Напоминание

"Формирование игрового аппарата. Постановка руки скрипача"


Автор: Колчина Татьяна Георгиевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Синтез"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Формирование игрового аппарата. Постановка руки скрипача"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств «Синтез»

г.о. Серпухов

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

« ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО

АППАРАТА.

ПОСТАНОВКА РУКИ СКРИПАЧА»

Выполнила: преподаватель по классу

скрипки МБОУ ДО ДШИ «Синтез»

Колчин

а Т.Г.

21.01.2024г.

Аннотация

В данном методическом докладе использована статья Иосифа Гутмана

«Постановка рук скрипача в трёх типовых двигательных положениях», в

которой излагаются принципы и методические подходы к организации

свободного

игрового аппарата юного скрипача. Рекомендовано для

преподавателей по классу скрипки.

Автор статьи, Иосиф Гутман, отстаивает справедливое убеждение в

отсутствие универсальной, пригодной абсолютно

для всех учеников,

наиболее оптимальной и единственно правильной постановки рук скрипача и

объясняет невозможность её существования многообразием индивидуальных

природных особенностей человека.

И.

Гутман,

опираясь

на

разработанный

в

процессе

личной

педагогической практики опыт и многолетние наблюдения над различными

формами

скрипичной

постановки,

выделяет

три

основных

формы

скрипичной постановки, которые можно считать типовыми.

Прежде, чем перейти к разговору собственно о формах скрипичной

постановки, следует сказать о методических установках, лежащих в основе

работы педагога с учениками на ранней стадии обучения игре на скрипке.

Так во время игры руки скрипача производят сложные и различные для

каждой руки движения, затрудняющие их координацию, руки должны быть

свободны от мышечного напряжения, чтобы достичь минимальными

усилиями

высокого

художественного

результата.

Руки

должны

быть

свободны, а движения – экономны.

Далее

автор

говорит

о

том,

что

важным

недостатком

старой

скрипичной

педагогики

являлось

усиленное

внимание

к

внешнему

выражению игрового процесса - виртуозности пальцев и смычковой технике,

в ущерб вопросу управления игровыми движениями. Не уделялось должное

внимание работе предплечья правой руки. Большое значение отводилось

кисти, изолированной от движений руки в целом, находящейся в низком

положении, будучи прижатой к корпусу. При таком положении правой руки

отсутствовало естественной

вращательное

движение предплечья,

рука

двигалась почти вертикально и кисть «провисала». Результатом являлось

слабое звучание в верхней части смычка. Чтобы придать разнообразие

звучанию,

искусственно

ослаблялся

звук

у

колодки

при

помощи

использования небольшого количества волоса, а в верхней части смычка

использовалась

вся

его

ширина.

Существовало

множество

этюдов,

специально написанных

с целью освоения: все сводилась к выработке

механических, неосознанных и неконтролируемых мозгом движений, что

препятствовало технологической свободе и обедняло звуковую палитру

исполнителя.

Современная же школа игры строится на индивидуальном подходе к

каждому отдельно взятому строению рук на научных началах: учитываются

данные

анатомии,

психологии

и

психофизиологии.

Таким

образом,

современная методика обучения скрипача основывается не на механических

упражнениях для выработки скрипичной техники, а на сознательной

организации игровых движений, регулируемых мозгом.

Важнейшим аспектом работы педагога в начальный период обучения

является воспитание в ученике сосредоточенности

и способности к

самонаблюдению

в

занятиях,

так

как

неправильные

приёмы

игры,

закреплённые в процессе выработки игровых навыков, могут помешать

дальнейшему гармоничному развитию скрипача, как в техническом, так и

художественном планах.

На начальном периоде обучения закладывается фундамент развития

скрипача, поэтому на первых стадиях обучения

очень важно освоение

основных элементов техники правой и левой рук.

Ещё один важный момент работы над постановкой рук начинающего

скрипача - это необходимость привития ему рациональных игровых навыков.

Нерациональные, неудобные приёмы игры придётся исправлять, что влечёт

за собой иногда большие физические и психологические трудности.

Особенно

сложно

поддаются

исправлению

внутренние

напряжения,

выражающиеся, в частности, в нарушении нормального дыхания при игре,

зажатии голосовых связок (а, соответственно, и всех мышц шеи и плечевого

пояса). И

ещё сложнее перестроить прочно укоренившиеся недостатки

игрового аппарата.

Типовые двигательные положения корпуса и рук скрипача.

Положение рук скрипача при игре не является естественным. Поэтому

необходимо найти такое положение рук и всего корпуса, при котором руки

могли бы

максимально свободно двигаться и выполнять необходимые

движения без излишних затрат энергии.

Только при соответствии всех элементов скрипичной постановки друг другу

и анатомическим и физиологическим особенностям

играющего можно

достичь свободы игрового процесса.

И. Гутман выделяет три основных формы скрипичной постановки и

рассматривает их как типовые положения рук скрипача - суженное, среднее и

расширенное. Двигательные положения рук, образующиеся при некотором

увеличении угла между направленностью скрипки и корпуса, когда руки ещё

не принимают форм, присущих одному из указанных типовых положений,

называются зонами. Зная типовые двигательные положения и их зоны,

можно найти рациональное положение рук и корпуса индивидуально для

каждого скрипача.

Характеристика типовых двигательных положений и их различия.

Суженное типовое положение.

Скрипка находится под прямым углом к корпусу, прямо перед

играющим. Руки приближены к корпусу. Корпус и плечевой пояс слегка

развёрнуты вправо. Левой плечо подано вперёд, правое - назад. В результате

такого «компактного» положения рук кисти и пальцы становятся более

округлыми. Суженное двигательное положение больше всего подходит

учащимся небольшого роста и тем, чьи руки короче.

Среднее типовое положение.

Плечевой пояс распрямлён за счёт увеличения угла между корпусом и

скрипкой. Руки принимают более высокое положение; кисти становятся

более обтекаемыми, пальцы менее закруглёнными. Плоскость движения

смычка горизонтальнее. Данное положение подходит скрипачам среднего

роста с нормальной длиной рук.

Расширенное типовое положение.

Руки ещё более отдалены от корпуса, чем при среднем

типовом

положении, левое плечо отведено назад, а правое – вперёд. Кисти рук менее

обтекаемы.

Движение

смычка

становятся

почти

горизонтальным.

Расширенное типовое двигательное положение подходит для учащихся

высокого роста с длинными руками.

Первичные игровые навыки во всех типовых положениях формируются

при игре в середине смычка и в первой позиции. Навязывая ученику не

свойственное для его анатомии типового положения, а также смешение

разных положений может привести к формированию не подходящей для

данного ученика постановки, неправильных навыков и, как следствие, ведёт

к закрепощению и перенапряжению игрового аппарата. По тем же причинам

недопустимо копирование

постановки рук

других исполнителей или

педагога, если эта постановка не соответствует естественному строению рук

и корпуса ученика.

Постановка левой руки скрипача

Исходный приём двигательного положения пальцев на грифе -

состояние руки, подобное собиранию пальцев в кулак. В этом положении

пальцы свободны, легко скользят по струне, например, при исполнении

хроматизмов, энергия пальцев равномерно распределяется при падении на

струну. В результате отпадает потребность в специальных упражнениях для

разыгрывания – к примеру, упражнения Шевчика. В таком положении на

грифе принимают правильный разворот в сторону лица исполнителя. Пальцы

при такой направленности не перекрещиваются, что создаёт (совместно со

слуховым контролем) основу для чистой интонации.

Важную роль в постановке левой руки скрипача играет большой палец.

Именно с этим пальцем связано множество проблем у начинающего

скрипача, которые можно рассмотреть отдельно. Сильное давление на шейку

скрипки – сковывает остальные четыре пальца, не давая им свободно

двигаться. Слишком глубокий охват скрипки - деформирует положение

кисти. Кисть провисает, третий и четвёртый пальцы находятся далеко от

струн. Чрезмерное отведение пальца к порожку также создаёт проблемы для

третьего и четвёртого пальцев. Пальцы вынуждены дотягиваться до нужных

нот. От всех этих недостатков страдает интонация, артикуляция, беглость

пальцев и, в конечном итоге, общее техническое мастерство исполнителя.

Какого – либо определённого, единственно правильного положения на

грифе как большого, так и остальных пальцев не существует, так как всё

зависит от длины, строения пальцев и рук играющего. При разных

двигательных положениях будут различны и точки

соприкосновения

пальцев с шейкой скрипки. Большой палец должен легко прилегать к шейке

скрипки, сохраняя ощущение свободы, как при опущенной руке. При этом

для каждого типового двигательного положения (для исполнителей с

недлинными пальцами), характерен глубокий охват шейки. Благодаря этому

кисть приобретает округлую форму, а пальцы, играющие на грифе, также

более округлы и собраны.

Среднему двигательному положению соответствует менее глубокий

охват скрипки. Большой палец прилегает к шейке нижней частью ногтевой

фаланги. Кисть и пальцы более пологи.

Расширенное

типовое

двигательное

положение

(для

скрипачей,

обладающих длинными пальцами) предполагает неглубокий охват шейки.

Большой палец прилегает к ней серединой ногтевой фаланги, указательный

– верхней частью основной фаланги.

Точки соприкосновения пальцев с шейкой скрипки и грифом не остаются

неизменными, так как рулевое движение во время игры меняет их.

Для каждого типового положения характерна и различная степень

охвата струн подушечками пальцев. Более округлое положение пальцев

подразумевает соприкосновение со струной меньшей площадью подушечки,

и наоборот. Главное в постановке левой руки – лёгкость прилегания пальцев

к шейке скрипки, так как место соприкосновения с ней большого

указательного пальцев является одной из важнейших точек опоры (наряду с

ключицей и нижней челюстью).

Общая постановка левой руки должна быть удобной для каждого

конкретного учащегося и предусматривать перспективы развития в процессе

овладения всем арсеналом музыкально - технических средств, используемых

в современном скрипичном исполнительстве.

Влияние основных типовых двигательных положений на игровой аппарат

скрипача от поворота корпуса до постановки пальцев подтверждает

необходимость

индивидуального подхода к анатомическому строению

каждого отдельного учащегося и отказа от стандартной, единой для всех

постановки левой руки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРА

1.

Иосиф Гутман. «Постановка рук скрипача в трёх двигательных типовых

положениях».

2.

«Как учить играть на скрипке в музыкальной школе». (Составитель М.М.

Берлянчик). Москва, Издательство «Классика 21», 2006.



В раздел образования