька выводит на сцену малыша , ставит ему подставку ,он садится за рояль

и кивком головы показывает, что он готов играть. Аккомпаниатор начинает

послушно водить по струнам, играя свое произведение.

Пройдет некоторое время, учащийся пианист

подрастет и уже сам

серьезный, вдумчивый будет выходить на сцену, кивком покажет, мол, давайте

начинать. Он - ассамблист! А аккомпаниатор его лучший помощник. Однако

скрипачи-аккомпаниаторы думают по- другому. Они считают свою работу не

просто важной, но и почетной, ведь нет задачи благороднее, чем совместно с

педагогом

по

специальности

приобщить

ребенка

к

миру

прекрасного.

Специфика работы в музыкальной школе, где обучаются дети с самых малых

лет, такова, что аккомпаниатор не просто аккомпанирует, а активно участвует в

учебной, воспитательной, музыкально- просветительской деятельности.

Так кто же это - аккомпаниатор в детской музыкальной школе? Прежде

всего,

это

профессиональный

музыкант,

хорошо

владеющий

своим

инструментом (скрипкой, домрой) и обладающий многими необходимыми

навыками. И первым в череде этих навыков стоит, на мой взгляд, умение читать

с листа текст любой сложности.

Умение из сложного текста выбрать основное, не теряя при этом

содержания музыки - еще один необходимый для аккомпаниатора навык. При

работе в классе можно облегчить трудные места, однако на сцене нужно создать

полноценную

звучность

сольной

партии,

направленную

на

раскрытие

художественного образа исполняемого музыкального произведения.

Непростая задача для учащегося пианиста играть аккомпанемент и при

этом ясно «видеть- слышать» партию солиста. Особенно важно, чтобы пианист

знал специфические особенности солирующего инструмента (вокалиста) -

принципы звукоизвлечения,

дыхания,

техники. Умение

аккомпанировать

педагогам различных специальностей (скрипачам, домристам) нарабатывается

многими

годами

активной

классной

и

концертной

работы.

Подобный

универсальный

ученик-аккомпаниатор,

конечно,

нарасхват

в

детской

музыкальной школе или детской школе искусств.

2

Для любого аккомпаниатора очень важно быть чутким ансамблистом.

Думаю, в работе с детьми именно концертмейстер-аккомпаниатор помогает

учащемуся освоить азы синхронного, ансамблевого исполнения, темпового,

метро-ритмического

соответствия.

Именно

концертмейстер-аккомпаниатор

помогает понять и передать содержание произведения, развивает ритмическую

дисциплину ученика и согласованность исполнения партий.

Можно еще долго перечислять того, что должен уметь аккомпаниатор в

школе: транспонировать, «на ходу» подбирать мелодию или аккомпанемент,

делать переложения, понимать основные дирижерские жесты и т.д.. Однако не

надо забывать, что речь идет не о машине, которая должна уметь и делать. Все-

таки мы говорим о живом человеке, поэтому нельзя не упомянуть и о некоторых

специфических психологических качествах. Так, внимание концертмейстера-

аккомпаниатора - это внимание совершенно особого рода, ведь его надо

распределить и на собственные исполнительские задачи, и контролировать

звуковой баланс, и при этом быстро и точно поддержать солиста в его

намерениях, создать единую с ним художественную концепцию произведения,

поддержать в кульминациях. Вместе с тем, при необходимости, быть

незаметным и всегда чутким его помощником.

Полноценная профессиональная деятельность требует помимо особого

внимания таких качеств, как быстрота и активность реакции, находчивость в

неожиданных ситуациях. Если ученик перепутал текст (что часто происходит на

концерте или экзамене), опытный концертмейстер-аккомпаниатор сумеет

вовремя подхватить солиста и благополучно доиграть пьесу до конца.

Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру-

аккомпаниатору.

Опытный

аккомпаниатор

всегда

может

снять

нервное

напряжение

солиста

перед

концертным

выступлением.

Предельная

сосредоточенность и умение держать себя в руках за сценой, выразительность и

повышенный тонус исполнения аккомпанемента на сцене - помогут солисту

обрести уверенность в себе, придадут ему психологическую свободу и, будем

надеяться, наполнят выступление творческим вдохновением.

Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть, что это далеко не

все требования к концертмейстеру-аккомпаниатору. В данной работе я

обозначила то, что считаю для себя наиболее важным и первоочередным, то,

что

почувствовала

собственной

«кожей»

за

почти

28-летний

стаж

концертмейстерской деятельности. Очень важно, чтобы сам концертмейстер-

аккомпаниатор

любил

играть,

умел

получать

удовольствие

на

сцене,

испытывать радость от совместного творчества.

3

Литература:

1.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления

педагога. - М., Музыка, 1996.

2.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая

деятельность. - Музыка в школе, 2001, №2.

20.01.2024г.



В раздел образования