Автор: Колчина Татьяна Георгиевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Синтез"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Формирование игрового аппарата. Постановка руки скрипача"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств «Синтез»
г.о. Серпухов
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
« ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО
АППАРАТА.
ПОСТАНОВКА РУКИ СКРИПАЧА»
Выполнила: преподаватель по классу
скрипки МБОУ ДО ДШИ «Синтез»
Колчин
а Т.Г.
21.01.2024г.
Аннотация
В данном методическом докладе использована статья Иосифа Гутмана
«Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях», в
которой излагаются принципы и методические подходы к организации
свободного
игрового аппарата юного скрипача. Рекомендовано для
преподавателей по классу скрипки.
Автор статьи, Иосиф Гутман, отстаивает справедливое убеждение в
отсутствие универсальной, пригодной абсолютно
для всех учеников,
наиболее оптимальной и единственно правильной постановки рук скрипача и
объясняет невозможность её существования многообразием индивидуальных
природных особенностей человека.
И.
Гутман,
опираясь
на
разработанный
в
процессе
личной
педагогической практики опыт и многолетние наблюдения над различными
формами
скрипичной
постановки,
выделяет
три
основных
формы
скрипичной постановки, которые можно считать типовыми.
Прежде, чем перейти к разговору собственно о формах скрипичной
постановки, следует сказать о методических установках, лежащих в основе
работы педагога с учениками на ранней стадии обучения игре на скрипке.
Так во время игры руки скрипача производят сложные и различные для
каждой руки движения, затрудняющие их координацию, руки должны быть
свободны от мышечного напряжения, чтобы достичь минимальными
усилиями
высокого
художественного
результата.
Руки
должны
быть
свободны, а движения – экономны.
Далее
автор
говорит
о
том,
что
важным
недостатком
старой
скрипичной
педагогики
являлось
усиленное
внимание
к
внешнему
выражению игрового процесса - виртуозности пальцев и смычковой технике,
в ущерб вопросу управления игровыми движениями. Не уделялось должное
внимание работе предплечья правой руки. Большое значение отводилось
кисти, изолированной от движений руки в целом, находящейся в низком
положении, будучи прижатой к корпусу. При таком положении правой руки
отсутствовало естественной
вращательное
движение предплечья,
рука
двигалась почти вертикально и кисть «провисала». Результатом являлось
слабое звучание в верхней части смычка. Чтобы придать разнообразие
звучанию,
искусственно
ослаблялся
звук
у
колодки
при
помощи
использования небольшого количества волоса, а в верхней части смычка
использовалась
вся
его
ширина.
Существовало
множество
этюдов,
специально написанных
с целью освоения: все сводилась к выработке
механических, неосознанных и неконтролируемых мозгом движений, что
препятствовало технологической свободе и обедняло звуковую палитру
исполнителя.
Современная же школа игры строится на индивидуальном подходе к
каждому отдельно взятому строению рук на научных началах: учитываются
данные
анатомии,
психологии
и
психофизиологии.
Таким
образом,
современная методика обучения скрипача основывается не на механических
упражнениях для выработки скрипичной техники, а на сознательной
организации игровых движений, регулируемых мозгом.
Важнейшим аспектом работы педагога в начальный период обучения
является воспитание в ученике сосредоточенности
и способности к
самонаблюдению
в
занятиях,
так
как
неправильные
приёмы
игры,
закреплённые в процессе выработки игровых навыков, могут помешать
дальнейшему гармоничному развитию скрипача, как в техническом, так и
художественном планах.
На начальном периоде обучения закладывается фундамент развития
скрипача, поэтому на первых стадиях обучения
очень важно освоение
основных элементов техники правой и левой рук.
Ещё один важный момент работы над постановкой рук начинающего
скрипача - это необходимость привития ему рациональных игровых навыков.
Нерациональные, неудобные приёмы игры придётся исправлять, что влечёт
за собой иногда большие физические и психологические трудности.
Особенно
сложно
поддаются
исправлению
внутренние
напряжения,
выражающиеся, в частности, в нарушении нормального дыхания при игре,
зажатии голосовых связок (а, соответственно, и всех мышц шеи и плечевого
пояса). И
ещё сложнее перестроить прочно укоренившиеся недостатки
игрового аппарата.
Типовые двигательные положения корпуса и рук скрипача.
Положение рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому
необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором руки
могли бы
максимально свободно двигаться и выполнять необходимые
движения без излишних затрат энергии.
Только при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу
и анатомическим и физиологическим особенностям
играющего можно
достичь свободы игрового процесса.
И. Гутман выделяет три основных формы скрипичной постановки и
рассматривает их как типовые положения рук скрипача - суженное, среднее и
расширенное. Двигательные положения рук, образующиеся при некотором
увеличении угла между направленностью скрипки и корпуса, когда руки ещё
не принимают форм, присущих одному из указанных типовых положений,
называются зонами. Зная типовые двигательные положения и их зоны,
можно найти рациональное положение рук и корпуса индивидуально для
каждого скрипача.
Характеристика типовых двигательных положений и их различия.
Суженное типовое положение.
Скрипка находится под прямым углом к корпусу, прямо перед
играющим. Руки приближены к корпусу. Корпус и плечевой пояс слегка
развёрнуты вправо. Левой плечо подано вперёд, правое - назад. В результате
такого «компактного» положения рук кисти и пальцы становятся более
округлыми. Суженное двигательное положение больше всего подходит
учащимся небольшого роста и тем, чьи руки короче.
Среднее типовое положение.
Плечевой пояс распрямлён за счёт увеличения угла между корпусом и
скрипкой. Руки принимают более высокое положение; кисти становятся
более обтекаемыми, пальцы менее закруглёнными. Плоскость движения
смычка горизонтальнее. Данное положение подходит скрипачам среднего
роста с нормальной длиной рук.
Расширенное типовое положение.
Руки ещё более отдалены от корпуса, чем при среднем
типовом
положении, левое плечо отведено назад, а правое – вперёд. Кисти рук менее
обтекаемы.
Движение
смычка
становятся
почти
горизонтальным.
Расширенное типовое двигательное положение подходит для учащихся
высокого роста с длинными руками.
Первичные игровые навыки во всех типовых положениях формируются
при игре в середине смычка и в первой позиции. Навязывая ученику не
свойственное для его анатомии типового положения, а также смешение
разных положений может привести к формированию не подходящей для
данного ученика постановки, неправильных навыков и, как следствие, ведёт
к закрепощению и перенапряжению игрового аппарата. По тем же причинам
недопустимо копирование
постановки рук
других исполнителей или
педагога, если эта постановка не соответствует естественному строению рук
и корпуса ученика.
Постановка левой руки скрипача
Исходный приём двигательного положения пальцев на грифе -
состояние руки, подобное собиранию пальцев в кулак. В этом положении
пальцы свободны, легко скользят по струне, например, при исполнении
хроматизмов, энергия пальцев равномерно распределяется при падении на
струну. В результате отпадает потребность в специальных упражнениях для
разыгрывания – к примеру, упражнения Шевчика. В таком положении на
грифе принимают правильный разворот в сторону лица исполнителя. Пальцы
при такой направленности не перекрещиваются, что создаёт (совместно со
слуховым контролем) основу для чистой интонации.
Важную роль в постановке левой руки скрипача играет большой палец.
Именно с этим пальцем связано множество проблем у начинающего
скрипача, которые можно рассмотреть отдельно. Сильное давление на шейку
скрипки – сковывает остальные четыре пальца, не давая им свободно
двигаться. Слишком глубокий охват скрипки - деформирует положение
кисти. Кисть провисает, третий и четвёртый пальцы находятся далеко от
струн. Чрезмерное отведение пальца к порожку также создаёт проблемы для
третьего и четвёртого пальцев. Пальцы вынуждены дотягиваться до нужных
нот. От всех этих недостатков страдает интонация, артикуляция, беглость
пальцев и, в конечном итоге, общее техническое мастерство исполнителя.
Какого – либо определённого, единственно правильного положения на
грифе как большого, так и остальных пальцев не существует, так как всё
зависит от длины, строения пальцев и рук играющего. При разных
двигательных положениях будут различны и точки
соприкосновения
пальцев с шейкой скрипки. Большой палец должен легко прилегать к шейке
скрипки, сохраняя ощущение свободы, как при опущенной руке. При этом
для каждого типового двигательного положения (для исполнителей с
недлинными пальцами), характерен глубокий охват шейки. Благодаря этому
кисть приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также
более округлы и собраны.
Среднему двигательному положению соответствует менее глубокий
охват скрипки. Большой палец прилегает к шейке нижней частью ногтевой
фаланги. Кисть и пальцы более пологи.
Расширенное
типовое
двигательное
положение
(для
скрипачей,
обладающих длинными пальцами) предполагает неглубокий охват шейки.
Большой палец прилегает к ней серединой ногтевой фаланги, указательный
– верхней частью основной фаланги.
Точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки и грифом не остаются
неизменными, так как рулевое движение во время игры меняет их.
Для каждого типового положения характерна и различная степень
охвата струн подушечками пальцев. Более округлое положение пальцев
подразумевает соприкосновение со струной меньшей площадью подушечки,
и наоборот. Главное в постановке левой руки – лёгкость прилегания пальцев
к шейке скрипки, так как место соприкосновения с ней большого
указательного пальцев является одной из важнейших точек опоры (наряду с
ключицей и нижней челюстью).
Общая постановка левой руки должна быть удобной для каждого
конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе
овладения всем арсеналом музыкально - технических средств, используемых
в современном скрипичном исполнительстве.
Влияние основных типовых двигательных положений на игровой аппарат
скрипача от поворота корпуса до постановки пальцев подтверждает
необходимость
индивидуального подхода к анатомическому строению
каждого отдельного учащегося и отказа от стандартной, единой для всех
постановки левой руки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА
1.
Иосиф Гутман. «Постановка рук скрипача в трёх двигательных типовых
положениях».
2.
«Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». (Составитель М.М.
Берлянчик). Москва, Издательство «Классика 21», 2006.