Автор: Колчина Татьяна Георгиевна
Должность: концертмейстер-аккомпаниатор
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Синтез"
Населённый пункт: г.о.Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "О роли концертмейстера-аккомпаниатора в ДШИ. Мысли вслух"
Раздел: дополнительное образование
1
О роли концертмейстера-аккомпаниатора в детской школе
искусств. Мысли вслух.
Колчина Т.Г. - концертмейстер МБОУ ДО
«Детская школа искусств «Синтез»»
г.о. Серпухов
...При слове «аккомпаниатор» так и видишь картину, как серьезная
тетенька выводит на сцену малыша , ставит ему подставку ,он садится за рояль
и кивком головы показывает, что он готов играть. Аккомпаниатор начинает
послушно водить по струнам, играя свое произведение.
Пройдет некоторое время, учащийся пианист
подрастет и уже сам
серьезный, вдумчивый будет выходить на сцену, кивком покажет, мол, давайте
начинать. Он - ассамблист! А аккомпаниатор его лучший помощник. Однако
скрипачи-аккомпаниаторы думают по- другому. Они считают свою работу не
просто важной, но и почетной, ведь нет задачи благороднее, чем совместно с
педагогом
по
специальности
приобщить
ребенка
к
миру
прекрасного.
Специфика работы в музыкальной школе, где обучаются дети с самых малых
лет, такова, что аккомпаниатор не просто аккомпанирует, а активно участвует в
учебной, воспитательной, музыкально- просветительской деятельности.
Так кто же это - аккомпаниатор в детской музыкальной школе? Прежде
всего,
это
профессиональный
музыкант,
хорошо
владеющий
своим
инструментом (скрипкой, домрой) и обладающий многими необходимыми
навыками. И первым в череде этих навыков стоит, на мой взгляд, умение читать
с листа текст любой сложности.
Умение из сложного текста выбрать основное, не теряя при этом
содержания музыки - еще один необходимый для аккомпаниатора навык. При
работе в классе можно облегчить трудные места, однако на сцене нужно создать
полноценную
звучность
сольной
партии,
направленную
на
раскрытие
художественного образа исполняемого музыкального произведения.
Непростая задача для учащегося пианиста играть аккомпанемент и при
этом ясно «видеть- слышать» партию солиста. Особенно важно, чтобы пианист
знал специфические особенности солирующего инструмента (вокалиста) -
принципы звукоизвлечения,
дыхания,
техники. Умение
аккомпанировать
педагогам различных специальностей (скрипачам, домристам) нарабатывается
многими
годами
активной
классной
и
концертной
работы.
Подобный
универсальный
ученик-аккомпаниатор,
конечно,
нарасхват
в
детской
музыкальной школе или детской школе искусств.
2
Для любого аккомпаниатора очень важно быть чутким ансамблистом.
Думаю, в работе с детьми именно концертмейстер-аккомпаниатор помогает
учащемуся освоить азы синхронного, ансамблевого исполнения, темпового,
метро-ритмического
соответствия.
Именно
концертмейстер-аккомпаниатор
помогает понять и передать содержание произведения, развивает ритмическую
дисциплину ученика и согласованность исполнения партий.
Можно еще долго перечислять того, что должен уметь аккомпаниатор в
школе: транспонировать, «на ходу» подбирать мелодию или аккомпанемент,
делать переложения, понимать основные дирижерские жесты и т.д.. Однако не
надо забывать, что речь идет не о машине, которая должна уметь и делать. Все-
таки мы говорим о живом человеке, поэтому нельзя не упомянуть и о некоторых
специфических психологических качествах. Так, внимание концертмейстера-
аккомпаниатора - это внимание совершенно особого рода, ведь его надо
распределить и на собственные исполнительские задачи, и контролировать
звуковой баланс, и при этом быстро и точно поддержать солиста в его
намерениях, создать единую с ним художественную концепцию произведения,
поддержать в кульминациях. Вместе с тем, при необходимости, быть
незаметным и всегда чутким его помощником.
Полноценная профессиональная деятельность требует помимо особого
внимания таких качеств, как быстрота и активность реакции, находчивость в
неожиданных ситуациях. Если ученик перепутал текст (что часто происходит на
концерте или экзамене), опытный концертмейстер-аккомпаниатор сумеет
вовремя подхватить солиста и благополучно доиграть пьесу до конца.
Воля и самообладание - качества, также необходимые концертмейстеру-
аккомпаниатору.
Опытный
аккомпаниатор
всегда
может
снять
нервное
напряжение
солиста
перед
концертным
выступлением.
Предельная
сосредоточенность и умение держать себя в руках за сценой, выразительность и
повышенный тонус исполнения аккомпанемента на сцене - помогут солисту
обрести уверенность в себе, придадут ему психологическую свободу и, будем
надеяться, наполнят выступление творческим вдохновением.
Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть, что это далеко не
все требования к концертмейстеру-аккомпаниатору. В данной работе я
обозначила то, что считаю для себя наиболее важным и первоочередным, то,
что
почувствовала
собственной
«кожей»
за
почти
28-летний
стаж
концертмейстерской деятельности. Очень важно, чтобы сам концертмейстер-
аккомпаниатор
любил
играть,
умел
получать
удовольствие
на
сцене,
испытывать радость от совместного творчества.
3
Литература:
1.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления
педагога. - М., Музыка, 1996.
2.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая
деятельность. - Музыка в школе, 2001, №2.
20.01.2024г.